Как мордва Наполеона победила
10.08.2011 16:49
По инициативе Президента страны 2012 год станет Годом российской истории. В числе других знаменательных событий мы будем отмечать и 200-летие Победы в Отечественной войне 1812 года. Казалось бы, об этих событиях мы знаем все, но история той давней поры хранит еще немало «белых пятен».
Немалый вклад в разгром наполеоновских войск внесло ополчение, набранное на территории современной Мордовии. Уроженцы республики храбро сражались в кампании 1812 года и приняли блистательное участие в заграничных походах русской армии.
Народные пожертвования
Участник войны 1812 года и заграничных походов русской армии, свидетель «неподражаемой неустрашимости, мужества и храбрости» народного ополчения В.И. Штейнгель так описывал подвиги простых крестьян, мещан, разночинцев, сражавшихся рядом с регулярными российскими войсками: «Долго, весьма долго не забудут враги наших «пеших казаков», так называли они ополченцев, спрашивая, откуда они, эти бесстрашные люди, пришедшие на их пагубу».
- В помощь регулярным армейским частям, как временная вооруженная сила, пешие и конные полки ополченцев создавались по всей Российской империи, - рассказывает доктор исторических наук, зав. кафедрой всеобщей истории, историографии и археологии Пензенского педагогического университета Сергей Белоусов. - В сентябре 1812 года ополчение начало формироваться и на территории современной Мордовии. В Саранском, Инсарском и Краснослободском уездах создавались соответственно 1-й, 3-й и 4-й пехотные полки Пензенского ополчения. В состав каждого полка вошло около 2 тысяч человек.
Основу войска составили крепостные крестьяне, которых принимали в ополчение только с ведома помещиков (четырех человек 17-45 лет из 100 здоровых мужчин). Ремесленники, мещане, духовенство, интеллигенция вступали в него добровольно. Командный состав избирался дворянством из числа отставных офицеров и чиновников. Обучением ратников, как называли рядовых ополченцев, занимались специально выделенные армейские унтер-офицеры и опытные солдаты (известно, что в Саранске ополченцев учил отставной солдат Семен Брюхин из Нижнего Ломова).
- Вооружались, снаряжались и содержались ратники на пожертвования, - рассказывает Сергей Белоусов. - Жители Саранского уезда собрали на ополченцев 4 тысячи 62 рубля 85 копеек (солидная сумма, если учесть, что по покупательной способности 1 рубль 1812 года - это около 2 тысяч современных рублей). 1500 рублей пожертвовали купцы (в том числе по 100 рублей – Степан Уланов, Денис Реутов, Яков Волков, Канон Апарин, Иона Сыромятников), еще 1500 – священство и прихожане. Саранский полицмейстер И.Я. Евсюков обязался отдавать на ополчение, пока идет война, свое годовое жалованье – 400 рублей.
Преступление и наказание
Все «мордовские» полки были собраны, обмундированы и вооружены к концу ноября. На 10 декабря было назначено выступление в поход. Но 9 декабря в Инсаре, а 10 в Саранске в войсках произошло волнение. Среди ополченцев пошел слух о существовании царского указа, по которому все участники войны должны получить свободу, но дворяне скрывают это. Ратники требовали привести их к «особой» присяге, опасаясь, что после войны их не отпустят по домам, а оставят в солдатах.
- Комиссия военного суда в Инсаре открыла: «восставшие намеревались, истребив офицеров, отправиться к действующей армии, явиться прямо на поле сражения, напасть на неприятеля и разбить его, потом принести повинную государю и в награду за свою службу выпросить прощение и свободу из владения помещиков», - говорит Сергей Белоусов. - В итоге 70 ополченцев отправились на каторгу и в дальние гарнизоны, 500 человек вывели из полков по возрасту и состоянию здоровья. Сменив командующего, только в начале января ополчение выступило на фронт. На театре военных действий, в пределах герцогства Варшавского, наши ополченцы появились в августе 1813 года.
«За веру и царя»
- С 1 по 5 октября и с 17 по 20 ноября 1813 года ратники «мордовского» ополчения участвовали в осаде Дрездена, - продолжает Сергей Белоусов. - С 10 декабря 1813 по 2 января 1814 - в осаде Магдебурга (в боях отличился Пензенский конный полк). С 24 января по 25 октября 1814 воевали под Гамбургом. Конный полк участвовал в Битве народов под Лейпцигом. В дальнейшем Пензенское ополчение участвовало в освобождении территорий Богемии, Саксонии и Пруссии.
