Сегодня Русской драме РМ - бенефис заслуженной артистки Мордовии Софьи Вельмакиной

17.02.2012 09:07

Сегодня, 17 февраля, в 18.30 в Русской драме РМ - бенефис заслуженной артистки Мордовии Софьи Вельмакиной. Вместе со своими коллегами и Островским виновница торжества расскажет, что «Правда хорошо, а счастье лучше!».

Музыкальная генетика

Свою младшую дочку агроном Егор Вельмакин решил назвать редким среди деревенских жителей именем Софья. Он не особо и задумывался о его древнегреческом происхождении. Просто в их Новом Пшеневе Ковылкинского района все с почтением относились к Софье Егоровне, преподававшей сельским ребятишкам «русскую словесность». Поговаривали, будто она была из дворян. И Егор Васильевич, всю жизнь от зари до зари работавший на земле, окрестил дочь в честь школьной учительницы.

В их крестьянском роду особых знаменитостей не числилось. Однако агроном и его супруга Пелагея Филипповна, вырастившие восьмерых сыновей и дочек, всем им дали хорошее образование. Правда, братья и старшие сёстры выбрали чисто прагматичные профессии – строителей, экономистов, хлеборобов. А Соня, по натуре старательная и усидчивая, тем не менее с детства отличалась тягой к артистической деятельности. Театральных постановок она ни разу не видела. Зато с упоением припадала к радиоприемнику и, затаив дыхание, слушала записи спектаклей. Её фантазия рисовала облик действующих персонажей…И дома сама для себя она разыгрывала сценки из пьес, и в местной художественной самодеятельности постоянно участвовала. Невесть откуда в деревенской девчонке обнаружилась страсть к актёрству.

Впрочем, в их семье почти все отличались красивыми голосами и природным музыкальным слухом. На праздники Вельмакины, собравшись вместе, частенько затягивали старинные мордовские песни. Потом их многоголосие разливалось в русских народных мотивах…

«За туманом и за запахом тайги»

Но связывать свою судьбу с актерской профессией в юности Соня и не думала. Окончив школу, она рванула на Дальний Восток, на строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, на крыльях романтики «за туманом и за запахом тайги», как пелось тогда в одном из хитов. Молоденькую девушку взяли разнорабочей в геолого-разведочную экспедицию. Энергия из неё била ключом. После рабочей смены она бежала на репетиции Ангарского народного театра трудовой молодёжи. Кстати, играли там в основном непрофессиональные артисты – бурильщики, монтажники, маляры-штукатуры и т.д. Но свои спектакли они даже на гастроли возили – в Братск, Иркутск… В «Золушке» 17-летняя Вельмакина преображалась в корыстную, злобливую мачеху, ничуть не тушуясь актёрского «соперничества» с великой Фаиной Раневской, которая играла ту же роль в одноименном кинофильме.

Обнажая душу и тело

Летом 1976-го, приехав к родителям в отпуск, Соня случайно узнала, что по республике осуществляется отбор талантливых ребят и девчат на учёбу в Ярославское театральное. «А почему бы не попробовать?» - подумала Соня. И вскоре в группе земляков (среди её однокурсников были С. Вишняков, С. Милошенко, Н. Кузина) с жадностью осваивала секреты сценического мастерства под руководством народного артиста СССР Валерия Нельского. Через несколько лет, уже дипломированными драматическими актёрами, они вернулись в Мордовию. А их ярославский однокашник Коля Большаков настолько прикипел душой к дружной мордовской компании, что тоже навсегда осел в Саранске.

Молодое пополнение сразу попало в кипучую театральную среду. В Республиканской русской драме тогда велось неофициальное режиссёрское соперничество между Виктором Королько и Владимиром Долговым: кто кого переставит, чей спектакль вызовет больший резонанс. И актёры невольно неформально разделяются на два лагеря – одни играют в спектаклях одного режиссёра, другие – второго.

