Ушаков и Эрьзя - туристские бренды Мордовии

26.01.2012 15:26

На прошлой неделе Мордовия вновь оказалась в центре внимания всей России. Во время своего визита в Саранск Президент РФ Дмитрий Медведев побывал в Технопарке-Мордовии, оценив наработки и потенциал этого мегапроекта в развитии IT-технологий. А затем, впервые на мордовской земле, провел заседание Президиума Госсовета, посвященного защите права потребителей.

Вместе с главой государства в Мордовии высадился десант министров, руководителей федеральных ведомств и губернаторов, принявших участие в обсуждении актуальной темы. На заседании шла речь и о туристическом бизнесе России, интересы которого на Президиуме представлял один человек – руководитель мордовской турфирмы «Юнион» Сергей Кузьмин. О проблемах, поднятых в его выступлении, и о реакции Президента страны на конкретные предложения С.А.Кузьмин рассказал в беседе с журналистом «ИМ».

- Сергей Анатольевич, проблемы туристического бизнеса, а точнее, незащищенность туристов от некачественных услуг не случайно оказались в центре внимания Президента. За примерами далеко ходить не надо – по всем телеканалам вторую неделю «крутят» сюжет о злоключениях пассажиров морского круизного лайнера «Costa Concordia», затонувшего у берегов Италии.

- Пример, согласен, весьма показательный. Он высветил типичные проблемы, с которыми нередко сталкиваются туристы, отправляющиеся в дальние путешествия. К сожалению, сегодня на туристическом рынке нет порядка, нет единых правил игры. Заниматься этой сложной, требующей особой квалификации сферой услуг стали все, кому не лень. А почему бы и нет, если порог вхождения на быстро растущий рынок снижен до предельного минимума. В итоге туризмом пытаются «зарабатывать» уже не только Почта России, РЖД и «Евросеть», но и агентства недвижимости и даже, представьте себе, предприятия общепита. В Саранске, например, кроме шуток, есть турагентство в банно-прачечном предприятии.

Об уровне туристических услуг, предоставляемых подобного рода специалистами, можно судить, в том числе, и по количеству проблем, которые возникают у туристов, покупающих путевки на стихийном, плохо регулируемом рынке. В итоге при каких-то чрезвычайных ситуациях наши люди не застрахованы от потерь. Нет гарантий, что кто-то им возместит стоимость «пропавшего» тура.

- И Вы привлекли внимание Президента к этой наболевшей проблеме?

- Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что проблемы российского туризма впервые обсуждались в таком формате – на уровне главы государства. Свою позицию на этот счет обозначил на заседании Глава Мордовии Николай Иванович Меркушкин. Именно лидер Мордовии - как один из наиболее авторитетных региональных руководителей - возглавил Рабочую группу Госсовета. В своем докладе Глава РМ подчеркнул, что туристическая услуга - комплексная и неделимая на части. «Недопустимо, что, взяв деньги, туроператор перекладывает вину за некачественную услугу на ее исполнителя – перевозчика или отель», - убежден Глава республики. С его доводами трудно не согласиться.

На острые проблемы в этой сфере услуг обратил внимание глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Он выразил обеспокоенность по поводу того, что фактические банкротства турфирм участились и происходят уже каждый месяц. По его словам, проблему надо срочно решать.

В продолжение темы руководитель Ростуризма Александр Радьков сделал акцент на двух поправках к закону об основах туристской деятельности. Первая - создание СРО в туризме, в том числе, - в турагентском бизнесе. Суть второй в том, чтобы государство, не надеясь на страховые компании, взяло на себя расходы по доставке на родину туристов, с которыми произошел несчастный случай. Кстати, в прошлом году из разных стран было вывезено за счет государства около 700 наших соотечественников.

- Вы поддержали эту точку зрения?

- Когда Президент предоставил мне слово, я обратил внимание на пробелы в законодательстве, регулирующем сферу туристического обслуживания. Нет должного контроля за туроператорской деятельностью. Потому и не выполняются требования, предъявляемые к участникам рынка. Абсолютно без внимания остается цепочка «туроператор – турагент». И как следствие, творится беспредел в договорах со стороны туроператоров. Когда туристы предъявляют к ним претензии, они переадресуют их турагентам, незаконно выставляют штрафные санкции. Страховая система не работает, добиваться возмещения ущерба приходится только через суд. Но и это практически невозможно, поскольку многие турфирмы зарегистрированы за рубежом, в оффшорных зонах. И к тому же не состоят в федеральном реестре.