Как поясняет ученый, участие ополчений в кампании 1813-14 годов явилось одной из решающих причин отступления Наполеона во Францию. Составляя резерв регулярной армии, ополченцы позволили ей быстро продвигаться вперед, оставляя в тылу города и крепости, занятые французами (которые и блокировали ратники). Из десяти взятых крепостей на долю ополчения приходилось восемь. Также ополченцы охраняли обозы, лагеря, коммуникации, склады, были санитарами, саперами, ездовыми, освобождая от этих обязанностей строевых солдат.
Награды за храбрость
История сохранила имена офицеров ополчения из Мордовии. Как рассказывает Сергей Белоусов, это капитан Агей Светильников, подпоручики Дмитрий Внуков, Яков Хоботов и Петр Полибин (Саранский уезд), отставной лейтенант флота князь Николай Девлеткильдеев, штабс-капитаны Павел Каблуков и Мансур Мамлеев (Краснослободский уезд), штабс-капитан Леонтий Павлюков (Инсарский уезд). Мужество многих ополченцев было отмечено воинскими медалями «В память Отечественной войны 1812 года» и высшей наградой солдат и унтер-офицеров - Знаками отличия ордена Св. Георгия (с 1807 года эти наградные знаки для нижних чинов вручались за выдающуюся храбрость в бою против неприятеля; в 1913 году награда получила название «Георгиевский крест»). В бою под Магдебургом отличился краснослободский штабс-капитан Мансур Мамлеев. За храбрость он был награжден орденом Св. Анны III степени.
Снаряжение
Ратники из Саранского, Инсарского, Краснослободского уездов носили серые кафтаны и серые шаровары, на голове – высокие, похожие на кивера, шапки с черным козырьком. Над козырьком по тулье шла латунная полоска в виде ленты с надписью «За веру и царя». Над лентой располагались императорский вензель и крест с прямыми лучами. В снаряжение воина входили ранец (обычно у ополченцев в нем находились рубаха, порты, рукавицы, портянки, онучи, запасные сапоги и провиант на трое суток), поясной ремень и солдатская манерка (фляжка) на ремешке, которую носили через левое плечо. Оружием пешим ратникам служили пики и топоры, но в ходе войны бойцы постепенно перевооружались ружьями. Кавалеристы вооружались саблями и огнестрельным оружием.
Доброе дело адмирала Ушакова
Сбор народного ополчения проходил на всей территории современной Мордовии, в том числе и в Темниковском уезде, который был частью Тамбовской губернии. Активнейшее участие в формировании темниковского ополчения принял наш прославленный земляк, великий российский адмирал Федор Ушаков.
25 июля 1812 года темниковская знать выдвинула флотоводца на выборный пост губернского начальника над ополчением: как писал уездный предводитель дворянства Александр Никифоров, «по общему всех желанию и доверию... господина адмирала и разных орденов кавалера Федора Федоровича Ушакова, известного всем по отличным деяниям, храбрости и долговременной службе». Из 12 кандидатур Ушаков получил наибольшее число голосов. И хотя состояние здоровья и возраст не позволили ему покинуть родовое село Алексеевка у Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, адмирал внес немалый вклад в общее дело обороны Отечества. Из «приходной книги» пожертвований, поступающих на обмундирование ополченского 1-го Тамбовского пехотного полка, следует, что флотоводец сделал самое большое пожертвование на ополчение – 200 рублей. Хотя среди других жертвователей были люди гораздо богаче Ушакова. В итоге полк был полностью укомплектован и отправлен в резервную армию генерал-лейтенанта Лобанова-Ростовского (правда, Тамбовское ополчение не участвовало в боях: к тому времени французов стали гнать из России).
В январе 1813 года Федор Федорович внес 540 рублей на содержание и лечение больных военнослужащих (через Темников на фронт проходили рекруты из восточных губерний; многонедельный пеший путь отражался на здоровье ополченцев, и в городах по пути их следования заболевших оставляли на лечение). На эти деньги в течение месяца можно было выхаживать 60 тяжелобольных. Кроме того, только на выделенные Ушаковым средства в Темникове был создан и с 15 января по 11 апреля 1813 года содержался военный госпиталь, пациенты которого в содержании и лечении «не терпели ни малейшего недостатка». По сведениям, адмирал сам посещал госпиталь и беседовал с больными.
Стоит отметить: еще в 1803 году Федор Ушаков внес в Санкт-Петербургский опекунский совет (который в том числе ведал делами особого банковского учреждения, «Сохранной казны») 20 тысяч рублей. Всю эту сумму с набежавшими на нее процентами в 1813 году адмирал передал в пользу людей, разоренных войной.
Ополченцы уездов, позже вошедших в состав республики, с честью прошли военными дорогами 1813-14 годов. «Пятно» бунтов в Инсаре и Саранске было буквально смыто кровью ратников и их командиров. Освобожденная от Наполеона Европа надолго запомнила отвагу наших бойцов. С теплом и благодарностью своих героев вспоминает и современная Мордовия.