Соня Вельмакина не страдала максималистскими капризами, изначально не претендовала на заглавные vip-роли, и оба режиссёра как-то одинаково активно занимали её в своих постановках. Но при достаточно неплохой востребованности молодые актёры не довольствовались текущим репертуаром, предлагаемом мэтрами. И по собственной инициативе брались ставить что-то своё. Сами шили себе костюмы, мастерили декорации. Репетировали ночами. Большаков смело взялся за режиссуру. Причем, к примеру, появившаяся исключительно благодаря их творческому энтузиазму сценическая версия по пьесе Дюрренматта «Геркулес и авгиевы конюшни», получила «добро» министерского худсовета и была включена в репертуар. Хотя именно в том спектакле молодёжь впервые в истории республиканских театров рискнула показать «обнаженку». Но это не выглядело пошлым развратом, напротив, вполне уместная и драматургически обоснованная эротика наполнила эмоциональными красками отношения персонажей.

Вельмакина играла там возлюбленную Геракла Дияниру. И именно этот спектакль чуть позже «зацепил» московского режиссёра Сергея Арцыбашева, которого пригласили в Саранск на постановку «В пустом доме люди» по психологической мелодраме тоже тогда молодого мордовского драматурга Александра Пудина.

В той сложной, семейной, по сути, трагедии Софье досталась роль матери «трудного» юноши. Кстати, игравший его Евгений Пулов в реальности даже чуть старше Вельмакиной. Но дело не в возрасте. Главное, ей удалось передать глубину внутренних переживаний своей героини, когда нет понимания между родными, а душевная глухота неизменно ведет к физической и нравственной гибели.

«Мордовская жена» Фивейского

Некоторое время спустя Пудин позвонил Софье. Готовилась премьера в новом Национальном театре. А. Пудин написал пьесу «Жизнь Василия Фивейского» по повести Л. Андреева, ставил московский режиссёр Ю.Шилов. И буквально за пару дней до сдачи выяснилось, что актриса, репетировавшая роль жены Фивейского, выступать не будет. В экстренном порядке требовалось найти замену. А где её взять? Ведь надо было не только выучить текст, войти в образ, но и играть на мордовском языке. И тут драматург вспомнил про Вельмакину. Она хоть и служила в Русской драме, однако выросла в мордовской деревне и свободно говорит по-мокшански.

Правда, саму Софью предложение Пудина ввергло в замешательство: «Как? За два дня? А как же ребёнок?». Она как раз сидела в декретном отпуске с недавно родившимся сыном. Пудин оперативно уладил все организационно-бытовые вопросы: тут же нашёл няньку, выделил машину, чтобы каждые два часа мамочку возили покормить малыша. А всё остальное время, с утра до ночи, она проводила на сцене. И после успешно прошедшей премьеры до конца декретного отпуска Вельмакина продолжала жить в образе Анастасии Фивейской.

Творческое наследие

Большая, 30-летняя, часть её творческой биографии безраздельно связана с Русской драмой РМ. Здесь она создала не один десяток самых разных образов.

В последнем премьерном спектакле «Правда хорошо, а счастье – лучше!» режиссер Андрей Ермолин доверил ей роль матёрой купчихи Барабошевой. Может, её Мавре Тарасовне не хватает надлежащей властности и хозяйской харизмы, необходимой для управления финансами и людскими судьбами. Зато она совершенно органична в образе заботливой, самозабвенно любящей увечного мальчика тетушки Кэйт из спектакля «Калека с острова Инишмаанн» МакДонаха. Собственно, такая она и вне сцены – отзывчивая, понимающая, без излишней внешней сентиментальности, щедро отдающая окружающим теплоту своей души. Такую её знают, уважают и любят студенты Института национальной культуры, которым Софья Егоровна преподает премудрости актерского ремесла. Нет, верно, не случайно агроном Вельмакин окрестил дочку в честь школьной учительницы. Видно, педагогические способности Софья Егоровна унаследовала через древнегреческое имя, а актерский талант ей подарила Природа.

Мила МЕЛЬНИКОВА.

«Известия Мордовии»