Своя дорога по отцовской земле

25.01.2012 14:48

Когда человек в раннем возрасте оказывается возле пчел, то он непременно становится во многом похожим на них, ему суждено сродниться с пчелиной «философией» и жить по ней самому. Руководитель Администрации Главы Республики Мордовия Николай Сергеевич Крутов, с детства оказавшийся возле пчел, и на государственную службу принес трудолюбие, плодотворную основательность и строгость пчелы – и это оказалось особенно востребованным политикой согласия, порядка, созидания. Результаты работы на государственной службе также зависят от кропотливого, можно сказать, пчелиного труда.

Дорогие ямщики

Николай Сергеевич любит свою малую родину, постоянно ощущая с ней особую, кровную связь. Но его отношение к родной земле невозможно считать ностальгией, потому что он, в общем-то, и не отрывался от корней, он и не переставал быть крестьянином, а «малая родина» – село Новоямская Слобода Ельниковского района – для него никогда не становилась прошлым, к которому «нет возврата». Крутов – увлеченный собиратель исторической информации о своем крае, о прошлом и настоящем своих мест. Пример тому – книга «Ямщики», вышедшая в 2004 году, в которой автор спокойным тоном летописца повествует об истории села, о земляках, о своем добром крае.

Крутову, годами копившему в тетрадях краеведческий материал, было необходимо выразить и запечатлеть в книге то, что душа хранила, чем жила многие годы, сказать пусть и негромкое, но теплое слово о предках, обживавших эти строгие земли, о первых священниках, трактористах, хлеборобах, учителях, гармонистах, портных, пчеловодах, плотниках.
Николай Крутов и сам еще в ранней юности освоил плотницкое ремесло. Сейчас, если приглядеться, в нем узнается добротный плотник, у которого в срубе венец безупречно подходит к венцу. Республиканские мероприятия, которыми руководит Крутов, как правило, похожи на добротные срубы, они чаще всего проходят «без сучка и задоринки». Узнается в нем и портной (он и это ремесло перенял от отца, который был еще и известным в округе портным), потому что он всегда семь раз отмерит, прежде чем один раз отрежет. Это касается и хозяйственных дел, и политических, и кадровых. Глава республики Н.И. Меркушкин, с которым еще в 1974 году Крутова свела общественная работа, доверяет ему наиболее ответственные должности и общественно значимые дела. О заслугах Николая Сергеевича Крутова перед республикой и страной свидетельствуют и многочисленные награды, среди которых – орден Славы III степени, медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II и I степени, почетное звание «Заслуженный работник органов государственной власти Республики Мордовия». Из рук Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II Н.С. Крутов получил орден Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского II степени, а из рук Патриарха Кирилла – орден РПЦ преподобного Серафима Саровского II степени. Награжден он и орденом РПЦ благоверного князя Даниила Московского II степени.

Когда жалят пчелы

Большой опорой в жизни для Николая Сергеевича служит опыт отца – Сергея Федоровича Крутова, который был известным пчеловодом, не раз за трудовые успехи награждался медалями ВДНХ СССР.

Николай Крутов в двенадцать лет уже начал трудиться в колхозе – помогать отцу на пасеке, работал не только физически, но и вел практически всю бухгалтерию. У него и сегодня в родном селе есть небольшая пасека, где он, выкраивая время, трудится с тем же увлечением, как и много лет назад. Он не просто сам обрел мастерство, но и наработал уникальные знания и опыт, которыми можно поделиться и с другими пчеловодами, а также со всеми, кому интересен мир пчелы. В 2010 году Н.С. Крутов выпустил солидную монографию «Как управлять пчелиной семьей (теория и практика)». Эта книга, посвященная автором памяти отца, освещает наиболее важные вопросы разведения и содержания пчелосемей. На основе собственного практического и теоретического опыта Крутов показывает интенсивные технологии пчеловождения.

У Крутова, которого трудолюбивые пчелы принимают за своего, были основания сказать: «Мне не страшно, когда жалят пчелы». Так называлось мое интервью с Николаем Сергеевичем, которое появилось в республиканской печати в 1997 году и открыло тонкого, творческого человека читающей публике, прежде знавшей Крутова лишь как строгого чиновника. У Крутова – государственного деятеля, не отрывающегося от природы, от земли, есть основания повторить это и сегодня. Он и сегодня трудится – как пчела, находясь рядом с Главой в центре политической жизни Мордовии.

