Подарок Эрьзе и Мордовии создают скульпторы из разных стран
24.08.2011 12:13
Как уже сообщали «ИМ», с 15 августа в Саранске впервые проводится Международная скульптурная биеннале с участием художников из дальнего и ближнего зарубежья, организованная Республиканским музеем изоискусств им. С.Д. Эрьзи при поддержке министерств культуры РФ и РМ.
Этот творческий форум приурочен к 135-летию гениального скульптора Степана Нефедова, во всем мире прославившегося под именем своего народа Эрьзя, и к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
Соответственно, среди участников биеннале профессиональные мастера из разных регионов страны. Тагир Субханкулов - из Башкирии, Василий Кузьмин – из Чувашии, Вячеслав Фомичев и Татьяна Невеселая - из Смоленска, молодой московский художник Илья Мишанин, опытный самарский скульптор Иван Мельников, наш земляк, профессор знаменитого Суриковского училища Иван Черапкин и приехавший из Украины Александр Суродейкин, а также их аргентинский коллега Пабло Домпе и сириец Мухаммед Бажано.
За 20 дней каждый из них создаст свое творение, которое будет подарено Саранску и разместится в архитектурно-пространственной зоне, прилегающей к Эрьзинскому музею.
По заверениям художников, 20 дней вполне достаточно, чтобы превратить бесформенную глыбу в произведение, отражающее заданную тему непреходящих, столь близких и понятных любому человеческих ценностей – Родина, семья, материнство.
И их ничуть не смущает, что сакральный процесс творчества вынесен на всеобщее обозрение. Поскольку по сути - идея композиции всё-таки возникает в душе и мыслях автора, а её материальное воплощение - это, скорее, дело техники и, если хотите, владения профессиональными навыками. Прямо под открытым небом, на площадке возле памятника Эрьзе, ежедневно с 9 утра и до вечера, даже в субботу и воскресенье, вторую неделю они колдуют над каменными изваяниями.
Между прочим, многие посетители, осмотрев постоянную экспозицию музея, с не меньшим интересом наблюдают за творческим процессом рождения скульптуры. Супруги Эдуард и Татьяна Глушенко, приехавшие в гости к саранским родственникам из татарстанского города нефтянников Альметьевска, внимательно следили, как хрупкая Татьяна Невесёлая, ни чуть не уступая в ловкости мужественному сильному Мухаммеду Бажано, смело орудует инструментом. Кстати, Татьяна Ивановна, мама троих красавцев сыновей, считает, что женщины в отличие от напористых мужчин, добиваются успеха в творчестве своей чувственной экспрессией и терпеливой последовательностью, чего так часто не достает представителям сильной половины.
- Жалко, что 5 сентября нас в Саранске уже не будет, - посетовали татарстанские гости. – Сейчас здесь многое строится, реконструируется. Очень хочется посмотреть, что в итоге получится. И мы обязательно ещё, и не раз, приедем в Мордовию!
Аргентинец и сириец приступили к работе с некоторым опозданием.
Дело в том, что у Мухаммеда Бажано возникли проблемы с оформлением визы. Ему никак не хотели оформлять разрешение на выезд в Россию. Но он упорно добивался, решил, что если сирийская служба не даст добро, оформит туристическую визу и через Турецкое посольство, но доберётся в Мордовию, на родину Эрьзи, перед чьим Гением он глубоко преклоняется. Вообще-то Мухаммед Бажано хорошо знаком со многими российскими коллегами и даже русский язык неплохо понимает. Землякам Эрьзи он хочет подарить «птицу Феникс, являющуюся символом бессмертной любви, здоровья, процветания».
Пабло Домпе тоже испытывает трепетное благоговение к творчеству Эрьзи, которого в Аргентине искренне считают «своим», хотя, конечно, знают, что родился он на другом континенте, но большую часть жизни провёл в Южной Америке. И Пабло загорелся желанием побывать в тех краях, собственными глазами увидеть землю, где родился, как выражается аргентинец, «наш Эрьзя». Да вот незадача, накануне отъезда у него неожиданно подскочила температура. Тем не менее, от участия в биеннале Пабло не отказался, и 24-часовой перелёт через моря-океаны его не отпугнул. Организаторы помогли утрясти всё вопросы с документами.
