Уроженка Мордовии Нина Литюшкина - единственная летчица в России, награжденная медалью Нестерова

07.03.2012 11:57

В нашей рубрике мы рассказываем о земляках, прославивших республику и весь мордовский народ. Перед Международным женским днем «Известия Мордовии» пишет о замечательной женщине, единственной мордовской пилотессе, общий налет которой составляет 23480 часов, или 2,5 года жизни (это уникальный показатель даже для пилотов-мужчин)! Нина Васильевна Литюшкина - пилот первого класса, она пролетала столько, что занесена в Книгу рекордов Гиннесса. В авиации Нина Васильевна проработала 45 лет. 45 лет безупречной, безаварийной работы! За это время Нина Васильевна освоила самолеты Ан-2, Ил-14, Ил-18, Ту-154, подготовила к самостоятельным полетам 5 командиров Ил-18. О своей старшей сестре нам рассказал член Совета Федерации РФ Владимир Васильевич Литюшкин.

Нина Литюшкина родилась 2 ноября 1942 года в селе Чукалы Ардатовского района. Девочку воспитывала бабушка Татьяна Павловна Литюшкина. Нина росла бойкой, активной и очень упорной девочкой. Упорство передалось ей, как и всем братьям и сестрам, от отца - Василия Григорьевича Литюшкина.

- Нас с детства приучали к труду, большим авторитетом для всех детей был отец, на которого мы, дети, похожи и внешне, и характерами, - рассказывает Владимир Васильевич.
Нина с детства была влюблена в небо, собирала картинки с изображением облаков, самолетов. Часто говорила: «Все равно полечу!» Она твердо решила связать свое будущее с авиацией. Для выполнения своей мечты она пошла против воли отца, которого очень любила и уважала.

Закончив среднюю школу, Нина некоторое время работала в Саранске на приборостроительном заводе, но затем поехала в Куйбышев. Там в аэроклубе она прошла первоначальную подготовку инструктора-планериста, совмещая ее с работой приемосдатчицы речного порта. Но девушка стремилась отнюдь не к профессии инструктора, Нина хотела летать сама, управлять большими грузовыми и пассажирскими самолетами, а не спортивными планерами и легкомоторными самолетами, как говорит Владимир Васильевич: «Она мечтала летать высоко».

В 50-е годы в Саранске на базе аэроклуба им. П.Ф.Федосеенко открывается Центральная объединенная летно-техническая школа ДОСААФ СССР, основателем и вдохновителем которой являлся прославленный летчик, генерал Н.П. Каманин. Нина приезжает в Саранск, чтобы поступить в эту школу. Но тогда, да и сейчас, все считают, что место женщины на земле, а за штурвалом самолета должен сидеть мужчина. Поступить в летную школу женщине было практически невозможно. Нина обращается за помощью к отцу. Василий Григорьевич, который смирился с упорством дочери и гордился ее настойчивостью и верностью своей мечте, обратился к Николаю Петровичу Каманину, и Нина была зачислена! Когда отделение летного объединения в Саранске было закрыто, Нина поехала доучиваться в Калужскую область. Упорная девушка все время стремилась к своей цели, для нее не были важны расстояния, переезды, годы учебы, у нее был один-единственный курс - небо!

21 декабря 1964 г. Нина Литюшкина вошла в личный состав Гражданского воздушного флота СССР. Она переучивается на Ан-2. Начала летать вторым пилотом на Ан-2 в 68-й отдельной авиаэскадрильи города Саранска – перевозила грузы и пассажиров.

А когда налетала на Яке и "Аннушке" свыше двух тысяч часов, в 1968 году ее, женщину(!), утвердили командиром самолета Ан-2. Через несколько лет в Кировоградской школе высшего летного пилотажа она освоила Ил-14 и Ан-24.

Справка «ИМ»

Меда́ль Не́стерова - государственная награда Российской Федерации. Медаль названа в честь Петра Николаевича Нестерова — российского военного лётчика, основоположника высшего пилотажа (1887—1914; погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран). Медаль Нестерова - один из самых почетных знаков отличия в Российской авиации. По Указу Президента Российской Федерации этой медалью награждают «За личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации, при несении боевой службы и боевого дежурства, на учениях и маневрах; за особые заслуги в освоении, эксплуатации и обслуживании авиационной техники, высокое профессиональное мастерство самолетовождения; за отличные показатели в боевой подготовке и воздушной выучке».

