Такси – роскошь или средство передвижения?

25.01.2012 14:02

Вчерашняя поездка на такси меня доконала! Это ж надо: три остановки проехать по центру Саранска за сто рублей! А ведь еще осенью можно было пройти этот маршрут за вдвое меньшую плату!

Что же это у нас происходит с тарифами на поездки в такси?

Помните, пару лет назад газелисты подняли стоимость билета на рубль? Тогда все средства массовой информации и контролирующие структуры  подняли шум, стали проводить рейды, вся общественность тоже поднялась, и уж как только не клеймили газелистов, только что ворами не называли, отнимающими у детей последний кусок хлеба.  И в результате добились, что хозяева «ГАЗелей» умерили свой аппетит.

А с ростом стоимости проезда на такси все происходит тихо, как говорит один из персонажей «Бриллиантовой руки», «без шума и пыли». Ни общественность, ни контролирующие органы эта тема не волнует?

А почему, позвольте? В этом случае всегда вспоминается бессмертная «Бриллиантовая рука», откуда пошла знаменитая фраза: «Наши люди на такси в булочную не ездят!» Ее приводят как пример того, что поездка на такси для простого человека - страшное барство, роскошь, и порядочные граждане от легковушек с шашечками шарахаются как от чумы. 

Давайте будем справедливыми: такси давно стало вполне народным транспортом, и хочешь - не хочешь, пользоваться им приходится. По многим причинам, в том числе и потому что муниципальный транспорт прекращает свою работу очень рано, потому что ребенка нужно отвезти к врачу, потому что вещи тяжелые, потому что торопишься, в общем,  каждый этот перечень продолжить может сам. Я привожу эти доводы к тому, что рост тарифов на проезд в такси затрагивает не кучку мажоров и богачей, а широкие народные массы. Кстати, богачи имеют личный транспорт, классом выше, чем машинки такси.

И поскольку такси пользуются многие горожане, я хочу привлечь внимание к проблеме роста тарифов.

Давайте отследим ситуацию. Осенью доехать из центра города до любого микрорайона можно было за 100 рублей, а некоторые службы на радость клиентам устанавливали тариф и 90 рублей!

Потом накинули червончик, посмотрели пару недель – народ безмолвствует, еще немного подняли, а потом стоимость выросла сразу  до 130! А если позже вечером – то и все 150 запросят. А то и 180 рублей!

31 декабря до поселка Цыганский семья смогла доехать за 140 рублей, а вечером, часов в семь, вернулась домой за 340! Что произошло: дорога удлинилась или бензин за пару часов так подорожал? И все сходит с рук!

В Юго-Западный район города таксист отвез девушку за 180 рублей. И на вопрос: «А почему так дорого?» ответил, что это был «проезд через район, через низы». Есть на карте таксистов такой район в столице Мордовии.

А у железнодорожного вокзала таксисты заламывают двойной тариф, пользуются, что пассажиры обычно выходят с багажом, тяжело тащить до остановки общественного транспорта, вот и ломят цену. Да еще посмеиваются!

Интересная получается ситуация: власти, общество, социально ответственный бизнес активно работают над тем, чтобы сдерживать рост цен на продукты, на услуги жилищно-коммунального комплекса, на проезд, а службы такси как-то в стороне остались. Они только поднимают цену. Причем стоимость проезда в такси выросла не на процент-другой - пять, а сразу на 20-30 процентов! И опять же – тишина...

Еще более любопытно объяснение, которое дают руководители служб. Они убеждены, что в праздники стоимость проезда обязательно должна вырасти. Положено так, мол, в новый год. Но почему мы 31 декабря хлеб и водку покупаем по той же цене, что и 15 декабря или 15 января, а за проезд в такси платим в два-три раза дороже? Потому что таксисты  хотят заработать на шампанское?

А откуда появились такие термины, как «проезд по району»,  «попутный заезд», «не попутный заезд»? Стоимость каждой из этих услуг водитель называет сам. На глазок! И всегда набавляет цену.

Но самое главное условие роста цен, как его опять же определяют владельцы таксопарков, это нововведения, что регламентируют работу такси. Они должны вступить в силу с нового года.

Но пока ничего не изменилось: чеки не выдают, оранжевые фонарики далеко не у всех, машин раздолбанных все так же полно, водители курят, разговаривают по сотовому телефону, в салоне орет шансон, ждать такси приходится не обещанные диспетчером пять-семь мнут, а 10-15. С лицензированием тоже масса проблем.

А цены уже давно выросли. Еще до нового года, до вступления в силу закона выросли. Заранее. Бизнес от такси не хочет вкладываться в развитие, за все платит клиент. Даже за то, что еще не введено. Просто авансом. Да еще таксисты жалуются, что их государство зажимает, последнюю копейку отнять хочет. Таких зажмешь!

Если этот таксистский беспредел не остановят, не только в булочную, на вокзал с чемоданами на такси ездить не будем.  

 Мария ВОЛОШИНА.

«Известия Мордовии»