К 70-летию нападения фашистской Германии на СССР

23.06.2011 16:23

Солдаты Великой Отечественной – люди тяжелых судеб, несломленные, выстоявшие, люди высоких чувств. Все меньше их остается на земле, живых очевидцев тех суровых дней. Один из них – фронтовой корреспондент Сергей Иванович ГРОШЕВ, наш коллега, который делится своими воспоминаниями…

Война началась для меня так. 21 июня 1941 года после выпускного вечера в 12-й школе г. Саранска мы долго бродили по родному городу. Расходясь под утро, договорились со своими товарищами Колей Гульниным, Федей Фадеевым, Толей Якушевым, Колей Ховряковым, Валей Шелимовым, Борей и Васей Зайцевыми, Борисом Тюриным и другими ребятами поиграть в футбол в детском парке.

День 22 июня выдался теплый, солнечный, к тому же воскресенье – выходной. Все в приподнятом настроении. Перед началом игры решили сфотографироваться. У меня с собой был фотоаппарат «Юность», подаренный мне в 1940 году в день моего семнадцатилетия, Володей Сущинским, тогда еще студентом ВГИКа. Наша семья дружила с семьей Сущинских. Этот подарок, как оказалось, определил мой жизненный выбор: я стал фотожурналистом. И по огненным дорогам Великой Отечественной мне пришлось пройти 1300 дней и ночей с фотокамерой, так же, как и Владимиру Александровичу Сущинскому с кинокамерой.

Мы сфотографировались и начали играть в футбол. Из репродуктора, который был установлен на стене большого деревянного дома правления колхоза «Гигант» Саранского района (сейчас на этом месте построен Дворец пионеров), лилась музыка. И вдруг в 12 часов дня - позывные и слова диктора: «Вероломное нападение фашистской Германии…» Потом были митинги, повестки… Проводы… Слезы…

Вместе с Колей Гульниным мы тайком от родителей подали заявления в военкомат, но нам отказали – до призывного возраста нам не хватало полгода. Что делать? По рекомендации обкома комсомола, мы поступили на месячные курсы шоферов, открывшиеся при республиканском военкомате и ОСОАВИАХИМе.

Одновременно я начал давать снимки в газеты. Будучи в редакции, я присутствовал на митинге журналистов и писателей, проходившем во дворе бывшего Дома печати на улице Советской, 55. Митинг открыл завотделом пропаганды и агитации Мордовского обкома КПСС Дмитрий Елисеевич Рузавин. Затем выступил редактор газеты «Красная Мордовия» Константин Алексеевич Шевелев, мордовская сказительница Фекла Игнатьевна Беззубова, писатель Иван Дмитриевич Воронин, заведующий эрзянской секцией Мордовского государственного издательства Серафим Емельянович Вечканов и другие. Журналисты и писатели единогласно решили передать здание Дома печати под госпиталь, а сами переехали в маленькое здание дорожного управления по улице Коммунистической. Из этого тесного двухэтажного здания, где разместились книжное издательство, союз писателей и редакции газет, стали уходить на фронт один за другим журналисты и писатели, многие добровольцами. Они призывались в разные рода войск, а некоторые – в дивизионные, армейские и фронтовые газеты. Сейчас во вновь построенном здании Дома печати при входе установлена гранитная плита с именами не вернувшихся с полей сражений журналистов и писателей.

После окончания курсов шоферов я был призван в Красную армию. В годы войны на фронте мне приходилось выполнять различные задания и поручения командования и партии, в ряды которой я был принят под городом Ржевом в 1942 году. 1300 дней и ночей прошел по огненным дорогам от Москвы до седой Балтики в составе 10-й (30) гвардейской армии, из них сто фронтовых недель – «с «Лейкой» и блокнотом». Мне выпала большая честь сражаться в 19-м гвардейском стрелковом корпусе добровольцев-сибиряков, в рядах которого воевал Александр Матросов. Меня часто спрашивают: «Почему я очень часто пишу и говорю о войне?» Да потому что мне хочется правдиво, без приукраски передать молодежи, новым поколениям истинную суть истинной войны. Простым языком поведать о подлинном героизме советского солдата и народа. Рассказать о том, что я видел своими глазами, что прошло через мою душу, мое сердце, без приукрашивания, без сгущения красок. Не более того!
На мой взгляд, в творчестве любого писателя или журналиста, пишущего о войне, должны обязательно присутствовать две вещи – правдивость и простота. Это очень важно…

В сентябре 1945 года в связи с ранениями я был демобилизован. В солдатском обмундировании 22-летним парнем я пришел в редакцию газеты «Красная Мордовия» (теперь «Известия Мордовии»), где и проработал десятки лет фотокорреспондентом.

«Известия Мордовии»