Гармонь поет

Николай Крутов, можно сказать, родился с гармошкой. Будучи шестилетним мальчишкой, оставаясь в страдную пору дома один, он втайне от всех учился играть на гармони, купленной для старших братьев. Более того, эту гармонь от него, маленького, прятали на высокой полке. Но когда никого дома не было, он сдвигал ближе к этой полке табуретки, столы, сооружал «баррикады» – и доставал гармонь. Самое трудное было – не достать гармонь, а положить ее обратно. И вот однажды брат разрешил Николаю подержать гармонь, а он взял и сыграл. Все были удивлены. И перестали от него прятать гармонь. А старшие братья играть так и не научились.

Вскоре Николай Крутов стал одним из лучших гармонистов Новоямской Слободы, без которого уже редко обходилось сельское торжество. Он рассказывает: «Что тут скрывать, я был самым популярным гармонистом на сельских гулянках. Мое преимущество состояло в том, что играл не хуже других, интересен был по возрасту – слишком юн, а самое главное – не пил. Ведь часто бывало так, что придет гармонист, напьется – и ни его самого, ни его гармони с огнем не сыскать».

Николая Крутова стали возить на смотры, где он обращал на себя внимание. До сих пор в памяти остался приз, который он в райцентре получил за хорошую игру. Это – шерстяные брюки, что для многодетной семьи, в которой было девять детей, оказалось очень уместным подарком. Юный гармонист еще в раннем детстве попал в «гущу народной жизни»: он был среди односельчан в самые откровенные, самые искренние часы их жизни, когда можно было услышать и частушки, и деревенские байки, и веселые рассказы. «...Тонкие маленькие пальцы музыканта ловко перебирают «клавиши» ладов. А самого музыканта не видно из-за гармони...». Так 25 декабря 1960 года писала о восьмилетнем гармонисте пурдошанская районная газета «Ленинская трибуна».

После школы, когда Николаю Крутову не удалось сразу поступить в университет, он год работал в сельском клубе массовиком-баянистом. При его участии культурная жизнь села ожила. Тем более, в художественной самодеятельности было немало увлеченных и способных людей: певцов, танцоров, лицедеев. Но собирала всех воедино гармонь, которую, правда, Крутову прежде пришлось самому отремонтировать, сшить новые ремни.

Гармонь и поныне ему дорога, потому что взявший ее в руки однажды уже не может ее отдалить от своего сердца. Особенно – на нашей земле. Ведь гармонь выражает сокровенную суть России, гармонь собирает Россию воедино, гармонь созывает Россию на торжество ее многонациональной неделимости. И если в Н.С. Крутове, Руководителе Администрации Главы Республики Мордовии, сегодня узнается и пасечник, и плотник, и портной, то в нем, конечно же, узнается и гармонист. Он всегда чуток к соразмерности, ему не изменяет чувство меры, ему присуще проникновенное понимание окружающей красоты – и природы, и человеческих, и семейных отношений. У Николая Сергеевича замечательная семья: жена Галина Сергеевна – главный врач поликлиники, дочь Ирина – доктор экономических наук, преподает в Мордовском государственном университете.

Все начинается с согласия

Гармонь и гармония – однокоренные слова. Село, вырастившее Крутова, всегда умело жить в гармонии с природой, находить общий язык с политическими эпохами. Именно гармонию нужно было вернуть и в жизнь республики, которую в середине 90-х годов политикам новой волны предстояло вытаскивать из экономической и социальной трясины. Крутов говорит о том времени: «Не случайно, когда в 1995 году Главой Мордовии стал Николай Иванович Меркушкин, и начались преобразования в политике, экономике, социальной сфере под лозунгом «Согласие. Порядок. Созидание», именно слово «согласие» значилось в этом лозунге первым. Речь шла о гражданском согласии, которое стало основой позитивных, созидательных процессов в республике. А ведь было сложное время, когда находились такие силы, которые стремились раскачивать лодку, вносить смуту и в межнациональную жизнь, стремясь достичь корыстных политических целей. А нашей целью были – порядок и созидание, тогда и началась работа по укреплению гражданского и политического согласия между людьми. И сегодня политическое единство народа Мордовии, которое проявляется и в солидарном голосовании на выборах, приносит существенные социальные и экономические дивиденды, о чем свидетельствует развитие республики, масштабное строительство жилья для людей, объектов производства, культуры, здравоохранения, спорта. Федеральный центр оказывает мощную финансовую поддержку прежде всего единому, политически сплоченному народу Мордовии».

