В семье Алмаевых из Ардатовского района Мордовии воспитываются шестеро детей

30.01.2012 16:49

По едва различимой дороге, нырявшей в белые волны полевого простора, машина с трудом преодолела два непростых километра, отделяющих деревню Малые Горки от села Силино, что на самой окраине Ардатовского района Мордовии. У околицы все то же скопление техники. Березки в белых ресницах инея одинаково величаво красовались возле домов, хотя и не к каждому из них протоптана живая тропа. Неповторимое убранство деревьев, столь яркое на фоне серой стены слившихся полей и небес, могло бы стать украшением новогодней открытки, а деревенская улица в своем простом зимнем сиянии просилась на картину самого взыскательного художника.

Мы приезжали сюда четыре года назад, когда в Малых Горках появились две приемные семьи. Тогда-то и рассказали об Алмаевых, взявших двух мальчишек, и Пригариных, воспитывавших двух девочек. А попутно и о других немногих жителях малой деревушки, уместившейся на одной улочке вдоль речки Мени.

Вот и сейчас первым делом интересуемся новостями. В Малых Горках с каждым годом все меньше жителей, сейчас здесь осталось всего 10 жилых домов. Покинули ее и Пригарины: осуществили свою мечту – переселились в Ардатов, увезли девчонок, чтобы они там учились в городской школе, посещали музыкальную, занимались во Дворце спорта. Зато один из опустевших домов прошлой осенью купил под дачу житель Москвы. А неугомонный пенсионер Александр Михайлович Дмитриев, в прошлый приезд удививший нас тем, что смастерил чудо-сани, которые мчались сами не хуже покупных аэросаней, недавно собрал самодельный трактор и на тот момент укатил на нем в Силино.

За прошедшие годы Алмаевы сделали к дому просторный пристрой, поставили новую баню и… родили сына Артема, ставшего шестым ребенком в этой большой семье. И именно он «заработал» материнский капитал, который когда-нибудь станет первым взносом для строительства или покупки дома, если вдруг надумают перебираться в город. Но Алмаевым по душе жизнь в этом тихом месте. Они остались в Малых Горках единственной семьей, в которой трое детей школьного возраста и двое – дошкольники, а самая старшая - Ирина - учится в Ардатове в аграрном техникуме.

Две старшие дочки – от первой (умершей) жены Алексея Николаевича, два сына - Виталий и Максим – приемные. И только после того, как они в семье появились, Бог дал супругам совместных детей: Олесе сейчас 4 года, Артему – полтора. Вот таким образом стали Алмаевы многодетной семьей.

Где-то в сентябре, встретившись в городе, Ольга Владимировна на ходу сообщила радостную новость: семиклассник Виталий теперь учится в суворовском училище. Об этом мы и загадали вскоре написать, но приехали лишь теперь и… застали почти все семейство в сборе. Виталий перед Новым годом вернулся домой, как он признался, сделал все, что смог, чтобы его отчислили и вернули обратно.

Поступал он учиться в Ульяновск, который не так далеко, где бы они смогли навещать его, а по конкурсу прошел в Ставропольское президентское кадетское училище, которое только открылось в этом году. И оказался так далеко от дома. Какие надежды возлагали родители на будущее мальчишки! Казалось бы, чего только стоит только обучение четырем иностранным языкам и прекрасное будущее, которое открывалось для Виталия, семью обретшего всего четыре года назад. Может, это и стало главным в его отчаянном стремлении вернуться домой. Казарменная жизнь по четкому расписанию и строгой дисциплиной, возможно, напомнили ему детдомовские распорядки. А еще он оказался так далеко от Малых Горок - места, роднее которого у него больше нет. Вернувшись, он три дня не выпускал из рук Артема, обнимал его как самого родного, дорогого человечка. Сам Виталий объяснил свое нежелание учиться там тем, что оказался самым слабым в учебе (хотя триместр закончил всего с одной тройкой). Это тоже можно понять и объяснить, ведь поступили туда сильные ученики со всех концов страны, в комнате он, к примеру, жил с мальчиком из Москвы. Виталий прибыл из сельской основной школы, в которой на 9 классов всего… 20 учеников, в его 7 классе трое: они с сестрой Настей и еще мальчик.

Три ученика и в 4 классе, где учится Максим. Когда мы писали о них, Максим еще в школу не ходил, с миром общался больше через телевизор и потому знал, кто такой президент, вот и заявил самоуверенно, что хочет стать Путиным. Он оказался самым озорным и непоседливым учеником, каких никогда не знала сельская школа, привыкшая к тихим, послушным детям. Этим летом из лагеря Максим вернулся с обломанным зубом, потерянным в жаркой игре, спокойно-то он не умеет. Мечты его теперь стали конкретнее – будет омоновцем. Уж в этой-то профессии, опять-таки «почерпнутой» из телевизора, его неуемной энергии применение найдется.

Настя – первая помощница родителей, а Олеся, как и Максим, полна энергии, секундочки не могла усидеть на месте. Самым спокойным и серьезным оказался… малыш Артем. Ребята показали и елку, которая красовалась теперь уже у крыльца, своих любимых кроликов, собаку Альфу. Ну разве может сравниться вольная жизнь в Малых Горках с той, казенной, вдалеке от родного дома? Им даже не страшно бездорожье, ведь в любую погоду трое школьников из Малых Горок два километра до школы в село Силино одолевают пешком. Зимой, как только случится очередной снегопад, Алексей Николаевич встает в четыре утра и первым делом заводит трактор, чтобы прочистить для них дорогу.

Ольге Владимировне недавно приснился сон, будто привезла она домой сестру Виталия и Максима. Сестра у них действительно имеется, но ее забрали в приемную семью еще до того, как мальчишки попали к Алмаевым. Она живет где-то в другом конце Мордовии и, возможно, даже не знает о существовании братьев. Алмаевым хотелось бы, чтобы дети встретились и подружились, если это возможно.

Валентина КОНОВАЛОВА.

«Известия Мордовии»