Какая есть зимой альтернатива песку на улицах Саранска?

02.03.2012 11:23

- Сегодня на городских дорогах и тротуарах песчаная каша, которую мы разносим на подошвах обуви по своим домам и квартирам. Через пару-тройку недель еще больше потеплеет, и сладить с этой грязной жижей будет вообще невозможно. Неужели нет никакой альтернативы песку зимой на улицах Саранска?
Алексей Макаров.

«В настоящее время в Саранске в качестве противогололедного средства используется песчано-соляная смесь, – пояснили в Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства, – по нормативу она состоит на 85% из песка и 15% соли».

Заметим, что Глава Саранска Владимир Сушков неоднократно говорил о необходимости отказаться от песчано-соляной смеси в пользу более современных реагентов. «Мы должны уже в следующем сезоне уйти от песчано-соляной смеси, используемой в качестве антиобледенителя на городских тротуарах и дорогах, – указал градоначальник. – От песка слишком много грязи: и на улицах, и в магазинах, и в офисах».

Планировалось, что уже этой зимой в качестве эксперимента на отдельных участках дорог Саранска попробуют использовать альтернативные реагенты, однако коммунальщики обошлись традиционной песчано-соляной смесью. Причем горожане заметили, что соль использовалась в минимальном количестве, вместо этого дороги и тротуары щедро посыпались песком.

Многие жители Саранска считают, что песок – самый неэффективный способ борьбы с гололедом, а вот жители крупных городов, где уже не один год используется химия, не в восторге как раз от современных антиобледенителей – сильно портится обувь, наносится вред автомобилям.

Между тем современные альтернативные реагенты достаточно дорогое удовольствие, и для их применения требуется специальная техника, которая способна дозированно распределять смесь по дорогам и тротуарам.

А как в Москве?

Москва имеет самый большой опыт в России по применению противогололедных реагентов. До середины 1990-х годов здесь царила песчано-соляная смесь. Но каждую весну песок, который оставался на дорогах и тротуарах, загрязнял газоны и забивал водостоки. Коммунальным службам приходилось тратить значительные средства, чтобы очистить от него город.

В результате было принято решение в качестве антигололедного реагента использовать техническую соль (NaCI). Одним из главных преимуществ была ее способность моментально растопить лед. Техсоль эффективно работает в качестве противогололедного материала и при сильных морозах. Но одним из серьезных недостатков в ее применении стало то, что очень большое количество соли попадало в почву, вызывая ее засоление. В результате этого происходил процесс накопления вредных для растений веществ в почве, главным образом хлористого натрия. За годы применения соли в Москве (по подсчетам ученых, около 50 тысяч тонн за каждую зиму) погибло большое количество зеленых насаждений.

Затем власти Москвы приняли решение полностью отказаться от соли и перейти к использованию новых противогололедных реагентов. В качестве основных стали применяться твердые хлориды. Сейчас на столичных улицах используются противогололедные смеси на основе хлорида кальция с добавлением модификаторов, уменьшающих коррозионную активность реагента.

В чем основные недостатки реагентов?

Каждый реагент обладает своими достоинствами и недостатками. Например, натрий подавлял жизнедеятельность растений и вызывал сильную коррозию кузовов автомобилей и коммуникаций – металлических конструкций мостов, усиливающей железобетон арматуры. Кальций, наоборот, играет роль удобрения, но он сильнее портит обувь и при близких к нулю температурах из-за своих физико-химических свойств образует мыльную пленку на асфальте, которая увеличивает тормозной путь автомобиля.

Кальций менее коррозионно активен, чем натрий (то есть используемая ранее соль), но все равно негативно воздействует на металл и резину. Конечно, в некоторые противогололедные реагенты добавляются соединения, уменьшающие их коррозийное действие, но они помогают несильно.

А как за границей?

В принципе и в России, и за границей применяются одни и те же противогололедные реагенты – это, в первую очередь, хлориды натрия, кальция и магния. Однако использовать эти материалы так же успешно, как в Северной Европе, США и Канаде, в России по ряду причин пока не получается. Во-первых, дорожные сети многих городов не рассчитаны на то количество автомобилей, которое сейчас по ней передвигается. Катастрофически не хватает не только дорог, но и автостоянок. В результате из-за пробок и стихийных парковок на обочинах крупных городских магистралей не получается вовремя убирать снег, из-за чего коммунальщикам приходится с помощью химии не просто разрыхлять накат, чтобы его можно было убрать снегоуборочными машинами, а буквально плавить его избытком реагентов.

В Канаде, Северной Америке и Европе основная ставка делается на обработку дорог реагентами до крупных снегопадов (ориентируясь на прогноз погоды). Такая технология позволяет предотвратить прилипание снега и льда к дорожному покрытию, превентивно обработав его небольшими объемами растворенных солей. В результате накат и ледяная корка не образуются, и все осадки можно убрать с дороги снегоуборочной техникой – без применения химии.

Что касается так называемых фрикционных материалов – песка, гранитной крошки, гравия, они также есть на Западе. Но в Европе каждый уличный канализационный сток имеет «песколовку», в которой оседают все твердые частицы, смываемые с улицы. У нас же вода поступает в канализацию напрямую, поэтому любые твердые частицы забивают коллекторы.

P.S. Во всем этом песчано-соляном вопросе ясно одно: если коммунальные службы будут вовремя убирать с городских дорог и тротуаров снег, то ни песка, ни соли, ни другой химии в таком количестве на улицы Саранска сыпать не придется.

«Вечерний Саранск»