Николаю Крутову, члену Оргкомитета по подготовке к 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, близка тема нашей общности: «Мы много веков живем вместе, русские, мордовские, татарские села находятся рядом, входят в одни сельские поселения. Но при этом никто из нас не исчез, не потерялся в истории. 1000-летие Единения позволяет рассматривать историю народов Мордовского края в ее единстве и неделимости. История и делается всеми, делается сообща, она невозможна усилиями только одного, отдельно взятого народа. История любого народа – это история единства всех людей. Если народ сохранился, значит – он не был одинок, он умел веками жить в мире и конструктивно взаимодействовать с другими народами, которых судьба определила ему в близкие соседи». Говоря это, Николай Сергеевич имеет в виду и всю республику, и свою многонациональную «малую родину»…

Судьба – работать с людьми

Отделять зерна от плевел Крутова тоже научила «малая родина», его земля, которая не отличается плодородием хлебных полей. На такой земле можно выжить – лишь живя рачительно и трудолюбиво. И он, поступая после армии на экономический факультет университета, мечтал вернуться в деревню, трудиться на земле предков, по мере сил оберегая ее. Но, заметив деловитость и обстоятельность Крутова, тогдашний ректор А.И. Сухарев оставил его в университете на должности председателя профкома. Дальше судьба распорядилась по-своему: предстояла работа в комсомольских, партийных, государственных структурах.

Но душу Крутова греет дыхание родной земли, и он, какую бы должность ни занимал, не перестает чувствовать себя крестьянином: «Легче спросить меня, чего я не умею из того, что должен уметь сельский мужик? Могу плотничать, в том числе – рубить срубы, могу столярничать, крыть железом крышу, косить, пахать. Наверное, деревня потеряла в моем лице настоящего мужика».

Для него было важно, чтобы в краю его предков и в его краю вознесся храм навстречу сиянию неба, чтобы пришел газ, чтобы работала больница, чтобы сельский клуб был открыт, а в нем – играла гармонь. Но как компетентный экономист Крутов хорошо знает о том, что лишь грамотная организация производства, эффективный труд позволят селу не увязнуть в трясине бедности. Изданная кандидатом экономических наук Н.С. Крутовым монография «Агропромышленный комплекс Мордовии, его формирование и развитие» наполнена не только теорией, но и реальным, аргументированным оптимизмом. Крутов не поучает крестьянина, он делится знаниями, которые сам получил на строгих уроках земли. Хотя и у самого Николая Сергеевича немало качеств педагога, воспитателя. Эти качества тоже востребованы на ответственном руководящем посту. Крутов говорит: «Главное – не суетиться, помнить не только крупное, но и «мелочи», хорошо знать и чувствовать психологию людей. Очень важно быть уверенным в себе и своих действиях. Эта уверенность, как правило, передается и подчиненным, помогая в их работе».

Строгая отцовская земля и уроки жизни учат благородству, выносливости и обязательности. И люди становятся похожими на свою родину. Похож на нее и Крутов: он строг и надежен. Без этого качественная аппаратная работа невозможна. О своей многолетней аппаратной деятельности Николай Сергеевич рассуждает: «Это, наверное, судьба. Так получилось, что еще в Саранском горкоме комсомола приходилось заниматься кадрами и активом. И в Мордовском обкоме комсомола возглавлял сектор кадров и актива. Да и все остальные годы более всего я был занят работой с людьми. Даже в армии был заместителем командира взвода».

Давно замечено, что в окружении Главы республики немало выходцев из комсомола. Крутов это объясняет так: «Бывшие комсомольские работники знают аппаратную работу, умеют работать с документами, не испытывают проблем в общении с людьми. Они подготовлены для аппаратной работы. Комсомол, как сфера деятельности, позволял просеивать и отбирать людей для будущей управленческой работы».

Урок чистописания

До третьего класса Николай Крутов учился неважно, писал грязно, некрасиво, за что ему постоянно приходилось выслушивать упреки родителей и учителей. Однажды в школе устроили выставку тетрадей по чистописанию. И третьеклассник Николай, проходя возле стенда, обратил внимание на тетрадь, отличавшуюся изяществом и красотой письма. Это была тетрадь девочки, которая тогда втайне нравилась мальчику. И в одно мгновение в нем произошел перелом, он уже больше не мог писать грязно, а потом уже не мог быть слабым ни по русскому языку, ни по математике, ни по природоведению, которое любит до сих пор, хорошо разбираясь во флоре и фауне родных мест. Бывая на родине, он всегда радостно пользуется возможностью сфотографировать жилище бобров, «столовую» белки, разлив на реке, цветущий клевер, бабочку на ветке, то есть – живую и одухотворенную природу отцовской земли…

А свой понятный и основательный почерк Николай Сергеевич и сегодня сохраняет во всем, что ему приходится делать на государственной службе. Кстати, и свои книги Николай Сергеевич пишет от руки – тем же своим понятным и основательным почерком…
26 января Николаю Сергеевичу Крутову исполняется 60 лет. Поздравляем его, желаем здоровья и новых успехов в работе!

Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ, заслуженный писатель Мордовии.

«Известия Мордовии»