Августовская педконференция определила векторы развития системы образования Мордовии
31.08.2011 16:19
Одним из важнейших вопросов на главном педсовете года, как называют традиционную августовскую конференцию сами учителя, стало соблюдение законодательства в сфере образования.
Министр образования РМ Н.В. Бычков с этого начал свой доклад:- Ощущается необходимость ускорения модернизационных процессов во всех аспектах нашей жизни. И именно образование должно находиться в авангарде качественных изменений. В то же время сотрудники надзорной службы во время проверок отмечают правовой нигилизм значительной части участников образовательного процесса, в том числе руководителей. Некоторые из них считают, что нарушение законодательства в сфере образования не предполагает какой-либо ответственности, однако по отдельным статьям административных правонарушений предусмотрены штрафы до 500 тысяч рублей и дисквалификация руководителя образовательного учреждений.
В новых условиях для всех должно быть нормой то, что руководителю для качественного исполнения своих обязанностей необходимо обладать и правовой, и маркетинговой компетентностью.
Молодых учителей не хватает
Кадровая проблема системы образования определяется тем, что в наших школах мало молодых учителей.
- Образование нуждается в подготовленной молодежи с новыми профессиональными компетенциями. А число специалистов со стажем до пяти лет остается низким в республике – их всего 6%. Учителей пенсионного возраста - больше почти в 2 раза, - сказал министр. - Особенно остро эта проблема стоит в Ковылкинском, Зубово-Полянском, Кочкуровском районах. Наиболее возрастные педагоги преподают математику, русский язык, иностранные языки. Есть проблемы с наличием педагогов трудового обучения и ОБЖ, которых не готовит ни один вуз и педколледж республики, с учителями физкультуры, которые не закрепляются в школе. С каждым годом профессия учителя становится все более женской, количество мужчин, работающих в школе, уменьшается и составляет сегодня 15%.
Впрочем, стартовавшая год назад государственная программа поддержки молодых специалистов уже дает свои результаты. В президентскую тысячу молодых сельских учителей, которым в течение двух лет выплачивается 500 тысяч рублей, вошли 16 педагогов Мордовии.
- По итогам первого года работы в школе они получили хорошие характеристики от руководителей, - сказал Н.В. Бычков.
Учитель математики Приреченской школы Рузаевского района Ольга Рунова – одна из этих 16 педагогов:
- Мне сразу выделили ведомственное жилье, администрация района выплатила пособие в размере 10 тысяч рублей. Решение бытовых проблем позволило сконцентрировать внимание на профессиональной деятельности. Надо признать, что финансовая поддержка молодых педагогов дает реальный шанс их профессиональному росту. Однако эта программа не затронула основную массу молодых педагогов. Необходима система мер, направленных на материальную поддержку всех молодых учителей.
Каким будет выпускник?
Участником педсовета стал и Глава республики Н.И. Меркушкин. Он внимательно выслушал все проблемы, которые высказывали учителя. Однако особое внимание приковано к профессиональному образованию.
- Всем нам нужно задуматься: как, за счет чего мы будем жить в дальнейшем, как станем развиваться? Выпускник учебного заведения должен быть человеком, способным конкурировать на рынке, производя и реализовывая свой продукт. Нам нужна высокая производительность труда. Не секрет, что вузы будут сильно сокращаться. А нужно ли всем высшее образование?
Ответ был получен из диалога с директором Автомеханического техникума И.Н. Шлукиным.
- Сколько внебюджетных средств зарабатывает техникум? Куда трудоустраиваются выпускники? Какую зарплату получают? – поинтересовался Глава.
В этом году техникум заработал 7 млн. рублей. Выпускников профильного направления – автомехаников – принимают на работу известные автомастерские, сервисные центры.
- А туда сегодня требуются инновационные специалисты, умеющие работать на современном оборудовании, - пояснил И.Н.Шлукин. - Лучшим выпускникам предлагаем работу мастера в техникуме - отказываются, ведь у коммерсантов они получают в два-три раза больше.
«Образование в Мордовии, как стройплощадка»
В работе республиканской педконференции участвовала начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Н.Г. Ярошенко. К тому же она побывала в Низовской средней школе Ардатовского района и Атяшевском детском саду №1.- Я впервые в Мордовии, - поделилась она впечатлениями. – Когда приехала в Саранск, увидела одну большую стройку. Образование в Мордовии – это тоже большая строительная площадка. Каждый на своем уровне устремлен на развитие, понимает и принимает те задачи, которые стоят перед образованием. Это заслуга руководства республики. Мордовия принимает самое активное участие во многих федеральных проектах, здесь действуют республиканские целевые программы.
