НАТАЛЬЯ МАКАРЯН: «Считаю, что хулиганы — самая перспективная часть молодежи»

31.03.2009 13:28

altУчась на факультете иностранных языков, ей хотелось стать переводчицей, работать в большом бизнесе. Это интересно, да и престижно. Но работа переводчика предполагает командировочный стиль жизни, в котором не предусмотрена семья (при любом раскладе на нее будет недостаточно времени), и которая постоянно находится в определенных рамках. А ее нынешняя работа — школьный учитель, не мешает быть хорошей женой и матерью. В то же время эта профессия предполагает свободу творчества: каждый урок — театральное представление. И притом работа с детьми- что может быть прекраснее? Творческий подход к делу всегда приносит свои плоды, порой весьма ощутимые. Как в случае с Натальей Александровной Макарян, которая по итогам проводившегося конкурса, стала лучшим учителем Кочкуровского района. Она оказалась самой молодой из всех претенденток: педагогический стаж — 6 лет, да и сама внешне на студентку похожа. Но это лишь на первый взгляд. На деле она достаточно требовательный преподаватель, ее слушаются дети, а ее предмет — английский язык — один из любимых уроков в Семилейской средней школе. Теперь ее профессиональные качества оценило и компетентное жюри: на конкурсе, помимо показательных уроков и мастер-классов, проходило обсуждение педагогических проблем, стоящих особенно остро на сегодняшний день. Наталья работала над повышением коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка, и здесь она оказалась на высоте. Это первый случай, когда представитель школы из Семилея стал призером районного конкурса.

- Этот конкурс проходит ежегодно уже на протяжении семи лет, — объясняет Наталья Александровна. — Я не претендовала на участие в нем, но когда на совете школы выбор пал на меня, решила оправдать доверие. Честно говоря, на победу и не рассчитывала, хотя за меня болели все мои близкие, коллеги и ученики. Этот диплом — первый в моей жизни, первое признание моей профессиональной состоятельности. Это очень приятно. Теперь предстоит участие в республиканском конкурсе. Волнуюсь ужасно. Но бороться буду — предыдущий конкурс показал, что «не боги горшки обжигают» и при наличии определенных знаний и хорошей практики вполне реально одержать победу и на этот раз.

Практика у Натальи Александровны хорошая. Работа учителя-предметника в сельской местности еще в советское время была показателем профпригодности, проверкой на выживаемость. Она уже шесть лет преподает английский язык в школе села Семилей Кочкуровского района. Это учебное заведение в последнее время коснулся процесса укрупнения: малочисленные школы в четырех близлежащих селах были закрыты, а все ученики переведены в Семилей. Теперь местная школа является в районе второй по численности, после Кочкуровской. В ней обучаются около 150 учеников. Для современного мордовского села это довольно много.

Наталья Александровна всегда любила иностранные языки. В их изучении, как она говорит, ею двигал интерес к западноевропейской литературе, культуре, традициям. Английским и французским она овладела в университете, супруг ее — армянин по отцу, и хотя они общаются на русском языке, при необходимости Наталья может перейти и на армянский. Кроме того, она работает в мордовской школе, где национальный язык преподается со второго класса и, разумеется, ей пришлось выучить и эрзянский язык. Свою любовь к иностранным языкам она старается привить не только ученикам (что, само собой разумеется), но и своим близким: с четырехлетней дочкой Дианой разучивают стишки на английском языке, песенки поют на французском. Муж Натальи — заместитель директора по переработке агрофирмы «Норов», которая является в Семилее системообразующим предприятием, и ему по долгу службы приходится заниматься с документацией на английском, а иногда и самому общаться с иностранцами. Поэтому пришлось спешно обучать супруга, теперь иногда дома на английском общаются, чтобы не потерять практику. alt

Любовь к English Наташе в свое время привила ее любимая учительница Лидия Ивановна Копылова. Кроме этого, она считает, что реализовала мечты своей мамы, та в свое время думала поступать на «иняз», чтобы потом заниматься французским языком. К сожалению, не сложилось. Наталья, по ее словам, никогда не ставила свой предмет над остальными, как это бывает у отдельных преподавателей. Конечно, старалась прививать любовь, но своим ученикам Наталья советует, чтобы те осознанно выбирали профессию, а английский язык обязательно будет сопутствующим. И, тем не менее, несколько выпускников все же целенаправленно выбрали факультет иностранных языков.

