Николай Арсентьев: «Историческому образованию в республике — 75 лет!»
20.05.2009 15:16
2009 год — юбилейный для одного из крупнейших научных подразделений Мордовского госуниверситета имени Н.П. Огарева — Историко-социологического института. 75 лет назад в стенах республиканского Агропединститута открылся истфак, положивший начало формированию исторического образования в регионе.
Факультет (позже — самостоятельный институт) подарил Мордовии множество крупных ученых и ряд принципиально различающихся подходов к изучению непростой истории нашей республики. О задачах, стоящих перед современным ИСИ, нам рассказывает его директор — член-корреспондент Российской академии наук, доктор исторических наук профессор Н.М. АРСЕНТЬЕВ.
Кто такие «россияне»?
- Николай Михайлович, какова основная задача современных историков?
- Помочь человеку найти свое место в мире. В том числе — сформировать понятие национальной идентичности в полиэтническом многоконфессиональном государстве. Изначально Россия создавалась как поликонфессиональная, многоэтническая держава. Определение «россияне», «русский народ» касалось представителей всех национальностей, живущих в ее пределах. С одной стороны, более 70% населения страны — русские. Но более 50% ее территории принадлежит национальным государственным образованиям. В связи с этим, согласно исследованиям социологов, в России превалирует не общероссийская, а этническая и региональная идентичность. Тем важнее осознавать себя частью многонационального государства. А разобщенность может привести к серьезным конфликтам.
- Что же помогает их избежать?
- То, что процесс общероссийской идентификации, или осознания себя более чем 160 народами, живущими в России, в качестве единой общности, находится в центре внимания современной национальной политики. В выступлении Президента РФ Дмитрия Медведева на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов было отмечено, что российская национальная политика направлена на сохранение языков, культуры, традиций, идентичности ВСЕХ народов, на межнациональный диалог, «ведь само историческое развитие российской нации в немалой степени основывалось на богатстве и сохранении этнокультурной и поликонфессиональной среды»…
Факультет (позже — самостоятельный институт) подарил Мордовии множество крупных ученых и ряд принципиально различающихся подходов к изучению непростой истории нашей республики. О задачах, стоящих перед современным ИСИ, нам рассказывает его директор — член-корреспондент Российской академии наук, доктор исторических наук профессор Н.М. АРСЕНТЬЕВ.
Кто такие «россияне»?
- Николай Михайлович, какова основная задача современных историков?
- Помочь человеку найти свое место в мире. В том числе — сформировать понятие национальной идентичности в полиэтническом многоконфессиональном государстве. Изначально Россия создавалась как поликонфессиональная, многоэтническая держава. Определение «россияне», «русский народ» касалось представителей всех национальностей, живущих в ее пределах. С одной стороны, более 70% населения страны — русские. Но более 50% ее территории принадлежит национальным государственным образованиям. В связи с этим, согласно исследованиям социологов, в России превалирует не общероссийская, а этническая и региональная идентичность. Тем важнее осознавать себя частью многонационального государства. А разобщенность может привести к серьезным конфликтам.
- Что же помогает их избежать?
- То, что процесс общероссийской идентификации, или осознания себя более чем 160 народами, живущими в России, в качестве единой общности, находится в центре внимания современной национальной политики. В выступлении Президента РФ Дмитрия Медведева на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов было отмечено, что российская национальная политика направлена на сохранение языков, культуры, традиций, идентичности ВСЕХ народов, на межнациональный диалог, «ведь само историческое развитие российской нации в немалой степени основывалось на богатстве и сохранении этнокультурной и поликонфессиональной среды»…
Примечательно, что Мордовия упоминалась в речи Медведева как положительный пример региона, где ведется плодотворная работа в этом направлении.
- Мы богаты общей историей…
- Мы богаты общей историей…
- Именно так. Веками русские, мордва, татары жили одной дружной семьей.
Кстати
Кстати
Помимо учебников в серии «Мой край» ИСИ издано больше 20 книг для детей: «Здравствуй, Мордовия», «Древняя мордва», «Легенды и предания древней мордвы», «Природа мордовского края», «Храмы Мордовии», «Десять путешествий скульптора С.Д. Эрьзи».
