Василий Егоров из Мордовской Козловки прославился намолотами зерна и верностью своей профессии

12.03.2012 14:31

Житель села Мордовская Козловка Василий Васильевич Егоров построил в своей жизни даже не один, а три дома. Если, конечно, считать за новостройку дом, в котором сегодня живет со своей супругой Валентиной Михайловной. Этот дом он перевез из деревни Липовка, где до того проживал, и своими же руками поставил вновь в Мордовской Козловке. Но прославился, конечно же, совсем не этим. Не только в Мордовской Козловке, но и во всем Атюрьевском районе есть люди, которые нет-нет, да и вспомнят о рекорде, который поставил в свое время Василий Егоров. Случилось это в далеком уже 1974 году, когда Василий был еще комсомольцем, и его пример уже на второй день стал достоянием гласности среди молодежи всей Мордовии. Шутка ли, за один только день намолотить 70 тонн зерна, и это не на современном «Доне», а на комбайне СК-4. Таких комбайнов, наверное, сейчас и для музейного экспоната уже не сыскать, теперь даже на смену «Донам-1500» приходят «Акросы» и «Торумы» вместимостью бункеров до 6 тонн зерна. В 70-е годы зерно с полей увозили на ток почти повсеместно на «газиках», в кузова которых вмешалось ровно по два бункера. Если бункер комбайнов «Нива», которые, кстати, тоже почти «ушли на пенсию», рассчитан был на 2 тонны зерна, то у СК-4 он вмещал меньше. Но в 70 тоннах все равно было не меньше 35 бункеров!

- Было такое, - признался Василий Васильевич. – Так ведь и урожай на том поле был более 30 центнеров на гектар. Где много зерна, там и производительность работы выше.

Про «30 центнеров на гектар» - это он, конечно же, из скромности. Хотя остается фактом, что в совхозе «Красное знамя», где работал Егоров, в то время такие урожаи и в самом деле получали. Но даже в те времена, особенно в восточных районах Мордовии, зерна с гектара иные хозяйства собирали даже и больше. Однако достижения Егорова никому из комбайнеров, работавших на СК-4, побить в тот год не удалось. Сам же он по итогам уборочной вышел среди комбайнеров в 1974 году на второе место в республике, за что был премирован мотоциклом «Урал». Правда, получил Егоров свой мотоцикл не бесплатно, а за половину стоимости, но это тоже было большой наградой. Потому что «Уралы» считались в те времена самыми престижными мотоциклами, и чтобы купить такую машину на трех колесах, нужно было стоять в бесконечной очереди, в которую мог попасть даже не каждый. А тут – на тебе, без очереди, и, к тому же, за полцены!

- Тот «Урал» послужил на славу! – вспоминает Василий Васильевич. – Был он мне и «легковушкой», когда нужно было куда-то ехать, и даже тракторком, если возникала нужда что-либо подвезти для хозяйства. Но давно уже нет моего помощника! Теперь у меня вместо мотоцикла – лошадка. Но и ею я тоже очень доволен. И для скотины, и для себя привезет кормов на всю зиму, а по весне огород поможет засадить картошкой.

Василий Васильевич давно уже на пенсии, но в годы, когда еще продолжал работать, старался быть в деле только первым. Об этом, само собой, он тоже говорить не любит, зато рассказали о трудовых его делах те, кто работал многие годы рядом с Егоровым. А еще о трудолюбии Василия Васильевича можно судить и по многочисленным наградам, которые заработал он своим старанием. Самая высокая из них – орден «Знак Почета», которым Егорова наградили в 1975 году. Он даже помнит, как его, тогда молодого механизатора, работавшего на гусеничном тракторе, вызвали на совещание в район, на котором прикрепили к груди орден.

- Садиться на гусеничные никогда охотников не было, - говорит Василий Васильевич. – Потому что работать на них всегда было тяжело, а платили всем одинаково. Да и ремонт дизельного трактора – сущая каторга, особенно, если нет теплой мастерской. Их ведь и в самом деле почти нигде не было! Это уже в совхозе «Сосновский», куда я перешел, была теплая мастерская. Спасибо Николаю Семеновичу Норкину. Очень мудрым был он руководителем хозяйства, заботился о нас, рядовых работниках.