- А тут, как ни странно, я почувствовал себя дома, - признаётся Домпе, - здесь я оказался в окружении родных для меня деревьев кебрачо, альгарробо. И ещё сильнее восхищаюсь величием Эрьзи, потому что здесь собрана богатейшая коллекция его работ, хотя большая их часть была создана в Аргентине.
27-летний Илья Мишанин – продолжатель художественной династии. Его мама Елена Гундарева – известный керамист, папа Павел Фёдорович Мишанин – скульптор, кстати, уроженец кадошкинского села Адашево. И Илья практически каждое лето проводил в Мордовии у адашевской бабушки Арины.
- Поскольку я рос в творческой среде, то передо мной не возникало вопроса о выборе профессии», я с детства хотел стать скульптором, - заверяет Мишанин-младший. – Конечно, я давно знал про гениального Эрьзю и гордился, что одной с ним национальности. Однако его работы видел в основном на фотографиях. И лишь теперь впервые довелось увидеть их живьем. Потрясающее впечатление!!! Тем почетнее для меня участие в этой биеннале, хотя вместе с тем и огромная ответственность.
Впрочем, практически все скульпторы считают для себя честью показать своё умение, талант и мастерство в Саранске. Да ещё и осознание, что их работы разместятся в непосредственном соседстве с Эрьзинскими шедеврами, тоже накладывает определённую ответственность и служит мощным творческим стимулом.
Кстати, Александр Суродейкин, выступающий под флагом Украины, тоже имеет непосредственное отношение к Мордовии. Старшее поколение местных художников до сих пор вспоминает его отца, Мефодия Суродейкина – мастера «золотые руки», владевшего редким теперь альфрейным искусством живописи, имитирующей различные виды декоративной отделки помещений, возникшей ещё в эпоху Возрождения.
- Я давно уехал из Саранска, закончил Харьковский художественно-промышленный институт, где теперь преподаю. Рад, что вновь оказался в Мордовии, что смогу оставить на земле предков частичку своего творчества.
Этот творческий форум приурочен к 135-летию гениального скульптора Степана Нефедова, во всем мире прославившегося под именем своего народа Эрьзя, и к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
Соответственно, среди участников биеннале профессиональные мастера из разных регионов страны. Тагир Субханкулов - из Башкирии, Василий Кузьмин – из Чувашии, Вячеслав Фомичев и Татьяна Невеселая - из Смоленска, молодой московский художник Илья Мишанин, опытный самарский скульптор Иван Мельников, наш земляк, профессор знаменитого Суриковского училища Иван Черапкин и приехавший из Украины Александр Суродейкин, а также их аргентинский коллега Пабло Домпе и сириец Мухаммед Бажано.
За 20 дней каждый из них создаст свое творение, которое будет подарено Саранску и разместится в архитектурно-пространственной зоне, прилегающей к Эрьзинскому музею.
По заверениям художников, 20 дней вполне достаточно, чтобы превратить бесформенную глыбу в произведение, отражающее заданную тему непреходящих, столь близких и понятных любому человеческих ценностей – Родина, семья, материнство.
И их ничуть не смущает, что сакральный процесс творчества вынесен на всеобщее обозрение. Поскольку по сути - идея композиции всё-таки возникает в душе и мыслях автора, а её материальное воплощение - это, скорее, дело техники и, если хотите, владения профессиональными навыками. Прямо под открытым небом, на площадке возле памятника Эрьзе, ежедневно с 9 утра и до вечера, даже в субботу и воскресенье, вторую неделю они колдуют над каменными изваяниями.