- Книга остается важным элементом развития и социализации личности, ее поведенческой культуры, — отмечает Н.М. Арсентьев.
Три события, перевернувшие историю
Три события, перевернувшие историю
- Правда ли, что каждое поколение жителей Мордовии по-своему смотрело на прошлое, настоящее, будущее?
- Меняется поколение — меняется и его взгляд на историю. Здесь нужно отметить, что на развитие исторической науки в республике повлияли три события — Октябрьская революция, возникновение мордовской государственности и демократические преобразования начала90-х годов прошлого века.
Революция 1917 года принципиально изменила рефлексию ученых по отношению к «царистскому», «капиталистическому» прошлому. Российская империя, «тюрьма народов», перестала служить образцом для будущего. Единственно возможным будущим для всех народов России стал социализм. Иное отношение к истории стало невозможным. Все наиболее острые вопросы, касающиеся России конца 19 — начала 20 веков, были взяты под контроль большевиков. Сталин переписал историю: все его соратники (Троцкий, Зиновьев, Каменев) стали «врагами народа», а он превратился в великого вождя. В соответствии с новым подходом к прошлому создавались и учебники: они формировали новое социалистическое мировоззрение, ориентированное на построение нового, социалистического будущего. Методологической основой науки в стране стало марксистско-ленинское учение. В соответствии с ним писалась и история регионов. Прежнюю политику России объявили колониальной, а современная национальная история рассматривалась с позиций торжества ленинской национальной политики.
- Как развивалась историческая наука республики после1930-х годов?
- Как наука она оформляется после создания МАССР, когда возникла необходимость ее идентификации и появились научно-исследовательские структуры, которые этим занялись. Впервые историю мордвы начали изучать системно.
Третьим фактором, изменившим взгляд ученых на прошлое России и Мордовии, стала перестройка. На смену господства единой методологии пришел исторический плюрализм. Наука освободилась от марксистско-ленинской идеологии, но ее функции остались прежними. Прошлое по-прежнему продолжают использовать при аргументации альтернатив решения современных политических задач. В результате историки сходятся во мнении, что его нужно открывать заново. И сейчас от них требуются не прогнозы на будущее, а многообразные описания прошлого социальной реальности. Прошлое должно быть многоголосым.
- В соответствии с этим принципом институт подготовил и ряд учебников по истории и культуре родного края?
- Да. Достижения наших ученых в изучении истории родного края были воплощены в трехтомном труде «История Мордовии», подготовленным преподавателями и сотрудниками ИСИ МГУ имени Н.П. Огарева. Первые два тома были опубликованы в первой половине2000-х годов. Также ИСИ издается серия школьных учебников по истории и культуре родного края. Уже вышли учебники для 7—9 классов «Основы православной культуры» (2007), «Основы исламской культуры» (2007), «История и культура мордовского края в 17—18 веках», «История и культура мордовского края 19 века», «История и культура мордовского края в 20 веке». Выход в свет еще одного — вузовского — учебника по истории и культуре родного края стал закономерным результатом большой научно-исследовательской работы историков Мордовии.
Лучшие книги года
- При подготовке учебников возникали сложности?
- Особенно трудно было писать материалы, посвященные советской эпохе. Также мы впервые по-новому осветили в учебниках советскую историю мордовского края, обозначили позиции отношения к перестройке и постперестроечному периоду. Можно сказать, что наши суждения объективны. Не случайно, по оценке Ассоциации книгоиздателей РФ, много книг ИСИ было удостоено звания лучших книг года. В частности, в 2007 году — «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры» в номинации «Лучшая учебная книга».
- Мордовия выступает пионером в издании учебников, посвященных истории родного края?
- Да. Этот удивительный проект сделал республику лидером в консолидации гуманитарного знания. Представители различных регионов рассматривают наши издания и отмечают: «Мы еще не доросли до этого». А мы издаем доступные, но качественные книги. В этом году готовим к изданию третий том очерков истории Мордовии, завершаем издание учебников по истории и культуре родного края для5—6 классов. Важно отметить, что они будут написаны специалистами. Также в ИСИ подготовлены учебники по политологии и психологии, к выходу в свет готовится учебник по философии. Но главным приоритетом для нас, конечно же, остается история.