В 50-е годы в Саранске на базе аэроклуба им. П.Ф.Федосеенко открывается Центральная объединенная летно-техническая школа ДОСААФ СССР, основателем и вдохновителем которой являлся прославленный летчик, генерал Н.П. Каманин. Нина приезжает в Саранск, чтобы поступить в эту школу. Но тогда, да и сейчас, все считают, что место женщины на земле, а за штурвалом самолета должен сидеть мужчина. Поступить в летную школу женщине было практически невозможно. Нина обращается за помощью к отцу. Василий Григорьевич, который смирился с упорством дочери и гордился ее настойчивостью и верностью своей мечте, обратился к Николаю Петровичу Каманину, и Нина была зачислена! Когда отделение летного объединения в Саранске было закрыто, Нина поехала доучиваться в Калужскую область. Упорная девушка все время стремилась к своей цели, для нее не были важны расстояния, переезды, годы учебы, у нее был один-единственный курс - небо!

21 декабря 1964 г. Нина Литюшкина вошла в личный состав Гражданского воздушного флота СССР. Она переучивается на Ан-2. Начала летать вторым пилотом на Ан-2 в 68-й отдельной авиаэскадрильи города Саранска – перевозила грузы и пассажиров.

А когда налетала на Яке и "Аннушке" свыше двух тысяч часов, в 1968 году ее, женщину(!), утвердили командиром самолета Ан-2. Через несколько лет в Кировоградской школе высшего летного пилотажа она освоила Ил-14 и Ан-24.

Мечта привела Нину Литюшкину в Сибирь, где ей предложили работу второго пилота Ил-14 на Красноярском авиапредприятии. На Ил-14 Нина Васильевна налетала 1774 часа. Через несколько лет Нина вновь проходит курсы в Ульяновске, на которых переобучается на вождение корабля Ил-18, после чего становится командиром экипажа.

Когда в середине 70-х годов в гражданской авиации появились турбореактивные самолеты, Нина Васильевна переучивается по курсу командиров кораблей самолетов системы Ту. Аттестационная комиссия утверждает ее на должность второго пилота самого сложного в технике пилотирования нашего лайнера Ту-154. Как говорит сама Нина Васильевна: «Из женщин России, я одна летала на "Тушке". Общий налет Литюшкиной на Ту-154 составляет 13580 часов 37 минут.

Во время работы Нина Васильевна имела допуск к контрольно-испытательным полетам, полетам с перевозкой VIP-персон, выполняла полеты по второй категории ИКАО (международной организации гражданской авиации), то есть применяя визуальный заход на посадку, летала в сокращенном составе, без штурмана, при этом освоила полеты с использованием спутниковых навигационных систем.

В газете «Красноярский рабочий» за 2003 год рассказывается о знакомстве Нины Литюшкиной с генералом Александром Лебедем.

Генерал вошел к пилотам в кабину и гневно воскликнул:

- До-жи-ли! За штурвалом летчики в серьгах!

Она оторвала взгляд от приборов, повернулась к губернатору Красноярского края Лебедю и улыбнулась.

Александр Иванович увидел обаятельную женщину в летном мундире, а вскоре узнал, что недавно Нину Васильевну Литюшкину поздравляли друзья и коллеги с 35-летием летной работы и безаварийным налетом 20 тысяч часов. Генерал галантно поклонился и вышел из кабины самолета. Через несколько минут вернулся и преподнес нарядную коробку конфет Нине Васильевне.

Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 14 июля 2007 года «О награждении государственными наградами Российской Федерации», с формулировкой: «За заслуги в освоении современной авиационной техники, высокое профессиональное мастерство и многолетнюю добросовестную работу» Нина Васильевна была награждена медалью Нестерова, которая была учреждена 2 марта 1994 года. За все годы медалью Нестерова были награждены 146 человек. Когда я готовила этот материал, познакомилась с этим списком – Нина Литюшкина оказалась единственной женщиной, удостоенной этой высокой награды!

- Я горжусь своей сестрой, - говорит Владимир Васильевич, - она упорно шла к намеченной цели и заняла достойное место в жизни. Наш отец гордился бы ею…

Нина Васильевна ушла на заслуженный отдых 2 февраля 2009 года.

Когда я созвонилась с Ниной Васильевной, она рассказала, что постоянно следит за успехами родной республики и гордится своими мордовскими корнями. В Саранск к своим родным Нина Васильевна приезжает каждый год. И, как признался Владимир Васильевич, сестра мечтает переехать из далекого Красноярска домой, в Мордовию.

Екатерина СПИРИДОНОВА.

«Известия Мордовии»