Я напомнил главе государства о недавнем банкротстве крупной турфирмы «Капитал Тур». Это была своего рода финансовая пирамида. Ее бизнес был застрахован в СК Инногарант, которая рухнула, не выдержав беремени финансовых обязательств. За этими хитрыми комбинациями - горе и слезы тысяч людей, которым был испорчен отдых и которые понесли невосполнимые финансовые и эмоциональные потери. Поэтому я предложил законодательно закрепить требования к компаниям, выступающим гарантами деятельности туроператоров. И, кроме того, - ввести страхование каждого тура в отдельности.

- Как отреагировал на эти предложения Президент?

- По этим позициям Дмитрий Анатольевич Медведев меня полностью поддержал. А Геннадий Онищенко тут же взял все это на карандаш. Подводя итоги заседания, Президент сказал, что в ближайшее время необходимые решения будут приняты, поскольку в этой сфере давно пора навести порядок. Дмитрий Анатольевич - хороший юрист, отлично разбирается в экономических вопросах, уделяет много внимания социальной ответственности бизнеса. Уверен, что на посту премьер-министра страны он продолжит активную работу по этим направлениям. Кроме того, в марте поправки к закону о туризме будет рассматривать Госдума РФ. Надеюсь, что обозначенные на Президиуме Госсовета проблемы найдут свое решение.
На продуктивный обмен мнениями с Президентом, кстати, оперативно отреагировал Ростуризм. Вице-премьера М.С.Сезганова, курирующего социальный блок в Правительстве РМ, пригласили в Москву для более детального и конкретного разговора на тему туризма, поднятую на заседании Президиума.

- И на чем, по-вашему мнению, стоит акцентировать внимание федерального ведомства, решения каких вопросов необходимо добиваться?

- Отмечу, что разговор о турбизнесе и защите прав потребителей в этой сфере услуг получил огромный резонанс по всей России. Туристическая общественность выражает признательность за то, что впервые были подняты самые злободневные проблемы и активно обсуждаются на Интернет-форумах прозвучавшие на заседании конкретные предложения. Что касается продолжения темы в Ростуризме, то, с моей точки зрения, на все эти проблемы надо смотреть шире. Под государственным углом зрения и с учетом интересов нашей республики. Когда непрофессионалы занимаются услугами гостеприимства, мне за державу обидно. Наша турфирма имеет опыт приема, размещения и экскурсионного обслуживания гостей масштабных мероприятий российского и международного уровня. Таких, как спартакиада «Газпрома» и Международный форум «Россия – спортивная держава». Интерес российских и зарубежных гостей к достопримечательностям республики, к ее архитектурным, культурным и спортивным объектам огромен. С учетом этого можно и нужно создавать турбизнес в новых сферах, развивать туристическую индустрию. Для этого в Мордовии есть все условия.
Мы должны более эффективно использовать уникальные спортивные объекты, которыми располагает республика. На их базе можно проводить сезонные сборы команд по различным видам спорта – по легкой атлетике, велоспорту, шорт-треку, биатлону, теннису. А с вводом стадиона водных видов спорта - еще и по плаванию, прыжкам с трамплина, водному поло. Пора выпустить единый каталог спортивных объектов, к нему можно приложить прайс-листы со стоимостью спортивных услуг. И разослать по федерациям всех видов спорта. Уверен, это многих заинтересует.

Есть идея осуществить проект с условным названием «два бренда плюс один». Два мордовских бренда – непобедимый адмирал Федор Ушаков и талантливый скульптор, мордовский Роден - Степан Эрьзя уже широко известны во всем мире. Третьим может стать тема финно-угров, их культуры, быта, традиций, ремесел. Надо только суметь эти бренды раскрутить. Ведь смогли же в других российских городах создать успешный туристический бизнес, казалось бы, из ничего. В городе Мышкин, например, туристы ломятся в кафе «12 стульев», где якобы давал сеанс одновременной игры в шахматы знаменитый герой «Золотого теленка» Остап Бендер.

Думаю, Минспорту РМ, курирующему одновременно и туризм, надо всерьез заняться разработкой бизнес-проектов в этой сфере. Таких, с которыми можно войти в федеральные программы. Тем более, что поддержка профильных министров, которые присутствовали на заседании Президиума, где председательствовал сам Президент, Мордовии будет обеспечена.

Тамара ТЕРЕШИНА.

«Известия Мордовии»