Учителю - плюс 23%
Обещанное повышение зарплат – вот тот вопрос, который вызывает наиболее острый интерес у педагогов. Напомним, в апреле лидер партии «Единая Россия», премьер-министр РФ В.В. Путин поставил задачу в течение двух лет довести зарплату учителя до уровня средней зарплаты по экономике в регионе.
Первое повышение – на 6% - произошло в июне. Еще на 23% стимулирующий фонд оплаты труда будет увеличен с 1 сентября. По итогам I квартала 2011 года в Мордовии средняя зарплата по экономике составила 12380 рублей, средняя зарплата учителя - 8816 рублей. С учетом сентябрьского повышения средняя зарплата учителя составит 11600 рублей, или 93% от средней зарплаты по экономике. Как ожидается, зарплата выше среднереспубликанского показателя будет у более 29% учителей.
- Увеличение стимулирующего фонда оплаты труда повышает ответственность руководителей и управляющих советов школ, с точки зрения объективности и справедливости распределения средств. Необходимо пересмотреть положения о стимулирующих выплатах, саму систему оценки педагогических работников, ввести новые критерии, - рекомендовал министр образования.
Трафик нужен не всем?
Интернет стал хорошим помощником в поиске познавательной информации из разных областей. Информационно-коммуникационные технологии – неотъемлемая часть образовательного процесса. Чем стремительнее технологии развиваются, тем острее ощущается моральное старение школьной компьютерной базы.
- Однако это не может быть серьезной причиной неэффективного использования Интернет-трафика в школах, - подчеркнул министр. – Эта проблема особенно актуальна для школ Кочкуровского, Ельниковского, Кадошкинского, Атюрьевского районов.
Свои сайты сегодня имеют все школы, однако 57% обновляются крайне редко. Вместе с тем в Саранске, Ичалковском и Рузаевском районах ИКТ активно внедряются по всем направлениям образовательной деятельности, в полной мере используются возможности электронного журнала и электронного дневника.
Министр образования РМ Н.В. Бычков с этого начал свой доклад:- Ощущается необходимость ускорения модернизационных процессов во всех аспектах нашей жизни. И именно образование должно находиться в авангарде качественных изменений. В то же время сотрудники надзорной службы во время проверок отмечают правовой нигилизм значительной части участников образовательного процесса, в том числе руководителей. Некоторые из них считают, что нарушение законодательства в сфере образования не предполагает какой-либо ответственности, однако по отдельным статьям административных правонарушений предусмотрены штрафы до 500 тысяч рублей и дисквалификация руководителя образовательного учреждений.
В новых условиях для всех должно быть нормой то, что руководителю для качественного исполнения своих обязанностей необходимо обладать и правовой, и маркетинговой компетентностью.
Молодых учителей не хватает
Кадровая проблема системы образования определяется тем, что в наших школах мало молодых учителей.
- Образование нуждается в подготовленной молодежи с новыми профессиональными компетенциями. А число специалистов со стажем до пяти лет остается низким в республике – их всего 6%. Учителей пенсионного возраста - больше почти в 2 раза, - сказал министр. - Особенно остро эта проблема стоит в Ковылкинском, Зубово-Полянском, Кочкуровском районах. Наиболее возрастные педагоги преподают математику, русский язык, иностранные языки. Есть проблемы с наличием педагогов трудового обучения и ОБЖ, которых не готовит ни один вуз и педколледж республики, с учителями физкультуры, которые не закрепляются в школе. С каждым годом профессия учителя становится все более женской, количество мужчин, работающих в школе, уменьшается и составляет сегодня 15%.
Впрочем, стартовавшая год назад государственная программа поддержки молодых специалистов уже дает свои результаты. В президентскую тысячу молодых сельских учителей, которым в течение двух лет выплачивается 500 тысяч рублей, вошли 16 педагогов Мордовии.
- По итогам первого года работы в школе они получили хорошие характеристики от руководителей, - сказал Н.В. Бычков.