Между прочим, многие посетители, осмотрев постоянную экспозицию музея, с не меньшим интересом наблюдают за творческим процессом рождения скульптуры. Супруги Эдуард и Татьяна Глушенко, приехавшие в гости к саранским родственникам из татарстанского города нефтянников Альметьевска, внимательно следили, как хрупкая Татьяна Невесёлая, ни чуть не уступая в ловкости мужественному сильному Мухаммеду Бажано, смело орудует инструментом. Кстати, Татьяна Ивановна, мама троих красавцев сыновей, считает, что женщины в отличие от напористых мужчин, добиваются успеха в творчестве своей чувственной экспрессией и терпеливой последовательностью, чего так часто не достает представителям сильной половины.
- Жалко, что 5 сентября нас в Саранске уже не будет, - посетовали татарстанские гости. – Сейчас здесь многое строится, реконструируется. Очень хочется посмотреть, что в итоге получится. И мы обязательно ещё, и не раз, приедем в Мордовию!
Аргентинец и сириец приступили к работе с некоторым опозданием.
Дело в том, что у Мухаммеда Бажано возникли проблемы с оформлением визы. Ему никак не хотели оформлять разрешение на выезд в Россию. Но он упорно добивался, решил, что если сирийская служба не даст добро, оформит туристическую визу и через Турецкое посольство, но доберётся в Мордовию, на родину Эрьзи, перед чьим Гением он глубоко преклоняется. Вообще-то Мухаммед Бажано хорошо знаком со многими российскими коллегами и даже русский язык неплохо понимает. Землякам Эрьзи он хочет подарить «птицу Феникс, являющуюся символом бессмертной любви, здоровья, процветания».
Пабло Домпе тоже испытывает трепетное благоговение к творчеству Эрьзи, которого в Аргентине искренне считают «своим», хотя, конечно, знают, что родился он на другом континенте, но большую часть жизни провёл в Южной Америке. И Пабло загорелся желанием побывать в тех краях, собственными глазами увидеть землю, где родился, как выражается аргентинец, «наш Эрьзя». Да вот незадача, накануне отъезда у него неожиданно подскочила температура. Тем не менее, от участия в биеннале Пабло не отказался, и 24-часовой перелёт через моря-океаны его не отпугнул. Организаторы помогли утрясти всё вопросы с документами.
- А тут, как ни странно, я почувствовал себя дома, - признаётся Домпе, - здесь я оказался в окружении родных для меня деревьев кебрачо, альгарробо. И ещё сильнее восхищаюсь величием Эрьзи, потому что здесь собрана богатейшая коллекция его работ, хотя большая их часть была создана в Аргентине.
27-летний Илья Мишанин – продолжатель художественной династии. Его мама Елена Гундарева – известный керамист, папа Павел Фёдорович Мишанин – скульптор, кстати, уроженец кадошкинского села Адашево. И Илья практически каждое лето проводил в Мордовии у адашевской бабушки Арины.
- Поскольку я рос в творческой среде, то передо мной не возникало вопроса о выборе профессии», я с детства хотел стать скульптором, - заверяет Мишанин-младший. – Конечно, я давно знал про гениального Эрьзю и гордился, что одной с ним национальности. Однако его работы видел в основном на фотографиях. И лишь теперь впервые довелось увидеть их живьем. Потрясающее впечатление!!! Тем почетнее для меня участие в этой биеннале, хотя вместе с тем и огромная ответственность.
Впрочем, практически все скульпторы считают для себя честью показать своё умение, талант и мастерство в Саранске. Да ещё и осознание, что их работы разместятся в непосредственном соседстве с Эрьзинскими шедеврами, тоже накладывает определённую ответственность и служит мощным творческим стимулом.
Кстати, Александр Суродейкин, выступающий под флагом Украины, тоже имеет непосредственное отношение к Мордовии. Старшее поколение местных художников до сих пор вспоминает его отца, Мефодия Суродейкина – мастера «золотые руки», владевшего редким теперь альфрейным искусством живописи, имитирующей различные виды декоративной отделки помещений, возникшей ещё в эпоху Возрождения.
- Я давно уехал из Саранска, закончил Харьковский художественно-промышленный институт, где теперь преподаю. Рад, что вновь оказался в Мордовии, что смогу оставить на земле предков частичку своего творчества.
«Известия Мордовии»