«От одиночества до суицида — один шаг!»

01.06.2009 20:24


ImageЛУЧШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ РЕСПУБЛИКИ ОЛЬГА РОМАНОВА – О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
Прибавку к зар¬плате им дают как «административно-хо¬зяйст¬вен¬но¬му персоналу». Когда идет сокращение штатов, они — первые кандидаты на вылет. Иногда им приходится заменять медсестер и литераторов… Школьный психолог. В учебных заведениях это уже не экзотика, но еще не норма. Первый в республике профессиональный конкурс показал: актуальная специальность востребована не в полной мере. «А жаль! Ведь нынешним учащимся душевная терапия жизненно необходима!» — убедила ЕЛЕНУ КИРЕЕВУ его победительница Ольга Романова из ялгинского лицея.


«С»: Типичная карьера молодого специалиста с мордовским дипломом психолога — пару лет ради стажа просидеть в школе, а затем уехать в мегаполис и стать гувернанткой… Почему, на ваш взгляд, у нас столь неразвита психолого-педагогическая служба — всего 72 специалиста на 530 школ?
— Потому что в целом психологическая культура в обществе по-прежнему крайне низкая. Когда я после вуза искала работу, убедилась: в большинстве образовательных учреждений руководители считают, что иметь в штате психолога — излишняя роскошь, вроде… второго дворника! Мне в этом плане повезло: директор нашего ялгинского лицея Николай Юркин понимает, что сегодня практически невозможно заниматься воспитанием без профессиональной коррекции душевных искажений, которые дети неизбежно получают, соприкасаясь с реальностью. Он постоянно консультируется по этому поводу, сам предлагает различные инновации. К примеру, у нас уже несколько месяцев идет инициированный директором эксперимент: во время перемен звучит классическая музыка. Причем только тех авторов, чьи мелодии специалисты по музыкотерапии признали благотворно влияющими на самочувствие… С другой стороны, дефицит кадров существует из-за того, что психологи получают намного меньше, чем предметники. А если оказывать помощь в полном объеме, то каждому учебному заведению нужны как минимум два-три специалиста — на начальное и старшее звено. И желательно не только женского, но и мужского пола. Очень рада за свою родную 28-ю саранскую школу, где трудятся два педагога-психолога, но это скорее исключение из правил.
«С»: В перестроечные годы после посещения психолога ребенок мог запросто заработать клички псих, шизофреник и стать в классе белой вороной…
— Современные дети воспринимают нашу профессию в соответствии с западными стандартами, как нечто вполне естественное. Ко мне приходят не только с учебными, но и с личными проблемами. Общаются как с семейным психоаналитиком из американских фильмов. Ситуация улучшится еще больше, если психологи будут во всех детсадах и в среднем профессиональном звене… Много трудностей с родителями, которые не имеют понятия о сути нашей работы. Представляете, некоторые начинают разговор так: «Доктор, скажите…» (Смеется.)
«С»: Педиатры свидетельствуют, что физическое здо¬ровье школьников ухудшается с каждым годом. А как насчет психологического?
— Физическое ухудшается именно из-за психологического. Современные дети эмоционально очень ослаблены, с трудом противостоят внешним стресс-факторам, и внутреннее напряжение выходит в виде болячек. А ведь по законам стресса должно быть наоборот — чем больше давление, тем организм становится закаленней! Но, видимо, сегодня негативных влияний слишком много и спираль стала раскручиваться в обратную сторону. Взять тот же ЕГЭ: это не только мощный, но, что самое плохое, очень длительный стресс, на всем протяжении которого напряжение только нарастает. Я не против самой формы сдачи экзамена, а против той гнетущей обстановки, в которой он проводится. Мне приходилось бывать оператором на ЕГЭ и лично наблюдать, как страх делает из нормальных, подготовленных детей «соляных столбов». После таких впечатлений я стала вести в 9-х классах курс об эмоциональной культуре. На уроках объясняю, как справляться с такого рода ситуациями. Но ведь это капля в море! Считаю, нужно во время подготовки к ЕГЭ, помимо предметного повторения, в обязательном порядке ввести уроки психологии.
«С»: Какие «диагнозы» чаще всего встречаются у тех, кому сегодня от 7 до 17?
— Самое распространенное — проблема одиночества, ощущения своей ненужности. Дети и подростки не встречают понимания ни у родителей, ни у сверстников. Их элементарно никто не выслушивает…


РИА «Саранск»