Улететь от кризиса

27.05.2009 11:28

Об особенностях нынешнего туристического сезона — в нашем сегодняшнем материале

Наступления сезона отпусков наши сограждане, уставшие от трудовых будней и житейских забот, традиционно ожидают с большим нетерпением. В нынешнем году особые надежды на него возлагают и туристические компании, многие из которых только просыпаются после порядком затянувшегося зимнего затишья. О некоторых особенностях предстоящего летнего отдыха — в сегодняшнем материале «ВС».

Туризм сокращается

Еще в начале года работники большинства мордовских турагентств пребывали в состоянии «стойкого пессимизма». Отчасти тому виной разразившийся финансово-экономический кризис, отчасти — сверхудачный сезон-2008, на фоне которого любое падение объемов воспринималось едва ли не как катастрофа. Главным образом, сокращение спроса на путевки обеспечили корпоративные клиенты. Столкнувшиеся с производственными трудностями работодатели в первую очередь серьезно уменьшили выделяемые на отдых и оздоровление сотрудников суммы, а то и вовсе выкинули сей пункт из соцпакетов. Да и путешественники-индивидуалы в массе своей предпочли отказать себе в удовольствии провести еще одни новогодние каникулы на жарких заморских пляжах, проявив вполне оправданную в период нестабильности прижимистость.

Тревожное затишье продлилось почти до мая. Лишь тогда стало понятно, что, несмотря на кризис, люди не будут сидеть дома. Правда, по оценкам крупных турагентств, спрос на путевки будет соответствовать уровню 2005—2006 годов. И ни о каком приближении к прошлогодним показателям не может быть и речи. Более того, на предстоящую зиму придется пик падения туристического спроса. И не исключено, что после нее часть фирм уже не сможет вновь встать на ноги.

А вот в том, что наступающий отпускной сезон пройдет под знаком минимизации затрат, сомнений практически не осталось. Уже сегодня понятно, что российские туристы будут экономить и в большом, и в малом. Вместо 15-дневных туров заказывать, например, 11-дневные, поселяться не в пяти-, а в четырехзвездных отелях и так далее, вплоть, собственно, до выбора страны для отдыха.

Заграница подешевела

В принципе, по сравнению с прежними годами приоритеты наших сограждан остались неизменными. Популярностью, как и всегда, пользуются Турция, Болгария, Египет, Испания (престиж которой, правда, на днях сильно подпортил свиной грипп), Кипр, Хорватия, Черногория. Благо, сами туры туда серьезно не подорожали. Падение рубля по отношению к основным валютам в значительной степени было компенсировано снижением цен на предлагаемый пансион.

Несомненный хит нынешнего лета — Греция. Вкупе с весьма качественным сервисом, порой ничуть не уступающим турецкому, туры в эту страну отличаются и относительной дешевизной (от 400 долларов), что объясняется жесткой конкуренцией между действующими на рынке туроператорами.

Сама Турция, между тем, похоже, понемногу начинает сдавать позиции, и прежде всего потому, что тамошние курорты многим россиянам откровенно «приелись». В Анталию они едут все больше не за новыми впечатлениями, а по привычке либо из-за отсутствия достаточного количества средств на отдых в других странах. К тому же с недавнего времени о знаменитой дешевизне путевок можно говорить с некоторой натяжкой. Дело в том, что в условиях кризиса турки почти не снизили цены. Особенно наглядно это проявилось в канун майских праздников. Тогда российским туроператорам пришлось в спешке отказываться от своей доли прибыли, дабы хоть как-то «отбить» деньги, вложенные в заказ авиабилетов и бронирование гостиниц. Был период, когда туры продавались за смешные 200—250 долларов, а то и еще дешевле. Впрочем, действовали скидки недолго. И сейчас российские компании ждут от турок встречных шагов.

За морем житье не худо

Традиционно модным направлением жители Мордовии считают Европу — Германию, Францию, Италию, Австрию, страны Скандинавии. Кого-то в Старом Свете привлекают памятники старины, кого-то — природные красоты, третьих — шопинг по известным магазинам и возможность практически беспрепятственного пересечения границ.

Правда, как отмечают сотрудники турагентств, популярные год-два назад автобусные туры ныне пользуются гораздо меньшим спросом. Виной тому, возможно, резко подорожавшая по отношению к рублю евровалюта, не позволяющая потенциальным туристам в полной мере удовлетворить свои гастрономические и вещевые потребности. Хотя нельзя сбрасывать со счетов и непростое финансовое положение наших компаний. Если раньше иные фирмы оптом выкупали для работников все пассажирские места в автобусах, то теперь в лучшем случае предлагают им частично компенсировать стоимость поездки.

Зато так называемая экзотика вызывает у жителей республики все тот же стабильный интерес. Желающих смотаться в отпуск на Мальдивы, в Индонезию, Таиланд, Сингапур, Доминиканскую Республику меньше не становится. Причина — в стремительно подешевевших путевках. Так, полноценный десятидневный отдых в Доминикане обойдется уже не в две с половиной тысячи долларов, как раньше, а в полторы. Другое дело, для большинства наших сограждан даже эта сумма остается неприемлемой. Потому-то спрашивают экзотические туры нечасто. Да и граждане, способные позволить себе такую роскошь, стремятся сэкономить хотя бы в мелочах. Авиабилеты они все больше заказывают в эконом-классе, резонно полагая, что в полете можно немного и потерпеть, обойтись без шампанского и прочих опустошающих кошельки услуг.