-Я работаю в сельской школе, а она очень отличается от городской. У меня есть возможность сравнивать, во время учебы я несколько раз проходила педагогическую практику в Саранске, — рассказывает Макарян. — У городских школьников больше возможностей, именно тех, которые предоставляет жизнь в городе. А у сельских ребят меньше соблазнов. У каждого деревенского жителя свое подворье, участок земли, домашний скот. За всем этим надо ухаживать. И их дети с малых лет помогают своим родителям. А оставшееся от занятий и домашних дел время мы стремимся заполнить физкультурой, спортом, беседами на духовные темы. У нас работают кружки, где обучают плетению из бересты, резьбе по дереву. Кроме того, наша школа — профильная, с агропромышленным уклоном, много уроков отводится изучению устройства сельскохозяйственных машин, а летом ребята учатся на них работать. Я считаю, что сельские дети — более открытые, более душевные. Я нахожу с ними общий язык, им нравится мой предмет. Знаете, кто главная опора в каждом классе? Хулиганы. Они — мои самые большие друзья. Через них можно воздействовать и на остальных школьников. Думаю, что именно они являются самой перспективной частью молодежи. А хулиганство (которое со временем в каждом случае проходит) — уже есть факт проявления личности. И как показывает практика, что после окончания школы хулиганы дольше помнят своих учителей, нежели стопроцентные отличники. Последние могут пройти мимо и не поздороваться. А бывший хулиган обязательно остановится, поинтересуется здоровьем и поделится своими радостями и бедами.

Следует отметить, что юношеские мечты Натальи Макарян относительно переводов с английского и бизнес-ориентирования отчасти сбылись. Она нередко помогает мужу переводами при работе в агрофирме с зарубежными поставщиками. Да и стиль преподавания иностранного языка в средних школах в последнее время заметно изменился. Приходится изучать много методических разработок по бизнес-языку. В старших классах сейчас уделяется большое внимание деловому английскому, изучаемому также в плане профориентации. Ребята учатся тому, как вести себя на деловых переговорах, как правильно себя подать. Работы преподавателю английского языка хватает. Помимо уроков еще репетиторство (некоторым ученикам, пришедшим в их школу в результате укрупнения из других сел, учебных часов явно недостаточно, потому что первоначальная подготовка была крайне слаба). И все же хотелось узнать о ее планах на будущее, ведь у такой социально активной женщины, если б она захотела, могла бы сложиться блестящая карьера: хоть на профессиональном поприще, хоть в сфере бизнеса.

-Все мои возможные продвижения в плане карьеры зависят от того, как сложится профессиональная деятельность моего супруга,- говорит Наталья. — Я немало времени отвожу семье и совсем не готова поменять все это на карьерные достижения. Кроме этого, мы не собираемся покидать Семилей. Нашей семье, как молодым специалистам, выдали кредит на 25 лет на постройку коттеджа. Сейчас мы живем в новом доме, и неразумно было бы бросать все это и искать счастья за тридевять земель. Да и время сейчас неспокойное: финансово-экономический кризис подпортил жизнь многим работникам промышленных предприятий, а мы тут на селе, его не особо ощущаем. Агрофирма «Норов» процветает. И все селяне, кто прежде уезжал за длинным рублем в Москву или другие регионы, вернулись и успешно работают здесь. В последнее время приехало очень много молодежи, что отрадно: село возрождается, появится много молодых семей, их дети пойдут в нашу школу. Но это в перспективе. А пока…

Пока ее ждет участие в республиканском этапе конкурса «Учитель года». Борьба предстоит жесткая. Еще бы — придется конкурировать с профессионалами со всей Мордовии. Пожелаем ей удачи!

Семен Михайлевич
Фото Валерия Балаева

РИА «Инфо-РМ»