Тем временем
- Стоит отметить: на первый план глобализирующийся мир поставил проблему нации, — говорит Н.М.Арсентьев. — Мир пришел к признанию того, что национальное существует и его глубинные трансформации надо изучать. Однако в современных условиях речь идет не о нации-мессии, но о нации как национальном достоянии, о культуре как носительнице национального начала без примеси национализма. Современное общество не приемлет апелляций к идеям о национальной исключительности того или иного «коренного народа», которые могут послужить обоснованием разного рода национализмов и исключительных прав на территорию.
- Меняется поколение — меняется и его взгляд на историю. Здесь нужно отметить, что на развитие исторической науки в республике повлияли три события — Октябрьская революция, возникновение мордовской государственности и демократические преобразования начала
Революция 1917 года принципиально изменила рефлексию ученых по отношению к «царистскому», «капиталистическому» прошлому. Российская империя, «тюрьма народов», перестала служить образцом для будущего. Единственно возможным будущим для всех народов России стал социализм. Иное отношение к истории стало невозможным. Все наиболее острые вопросы, касающиеся России конца 19 — начала 20 веков, были взяты под контроль большевиков. Сталин переписал историю: все его соратники (Троцкий, Зиновьев, Каменев) стали «врагами народа», а он превратился в великого вождя. В соответствии с новым подходом к прошлому создавались и учебники: они формировали новое социалистическое мировоззрение, ориентированное на построение нового, социалистического будущего. Методологической основой науки в стране стало марксистско-ленинское учение. В соответствии с ним писалась и история регионов. Прежнюю политику России объявили колониальной, а современная национальная история рассматривалась с позиций торжества ленинской национальной политики.
- Как развивалась историческая наука республики после
- Как наука она оформляется после создания МАССР, когда возникла необходимость ее идентификации и появились научно-исследовательские структуры, которые этим занялись. Впервые историю мордвы начали изучать системно.
Третьим фактором, изменившим взгляд ученых на прошлое России и Мордовии, стала перестройка. На смену господства единой методологии пришел исторический плюрализм. Наука освободилась от марксистско-ленинской идеологии, но ее функции остались прежними. Прошлое по-прежнему продолжают использовать при аргументации альтернатив решения современных политических задач. В результате историки сходятся во мнении, что его нужно открывать заново. И сейчас от них требуются не прогнозы на будущее, а многообразные описания прошлого социальной реальности. Прошлое должно быть многоголосым.
- В соответствии с этим принципом институт подготовил и ряд учебников по истории и культуре родного края?
- Да. Достижения наших ученых в изучении истории родного края были воплощены в трехтомном труде «История Мордовии», подготовленным преподавателями и сотрудниками ИСИ МГУ имени Н.П. Огарева. Первые два тома были опубликованы в первой половине
Лучшие книги года
- При подготовке учебников возникали сложности?
- Особенно трудно было писать материалы, посвященные советской эпохе. Также мы впервые по-новому осветили в учебниках советскую историю мордовского края, обозначили позиции отношения к перестройке и постперестроечному периоду. Можно сказать, что наши суждения объективны. Не случайно, по оценке Ассоциации книгоиздателей РФ, много книг ИСИ было удостоено звания лучших книг года. В частности, в 2007 году — «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры» в номинации «Лучшая учебная книга».
- Мордовия выступает пионером в издании учебников, посвященных истории родного края?
- Да. Этот удивительный проект сделал республику лидером в консолидации гуманитарного знания. Представители различных регионов рассматривают наши издания и отмечают: «Мы еще не доросли до этого». А мы издаем доступные, но качественные книги. В этом году готовим к изданию третий том очерков истории Мордовии, завершаем издание учебников по истории и культуре родного края для
Тем временем
- Стоит отметить: на первый план глобализирующийся мир поставил проблему нации, — говорит Н.М.Арсентьев. — Мир пришел к признанию того, что национальное существует и его глубинные трансформации надо изучать. Однако в современных условиях речь идет не о нации-мессии, но о нации как национальном достоянии, о культуре как носительнице национального начала без примеси национализма. Современное общество не приемлет апелляций к идеям о национальной исключительности того или иного «коренного народа», которые могут послужить обоснованием разного рода национализмов и исключительных прав на территорию.
«Известия Мордовии»