Учитель математики Приреченской школы Рузаевского района Ольга Рунова – одна из этих 16 педагогов:
- Мне сразу выделили ведомственное жилье, администрация района выплатила пособие в размере 10 тысяч рублей. Решение бытовых проблем позволило сконцентрировать внимание на профессиональной деятельности. Надо признать, что финансовая поддержка молодых педагогов дает реальный шанс их профессиональному росту. Однако эта программа не затронула основную массу молодых педагогов. Необходима система мер, направленных на материальную поддержку всех молодых учителей.
Каким будет выпускник?
Участником педсовета стал и Глава республики Н.И. Меркушкин. Он внимательно выслушал все проблемы, которые высказывали учителя. Однако особое внимание приковано к профессиональному образованию.
- Всем нам нужно задуматься: как, за счет чего мы будем жить в дальнейшем, как станем развиваться? Выпускник учебного заведения должен быть человеком, способным конкурировать на рынке, производя и реализовывая свой продукт. Нам нужна высокая производительность труда. Не секрет, что вузы будут сильно сокращаться. А нужно ли всем высшее образование?
Ответ был получен из диалога с директором Автомеханического техникума И.Н. Шлукиным.
- Сколько внебюджетных средств зарабатывает техникум? Куда трудоустраиваются выпускники? Какую зарплату получают? – поинтересовался Глава.
В этом году техникум заработал 7 млн. рублей. Выпускников профильного направления – автомехаников – принимают на работу известные автомастерские, сервисные центры.
- А туда сегодня требуются инновационные специалисты, умеющие работать на современном оборудовании, - пояснил И.Н.Шлукин. - Лучшим выпускникам предлагаем работу мастера в техникуме - отказываются, ведь у коммерсантов они получают в два-три раза больше.
«Образование в Мордовии, как стройплощадка»
В работе республиканской педконференции участвовала начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Н.Г. Ярошенко. К тому же она побывала в Низовской средней школе Ардатовского района и Атяшевском детском саду №1.- Я впервые в Мордовии, - поделилась она впечатлениями. – Когда приехала в Саранск, увидела одну большую стройку. Образование в Мордовии – это тоже большая строительная площадка. Каждый на своем уровне устремлен на развитие, понимает и принимает те задачи, которые стоят перед образованием. Это заслуга руководства республики. Мордовия принимает самое активное участие во многих федеральных проектах, здесь действуют республиканские целевые программы.
Учителю - плюс 23%
Обещанное повышение зарплат – вот тот вопрос, который вызывает наиболее острый интерес у педагогов. Напомним, в апреле лидер партии «Единая Россия», премьер-министр РФ В.В. Путин поставил задачу в течение двух лет довести зарплату учителя до уровня средней зарплаты по экономике в регионе.
Первое повышение – на 6% - произошло в июне. Еще на 23% стимулирующий фонд оплаты труда будет увеличен с 1 сентября. По итогам I квартала 2011 года в Мордовии средняя зарплата по экономике составила 12380 рублей, средняя зарплата учителя - 8816 рублей. С учетом сентябрьского повышения средняя зарплата учителя составит 11600 рублей, или 93% от средней зарплаты по экономике. Как ожидается, зарплата выше среднереспубликанского показателя будет у более 29% учителей.
- Увеличение стимулирующего фонда оплаты труда повышает ответственность руководителей и управляющих советов школ, с точки зрения объективности и справедливости распределения средств. Необходимо пересмотреть положения о стимулирующих выплатах, саму систему оценки педагогических работников, ввести новые критерии, - рекомендовал министр образования.
Трафик нужен не всем?
Интернет стал хорошим помощником в поиске познавательной информации из разных областей. Информационно-коммуникационные технологии – неотъемлемая часть образовательного процесса. Чем стремительнее технологии развиваются, тем острее ощущается моральное старение школьной компьютерной базы.
- Однако это не может быть серьезной причиной неэффективного использования Интернет-трафика в школах, - подчеркнул министр. – Эта проблема особенно актуальна для школ Кочкуровского, Ельниковского, Кадошкинского, Атюрьевского районов.
Свои сайты сегодня имеют все школы, однако 57% обновляются крайне редко. Вместе с тем в Саранске, Ичалковском и Рузаевском районах ИКТ активно внедряются по всем направлениям образовательной деятельности, в полной мере используются возможности электронного журнала и электронного дневника.
«Известия Мордовии»