В Саранске обсудили финно-угорский проект «Языковое гнездо»

25.01.2012 15:20

На прошлой неделе в Саранске прошел трехдневный информационный семинар «Построение функциональной языковой среды в семье и дошкольных учреждениях: подходы и методы». Инициатором его проведения стало общество «Финляндия-Россия», который реализует проект «Языковое гнездо» в финно-угорских регионах России. Организаторами семинара в Саранске стали Поволжский центр культур финно-угорских народов, Министерство образования РМ, Министерство по национальной политике РМ, МГПИ им. М.Е. Евсевьева.
В работе семинара приняли участие работники системы дошкольного образования не только со всех районов республики, но и из регионов с компактным проживанием мордовской диаспоры. Гости смогли не только поделиться своим опытом, выслушать мнение коллег из Карелии, Коми, Финляндии о внедрении проекта «Языковое гнездо» в финно-угорских регионах, но и посмотреть, как ведется работа по изучению мокшанского и эрзянского языка в детских садах Мордовии.

В республике появятся «языковые гнезда»

Как показала последняя Всероссийская перепись населения, в стране сократилась численность многих этносов, в том числе сокращение затронуло и финно-угорское население, также перепись показала, что многие представители этнических групп не знают родные языки, поэтому проблема их изучения сегодня как никогда актуальна.

- Если мы хотим не только сохранить, но и развивать нашу культуру, наши языки – необходимо начинать изучение родного мокшанского и эрзянского языков с раннего детства – с семьи, с дошкольных учреждений, - отметил министр по национальной политике РМ Александр Лузгин, - мордва расселена весьма дисперсно, поэтому проблема сохранения языков должна решаться не только в нашей республике, еще более остро она стоит в регионах с компактным проживанием мордвы.

Как сказал Александр Степанович, проект «Языковое гнездо» уже положительно проявил себя в других финно-угорских регионах страны, поэтому в Мордовии, возможно, будут организованы мордовские группы в детских садах. Также, отметил министр, этот опыт должны взять на вооружение представители мордовских диаспор из других регионов.
В своих выступлениях гости из Ульяновской, Пензенской, Оренбургской, Нижегородской областей, Чувашии отметили, что в мордовских селах за пределами республики занятия на мокшанском и эрзянском языках ведутся только в школе, в детских садах обучение ведется на русском языке.

Руководитель Поволжского центра Юрий Мишанин отметил, что во все регионы с компактным проживанием мордвы будет направлена национальная литература для дошкольников, чтобы мордовские дети уже с детского сада могли учить свой родной мокшанский или эрзянский язык.

Три мировые культуры в одном детском саду

В пятницу делегации участников побывали в детском саду №114 Рузаевки и в детском садике №3 Лямбиря.

- В нашем детском саду ребенок знакомится с культурой русского, мордовского и татарского народов, - рассказала гостям заведующая Альфинюр Исмаева, - у нас открыт небольшой музей, в котором воспитанники знакомятся с селом, районом, республикой и Россией, это помогает воспитывать детей в духе толерантности и взаимоуважения.

В дошкольном учреждении работают кружки мордовских и татарского языков, хореографический кружок «Родничок» знакомит ребят с танцами народов России, национальные костюмы дети видят на куклах, и поэтому даже самые маленькие воспитанники легко могут отличить русские, мордовские и татарские наряды.

Гости смогли присутствовать на занятии кружка «Эрзянь кель», на котором свое знание мордовских языков продемонстрировали ребятишки. 4-5 летние дети из мордовских, татарских и русских семей всего за год занятий освоили счет на эрзянском, названия животных, птиц, продуктов, также ребята умеют составлять предложения и общаться между собой.

Впечатлило гостей знание воспитанниками традиций мордвы, русских и татар. Воспитанники лямбирского садика знают русские, татарские, мордовские песни и танцы, специально для гостей из Финляндии дети исполнили песню на финском языке.

Что такое «Языковое гнездо»?

«Языковое гнездо» проект общества «Финляндия – Россия», руководитель проекта Анника Пасанен, сроки реализации 2009 – 2013 годы.

Проект осуществляется на средства Финляндского культурного фонда. «Языковое гнездо» - это детский сад или отдельная группа, где говорят исключительно на языке национального меньшинства. Ребенок, с первых минут пребывания в группе слышит лишь один язык, поэтому он сразу оказывается в языковой среде.

Подобные группы уже действуют в Финляндии, российских регионах -Карелии, Красноярском крае, Коми, Марий Эл. Также организаторы проекта «Языковое гнездо» планируют включить в число регионов Мордовию и Ханты-Мансийский автономный округ.

Комментарии:

Руководитель финно-угорского проекта «Языковое гнездо» Анника Пасанен:

- Я приятно удивлена увиденным в Лямбирском детском садике: дети всего за год добились больших успехов в изучении мордовских языков. По-моему, это очень хорошо, что языки национальных меньшинств изучают не только представители этноса, но и дети других национальностей. Это поможет подрастающему поколению вырасти толерантными и духовно богаче. Я считаю, что в Мордовии есть все условия для организации «Языкового гнезда».

Председатель Межрегионального общественного движения мордовского (эрзя и мокша) народа Михаил Мосин:

- У нас в республике созданы все условия для изучения эрзянского и мокшанского языков: выпускается необходимая литература, мордовские языки преподаются в школах, высших учебных заведениях. Проект «Языковое гнездо» более актуален для представителей мордовской диаспоры, широко расселенной по всей стране.

Региональный координатор проекта «Языковое гнездо» в республике Карелия Наталья Антонова:

- В Карелии сложилась критическая ситуация с языком. На родном карельском языке разговаривает менее 50% этнического населения, вепсский – находится на грани исчезновения. Дети изучают родные языки, могут рассказывать стихи, петь песни, но на бытовом уровне общаться не могут, поэтому мы присоединились к проекту «Языковое гнездо», причем карельский язык изучают дети из русских, татарских семей. Но в Мордовии ситуация обстоит по-другому, у вас в республике нет проблем с методической базой, и мордовские языки находятся в более выгодном положении по сравнению с карельским.

Заведующий лабораторией национальных проблем дошкольного образования Коми республиканского института развития образования Зоя Остапова:

- Основное в реализации проекта «Языковое гнездо» - это правильная мотивация детей. Родители должны понять, что это нужно не только для сохранения родного языка, знание нескольких языков, культур сделает жизнь ребенка богаче, интереснее. С сентября 2011 года в республике Коми создано три «языковых гнезда», этот проект уже приносит положительные результаты: дети понимают речь на родных языках, начинают разговаривать, родители относятся положительно к этому проекту.

Екатерина СПИРИДОНОВА.

«Известия Мордовии»