О бережливости Норкина как человека и руководителя хозяйства ходили легенды даже за пределами своего района. Нет, он человек не жадный, но характер не мог позволить Николаю Семеновичу потратить попусту не только свою, но и совхозную копейку. Даже, говорят, когда уезжал Норкин решать какой-либо вопрос в Саранск, то брал с собой в дорогу «тормозок» - сало, хлеб. Зато в бытность директором построил у себя в хозяйстве мастерские, склады и много еще чего сделал хорошего, чем похвалиться могли далеко не все его коллеги.

Если рассудить, говорит В.В. Егоров, как можно обойтись на селе без дизеля? Особенно зимой, когда из-за заносов невозможно было доставить с поля солому и сено? «Выходит, обойтись без них было нельзя, поэтому кому-то на дизеле тоже нужно было работать».

Егоров всегда и во всем оставался человеком безотказным. Когда трясло его на своем дизеле, думал он не о себе, а видел перед собой скотину, которой нужно было доставить корма.
К своей работе тракториста человек прикипел настолько, что Егорову и в голову не приходила мысль, чтобы пересесть на другую технику. Хотя такая возможность у него была. В свое время Василий Васильевич окончил Жуковское СПТУ, а после обучался и на шоферских курсах, получил права. Но они у него так и остались невостребованными.

В годы, когда Василий Васильевич работал у себя в совхозе, все между собой соревновались в том, чтобы показать более высокие результаты в работе. Егоров тоже участвовал в соревновании, и не раз его ставили в пример другим. Например, высокие результаты в работе показал в 1975, 1978 годах, о чем говорят присужденные ему значки победителя соревнования и «Молодой гвардеец пятилетки». А в 1980 году был он участником Выставки достижений народного хозяйства СССР, и даже, как сказано в удостоверении, которое вручили Егорову вместе с наградой Главного комитета выставки, удостоен был серебряной медали ВДНХ!

- Я долго работал и могу сравнивать, что было раньше и что есть сейчас, - говорит Василий Васильевич. – В годы перестройки растеряли, конечно, многое, и смотреть на разруху было очень больно. Но уже давно закончились все эти безобразия, жизнь как на селе, так и в городе постепенно налаживается. И это, я считаю, заслуга нынешнего Правительства.

Василия Васильевича поддерживает в этом мнении и супруга Валентина Михайловна. Они воспитали троих детей, которых, как и их родителей, отличает ответственное отношение к делу. Валентина Михайловна тоже проработала всю жизнь на селе и заработала, как и Василий Васильевич, пенсию. Платят ее, говорит она, исправно, точно в срок, «А уж чтобы потратить деньги, для этого и из села выезжать не нужно. У нас в Мордовской Козловке пять магазинов, и все в них есть».

Но и на пенсии супруги без дела не сидят, держат на подворье живность, сажают в огороде картошку, овощи. «Денег нам хватает на жизнь и для того, чтобы помогать даже внукам, - говорит она. – Тем более, что пенсию по мере возможности Правительство старается прибавлять каждый год, и даже несколько раз в год. Вот и сейчас прибавили. Если будем все охать да ахать, кричать на всех углах о том, как плохо живется, и ничего при этом не делать, ничего хорошего из этого не выйдет. Каждому нужно в полную силу работать на своем месте и не мешать митинговщиной делать полезное дело тем, кто хочет в лучшую сторону повернуть нашу жизнь».

Валентина Михайловна, как и ее муж, женщина мудрая. И когда в житейском споре попеняет кто-либо, что все в жизни плохо, никогда не промолчит. И обязательно приводит при этом в пример Мордовскую Козловку, где уже в последние годы появился не только газ, но и водопровод вошел в каждый дом.

«И всего-то пришлось заплатить каждому дому за такое благо одну тысячу рублей!»

А два года назад в самом центре села построен был социально-культурный центр, собравший под одну крышу Дом культуры, медпункт, почту, магазин, детский сад… «Таких, я слышала, во всей России не наберется пока и десятка. Грибов, конечно, в наших местах немерено, и собираем их мы даром. Но мог ли, в отличие от них, сам по себе вырасти у нас в селе такой нужный каждому объект?»

Валентин ПИНЯЕВ.

«Известия Мордовии»