Некоторым исключением в данном списке является Китай. Прошлогодняя пекинская Олимпиада сделала Поднебесной отменную рекламу. Если прежде туда ездили, преимущественно, поборники народной медицины да любители восточных единоборств («челноки», понятно, не в счет), то сегодня публика стала более пестрой, интересующейся самыми различными аспектами тамошней жизни. Хотя цены на поездку начинаются с полутора тысяч условных единиц!

Наш ответ загранице

Разразившийся кризис, казалось, должен был подстегнуть интерес к отечественным курортам. Однако ожидания оправдались лишь отчасти.

Пансионаты и здравницы Краснодарского края, как и ожидалось, подняли цены, хотя не так уж и значительно. Где-то на 10, где-то на 20 процентов. С другой стороны, остались и варианты эконом-класса, где отдых обходится в скромные 1300 рублей за сутки. Здесь, правда, следует уточнить, что туроператоры ожидали более заманчивых предложений. Еще в прошлом году они настоятельно рекомендовали тем же сочинцам пересмотреть свою ценовую политику. Ведь в августе, на самом пике сезона, в гостиницах, санаториях и даже на пляжах оставалось немало свободных мест.

Тенденция к некоторому росту цен прослеживается и на Кавказских Минеральных Водах. Вместе с тем на количестве желающих пройти здесь курс лечения, восстановить силы это вообще никак не отражается. Напротив, работники саранских турфирм констатируют всплеск интереса к оздоровительным поездкам. Путевки расходятся на ура. К услугам провинциальных агентств иногда прибегают даже жители Москвы и Санкт-Петербурга, которым вроде бы и нет смысла жаловаться на отсутствие соблазнительных предложений. Самые предусмотрительные заранее, порой за 2—3 месяца, бронируют места в отелях, санаториях и домах отдыха — понимая, что в сезон найти место под солнцем будет совсем не просто.

Другой очень востребованной альтернативой Причерноморью являются круизы по Волге. Подобные туры, по большому счету, всегда находили своих сторонников. Равно как и не относились к категории дешевых. 2009 год в этом смысле исключением точно не будет. Кризис кризисом, а ценители исконно русских красот не переводятся в любые, даже самые трудные времена. Многих подкупает тот факт, что совсем не обязательно за один раз проходить весь маршрут — от Ярославля до Астрахани. Можно разбить его на несколько участков, выбрать наиболее интересные, заказать экскурсии по конкретным городам, начать и завершить путешествие в любой точке. Ни по протяженности поездки, ни по времени существенных ограничений нет.

Советское пространство

Очень выгодный отдых предлагает нынешним летом Абхазия. После памятного конфликта с Грузией, подпортившего отпуска тысячам наших туристов, власти этой республики решили лишний раз не рисковать и даже на волне кризиса «заморозили» цены на уровне прошлогодних. Установление дипломатических отношений с Россией только придало и без того дешевым курортным местам недостающий статус и в некотором роде — шарм. Они стали более безопасными и — пусть формально! — заграничными. Особых изысков, конечно, никто не обещает. Просто скромный отдых по доступным ценам.

Ну а Крым, который многие россияне еще считают своим, все-таки начинает терять былую популярность. Что и неудивительно. Стоимость двухнедельной путевки обойдется минимум в 18 тысяч рублей. Казалось бы, не так уж и дорого. Но из-за того, что туристическая инфраструктура на Украине развивается крайне медленно, на ставшие обычными для того же Краснодарского края развлечения можно и не рассчитывать. Да и официальному Киеву никак не удается наладить с крымским и российским бизнесом нормальный диалог. Непрекращающиеся споры о разделении собственности, дальнейшей судьбе ряда объектов наплыву отдыхающих вряд ли способствуют. Зато приверженцы познавательного туризма смогут удовлетворить свое любопытство. Практически в каждом городе предлагаются ознакомительные экскурсии по полуострову.

До недавних пор вне критики оставалась разве только знаменитая детская здравница «Артек». Персонал лагеря, всеми силами старавшийся «держать марку», лишь пару месяцев назад был вынужден признать, что дела идут не так уж гладко. Скандал получился громким. И хотя украинские власти вроде бы решили многие вопросы, родители пока не особо спешат приобретать своим чадам заветные путевки.

Новинкой наступающего сезона можно назвать повышенное внимание наших сограждан к белорусским санаториям. Интересуются ими, в основном, люди, не готовые потратиться на лечение в Минводах или предпочитающие климат средней полосы. По уровню сервиса, наличию современного оборудования, качеству подготовки специалистов белорусам вполне по силам посоперничать с россиянами. При этом цены не кусаются. Двенадцатидневную путевку можно приобрести даже за 14,5 тыс. рублей!

Неизбежная тенденция к сокращению туризма вынуждает турфирмы не просто идти навстречу пожеланиям своих клиентов, но и опережать их. Не случайно многие компании активно продвигают раннее бронирование путевок, позволяющее путешественникам заметно сэкономить, устраивают всевозможные скидки и бонусы, сохраняют программы «горячих туров», предлагают поездки по антикризисным ценам. Лозунг дня — наилучшее качество при минимальных расходах.

Вместе с тем очевидно и другое — качество не бывает дешевым. Потому-то, предупреждают сотрудники турагентств, не стоит вестись на чересчур заманчивые предложения. Стремление к экономии должно быть разумным, и особенно — при выборе оператора. Все-таки испорченный отдых обойдется во сто крат дороже.

Андрей КРИВОВ, (”ВС”, № 21)

«Вечерний Саранск»