Балетное созвездие на саранской сцене

07.06.2011 14:59

Под занавес юбилейного, 75-го сезона, Музыкальный театр им. И.М. Яушева преподнес роскошный подарок местным поклонникам хореографического искусства.

В последние годы звёзды Терпсихоры, признаем, нечасто балуют гастролями саранскую публику. А организованный яушевцами в преддверии 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства Международный фестиваль «Браво!» как раз позволил нам увидеть мастеров балета из разных регионов нашей страны и ближнего зарубежья. Да и нашим артистам было небесполезно творческое общение с маститыми коллегами, чьи достижения отмечены наградами престижных конкурсов и высокими профессиональными регалиями.

Ну а зрителям довелось посмотреть не только великолепное исполнение балетной классики, но и различные варианты хореографического модерна, продемонстрированные солистами Государственного Большого театра Андреем Евдокимовым и заслуженной артисткой России Елизаветой Небесной, молодыми талантливыми йошкар-олинскими танцорами Константином Коротковым и Ольгой Челпановой, солистами Нижегородского академического театра оперы и балета Юлией Ануфриевой, Василием Козловым и Еленой Бекшаевой (она, кстати, наша землячка, выпускница Саранской хореографической школы). Особый восторг зала вызвали выступления чебоксарской пары, заслуженных артистов Чувашии – воздушно-хрупкой Татьяны Альпидовской и по-восточному фактурно-колоритного Айдара Хисамутдинова. Да и хозяева старались, что называется, не ударить в грязь лицом.

И публика не уставала повторять восторженное «Браво!».

Солисты Национального академического Большого театра оперы и балета Белоруссии Анна Фокина и Александр Бутримович, исполнившие главные партии в спектакле «Жизель» А. Адана, остались вполне удовлетворены сценическим сотрудничеством с саранскими танцорами,  положительно оценив уровень их подготовки и работоспособность.

Что касается, собственно, сценической площадки. Для гостей она оказалась явно тесновата, что было особенно заметно при исполнении вариаций графа Альберта Александром Бутримовичем. Но на пресс-конференции приглашенные артисты деликатно объясняли, мол, профессионалам необходимо уметь выступать на любой сцене.

Впрочем, проблема малых сценических площадей совсем скоро решится. Уже в этом году яушевцы переселятся в новое, грамотно спроектированное, с просторной сценой, оркестровой ямой и т.п., здание, специально возведённое под Театр национальной оперы и балета. Однако, как неоднократно подчеркивалось специалистами, актуальность обретает проблема подготовки квалифицированных исполнителей, постановщиков – хореографов, режиссёров, привлечения опытных педагогов-репетиторов.

Московский критик Нелли Анчурова без лести восхищалась энтузиазмом Виталия Иевлева и его помощников, которые создали в республике Детскую хореографическую школу (кстати, как раз её выпускники в основном и образуют балетную труппу Яушевского музыкального театра). Однако теперь для более серьёзной профессиональной подготовки республике требуется не просто учреждение дополнительного художественного образования (так сейчас позиционируется школа), а специализированное хореографическое училище, которое должно выпускать дипломированных артистов-танцоров. Благо, есть неплохая база, и на её основе вполне реально создать профессиональную «кузницу кадров» для национального балета.

Между прочим, аналогичный опыт уже имеется у наших братьев-марийцев. По инициативе художественного руководителя Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева Константина Иванова при их Республиканском колледже культуры открыли отделение «хореографическое искусство». И за десять лет исключительно  из собственных выпускников им удалось создать довольно крепкую молодую балетную труппу, которая успешно гастролирует не только по России, но и за границей. Наша публика минувшей осенью убедилась, насколько высок уровень мастерства йошкар-олинских артистов, показавших в Саранске «Ромео и Джульетту» на музыку Чайковского и «Спартак – Триумф Рима» Хачатуряна.

Кстати, заверил Константин Иванов: «есть большое желание продолжить дальнейшее сотрудничество. И не только в плане обменных гастролей. Хотим попробовать осуществить и совместные проекты». Уже этим летом Марийский балет готовится выехать с гастрольными спектаклями «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» в Китай. По замыслу Иванова, наряду с йошкаролинцами в них будут танцевать и саранские артисты.


«Известия Мордовии»