Редакция благодарит
доктора исторических наук С.В. Белоусова
за помощь в подготовке материала.
Немалый вклад в разгром наполеоновских войск внесло ополчение, набранное на территории современной Мордовии. Уроженцы республики храбро сражались в кампании 1812 года и приняли блистательное участие в заграничных походах русской армии.
Народные пожертвования
Участник войны 1812 года и заграничных походов русской армии, свидетель «неподражаемой неустрашимости, мужества и храбрости» народного ополчения В.И. Штейнгель так описывал подвиги простых крестьян, мещан, разночинцев, сражавшихся рядом с регулярными российскими войсками: «Долго, весьма долго не забудут враги наших «пеших казаков», так называли они ополченцев, спрашивая, откуда они, эти бесстрашные люди, пришедшие на их пагубу».
- В помощь регулярным армейским частям, как временная вооруженная сила, пешие и конные полки ополченцев создавались по всей Российской империи, - рассказывает доктор исторических наук, зав. кафедрой всеобщей истории, историографии и археологии Пензенского педагогического университета Сергей Белоусов. - В сентябре 1812 года ополчение начало формироваться и на территории современной Мордовии. В Саранском, Инсарском и Краснослободском уездах создавались соответственно 1-й, 3-й и 4-й пехотные полки Пензенского ополчения. В состав каждого полка вошло около 2 тысяч человек.
Основу войска составили крепостные крестьяне, которых принимали в ополчение только с ведома помещиков (четырех человек 17-45 лет из 100 здоровых мужчин). Ремесленники, мещане, духовенство, интеллигенция вступали в него добровольно. Командный состав избирался дворянством из числа отставных офицеров и чиновников. Обучением ратников, как называли рядовых ополченцев, занимались специально выделенные армейские унтер-офицеры и опытные солдаты (известно, что в Саранске ополченцев учил отставной солдат Семен Брюхин из Нижнего Ломова).
- Вооружались, снаряжались и содержались ратники на пожертвования, - рассказывает Сергей Белоусов. - Жители Саранского уезда собрали на ополченцев 4 тысячи 62 рубля 85 копеек (солидная сумма, если учесть, что по покупательной способности 1 рубль 1812 года - это около 2 тысяч современных рублей). 1500 рублей пожертвовали купцы (в том числе по 100 рублей – Степан Уланов, Денис Реутов, Яков Волков, Канон Апарин, Иона Сыромятников), еще 1500 – священство и прихожане. Саранский полицмейстер И.Я. Евсюков обязался отдавать на ополчение, пока идет война, свое годовое жалованье – 400 рублей.
Преступление и наказание
Все «мордовские» полки были собраны, обмундированы и вооружены к концу ноября. На 10 декабря было назначено выступление в поход. Но 9 декабря в Инсаре, а 10 в Саранске в войсках произошло волнение. Среди ополченцев пошел слух о существовании царского указа, по которому все участники войны должны получить свободу, но дворяне скрывают это. Ратники требовали привести их к «особой» присяге, опасаясь, что после войны их не отпустят по домам, а оставят в солдатах.
- Комиссия военного суда в Инсаре открыла: «восставшие намеревались, истребив офицеров, отправиться к действующей армии, явиться прямо на поле сражения, напасть на неприятеля и разбить его, потом принести повинную государю и в награду за свою службу выпросить прощение и свободу из владения помещиков», - говорит Сергей Белоусов. - В итоге 70 ополченцев отправились на каторгу и в дальние гарнизоны, 500 человек вывели из полков по возрасту и состоянию здоровья. Сменив командующего, только в начале января ополчение выступило на фронт. На театре военных действий, в пределах герцогства Варшавского, наши ополченцы появились в августе 1813 года.
«За веру и царя»
- С 1 по 5 октября и с 17 по 20 ноября 1813 года ратники «мордовского» ополчения участвовали в осаде Дрездена, - продолжает Сергей Белоусов. - С 10 декабря 1813 по 2 января 1814 - в осаде Магдебурга (в боях отличился Пензенский конный полк). С 24 января по 25 октября 1814 воевали под Гамбургом. Конный полк участвовал в Битве народов под Лейпцигом. В дальнейшем Пензенское ополчение участвовало в освобождении территорий Богемии, Саксонии и Пруссии.
Как поясняет ученый, участие ополчений в кампании 1813-14 годов явилось одной из решающих причин отступления Наполеона во Францию. Составляя резерв регулярной армии, ополченцы позволили ей быстро продвигаться вперед, оставляя в тылу города и крепости, занятые французами (которые и блокировали ратники). Из десяти взятых крепостей на долю ополчения приходилось восемь. Также ополченцы охраняли обозы, лагеря, коммуникации, склады, были санитарами, саперами, ездовыми, освобождая от этих обязанностей строевых солдат.
Награды за храбрость
История сохранила имена офицеров ополчения из Мордовии. Как рассказывает Сергей Белоусов, это капитан Агей Светильников, подпоручики Дмитрий Внуков, Яков Хоботов и Петр Полибин (Саранский уезд), отставной лейтенант флота князь Николай Девлеткильдеев, штабс-капитаны Павел Каблуков и Мансур Мамлеев (Краснослободский уезд), штабс-капитан Леонтий Павлюков (Инсарский уезд). Мужество многих ополченцев было отмечено воинскими медалями «В память Отечественной войны 1812 года» и высшей наградой солдат и унтер-офицеров - Знаками отличия ордена Св. Георгия (с 1807 года эти наградные знаки для нижних чинов вручались за выдающуюся храбрость в бою против неприятеля; в 1913 году награда получила название «Георгиевский крест»). В бою под Магдебургом отличился краснослободский штабс-капитан Мансур Мамлеев. За храбрость он был награжден орденом Св. Анны III степени.
Снаряжение
Ратники из Саранского, Инсарского, Краснослободского уездов носили серые кафтаны и серые шаровары, на голове – высокие, похожие на кивера, шапки с черным козырьком. Над козырьком по тулье шла латунная полоска в виде ленты с надписью «За веру и царя». Над лентой располагались императорский вензель и крест с прямыми лучами. В снаряжение воина входили ранец (обычно у ополченцев в нем находились рубаха, порты, рукавицы, портянки, онучи, запасные сапоги и провиант на трое суток), поясной ремень и солдатская манерка (фляжка) на ремешке, которую носили через левое плечо. Оружием пешим ратникам служили пики и топоры, но в ходе войны бойцы постепенно перевооружались ружьями. Кавалеристы вооружались саблями и огнестрельным оружием.
Доброе дело адмирала Ушакова
Сбор народного ополчения проходил на всей территории современной Мордовии, в том числе и в Темниковском уезде, который был частью Тамбовской губернии. Активнейшее участие в формировании темниковского ополчения принял наш прославленный земляк, великий российский адмирал Федор Ушаков.
25 июля 1812 года темниковская знать выдвинула флотоводца на выборный пост губернского начальника над ополчением: как писал уездный предводитель дворянства Александр Никифоров, «по общему всех желанию и доверию... господина адмирала и разных орденов кавалера Федора Федоровича Ушакова, известного всем по отличным деяниям, храбрости и долговременной службе». Из 12 кандидатур Ушаков получил наибольшее число голосов. И хотя состояние здоровья и возраст не позволили ему покинуть родовое село Алексеевка у Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, адмирал внес немалый вклад в общее дело обороны Отечества. Из «приходной книги» пожертвований, поступающих на обмундирование ополченского 1-го Тамбовского пехотного полка, следует, что флотоводец сделал самое большое пожертвование на ополчение – 200 рублей. Хотя среди других жертвователей были люди гораздо богаче Ушакова. В итоге полк был полностью укомплектован и отправлен в резервную армию генерал-лейтенанта Лобанова-Ростовского (правда, Тамбовское ополчение не участвовало в боях: к тому времени французов стали гнать из России).
В январе 1813 года Федор Федорович внес 540 рублей на содержание и лечение больных военнослужащих (через Темников на фронт проходили рекруты из восточных губерний; многонедельный пеший путь отражался на здоровье ополченцев, и в городах по пути их следования заболевших оставляли на лечение). На эти деньги в течение месяца можно было выхаживать 60 тяжелобольных. Кроме того, только на выделенные Ушаковым средства в Темникове был создан и с 15 января по 11 апреля 1813 года содержался военный госпиталь, пациенты которого в содержании и лечении «не терпели ни малейшего недостатка». По сведениям, адмирал сам посещал госпиталь и беседовал с больными.
Стоит отметить: еще в 1803 году Федор Ушаков внес в Санкт-Петербургский опекунский совет (который в том числе ведал делами особого банковского учреждения, «Сохранной казны») 20 тысяч рублей. Всю эту сумму с набежавшими на нее процентами в 1813 году адмирал передал в пользу людей, разоренных войной.
Ополченцы уездов, позже вошедших в состав республики, с честью прошли военными дорогами 1813-14 годов. «Пятно» бунтов в Инсаре и Саранске было буквально смыто кровью ратников и их командиров. Освобожденная от Наполеона Европа надолго запомнила отвагу наших бойцов. С теплом и благодарностью своих героев вспоминает и современная Мордовия.
Редакция благодарит
доктора исторических наук С.В. Белоусова
за помощь в подготовке материала.
«Известия Мордовии»