Когда в Мордовии исчезнут зарплаты "в конвертах"?

06.06.2011 15:09

Налоговые сборы - это бюджетная казна страны, и она напрямую зависит от того, насколько исправно налогоплательщики, как юридические лица, так и физические, вносят туда полагающиеся средства. Кто-то из великих, кажется, Бисмарк, в шутку сравнивал налоги с сюртуком, который никогда не бывает впору. Многие знаменитости соглашались с тем, что с налогами приходится мириться, как с неизбежным злом. Великий Пушкин восклицал: "…Я не ропщу, что боги не дали права мне оспаривать налоги". Нынешние налогоплательщики также не в праве роптать, но некоторые из них ищут некие лазейки, чтобы, если не платить налоги совсем, то делать их хотя бы поменьше.

Одной из таких лазеек, наносящих определенный ущерб бюджетам всех уровней, является зарплата "в конвертах". И легализацией этих зарплат, в силу отпущенных полномочий, занимается налоговая служба. Разумеется, наиболее значительный объем работы в этом плане отводится силовым структурам, в частности, прокуратуре. Налоговые же органы, по определению руководителя фискальной службы страны Михаила Мишустина, это – сервисная компания, а отнюдь не карательная. Она должна оказывать помощь "заблудшим" налогоплательщикам в выполнении их обязанностей, а не наказывать их. То есть работать на предупреждение правонарушений.

Зарплата "в конвертах", сумма которой документально иногда не  дотягивала до прожиточного минимума, это – порождение зарождающейся рыночной экономики, лихих 90-х годов. Именно тогда ряд частных предприятий, кооперативов, стремясь снизить свои налоги, стали применять подобную практику. В настоящее время это зло пошло на спад. По словам начальника отдела налогообложения физических лиц УФНС по РМ Дмитрия Фомкина, сейчас масштабы незаконной схемы оплаты труда уже не те, что были пять лет назад, не говоря уже про 90-е годы прошлого века. Хотя зло до конца не изжито. Дмитрий Дмитриевич также рассказал о методах работников налоговой службы по выявлению  любителей выдавать зарплату в конвертах.
 
 
-Как мы их определяем? Согласитесь, что у большинства профессий заплата везде составляет определенную сумму. К примеру, заработок продавцов в различных магазинах редко разнится. И всегда можно составить среднюю заплату работников торговли. Есть она и у представителей рабочих профессий, водителей автотранспорта. Последние, предположим, не могут получать 50 тыс. рублей или 5 тыс. рублей. Первую зарплату ему никто не даст, за вторую он сам работать не будет. Поэтому есть более или менее усредненные цифры, на которые мы и ориентируемся при проведении своей работы. У каждой экономической деятельности существует свой экономический уровень. В своей работе мы опираемся на данные, которые нам предоставляет республиканская статистика. И при сравнении данных предприятий одного направления довольно легко можно выявить такого работодателя, где работники получают официальную заплату значительно ниже, чем другие представители аналогичного экономического уровня, коллеги по отрасли. В 2006 году число работодателей, скрывающих свою истинную зарплату, таким образом, составило 3,5 тысяч по республике. А анализируя цифры за два последних года и за истекший период нынешнего, можно сказать определенно, что ситуация значительно изменилась в лучшую сторону. В целом на сей момент насчитывается 1,5 тысяч работодателей по различным видам экономической деятельности, использующих незаконную схему оплаты труда. Они у нас находятся в особом реестре, своего рода "черном списке", и по этой категории налогоплательщиков постоянно проводится мониторинг. Львиная доля таких нарушителей, которых у нас около 70%, индивидуальные предприниматели, люди, ведущие мелкий бизнес. Некоторые из них нарушают трудовое законодательство  в силу своей неграмотности: сосед сказал, что не надо показывать официальную зарплату, вот мы и не показываем. Скорее всего, так обстоит и на самом деле. Хотя один австрийский писатель по этому поводу так сказал: если не знаешь, как поступать, то поступай правильно. У крупных предприятий таких нарушений не наблюдается, потому что руководителю не нужны проблемы (которые обязательно могут возникнуть), связанные с отдельным работником или рядом работников, поэтому там всем выплачивается "белая" зарплата.  Кроме того, у нас есть такие предприятия, где работают по 5 тыс. человек и более того. Представляете,  какой штат бухгалтерии надо иметь, чтобы учесть там каждого отдельного работника: кому выдать "белую" зарплату, а кому "в конверте"? Хотя ничего никогда нельзя утверждать на все 100%. 
 
 

-Какому наказанию подвергается работодатель, уличенный в том, что использует незаконную схему оплаты труда?

-Разумеется, руководителей предприятий, где зарплата выплачивается "в конвертах", а документально она ниже минимальной оплаты труда, наказывают. Только это уже прерогатива тех органов, которые занимаются охраной труда. Для налоговых органов в данном случае главное выявить нарушителя. После сверки статистических данных мы должны проверить подозреваемого в уходе от налогообложения. У нас есть параметры, по которым мы выбираем налогоплательщиков для подобных выездных проверок. Если работодатель замечен в систематическом нарушении  оплаты труда, то он может быть уверен в тщательной проверке его бухгалтерии налоговыми органами. А когда подтвердится, что в действиях руководителя есть определенные нарушения, связанные с оплатой труда, то в соответствии с  соответствующей статьей Налогового кодекса, он обязан выплатить штраф в размере 20% от той суммы, что не была представлена документально. И чаще всего бывает, что подобные нарушители нечистоплотны и при выплате других налогов. Недаром говорят: если человек недобросовестный, то он недобросовестный во всем. Так мы своими силами противодействуем выплате зарплат "в конвертах". Кроме этого, мы проводим межведомственные комиссии по легализации заработной платы, куда помимо нарушителей приглашаются представители прокуратуры, трудовой инспекции. И нередко бывает, что такого диалога оказывается достаточно, чтобы работодатель начал нормально выплачивать деньги своим работникам и документально подтверждать это. А если и после этого руководитель предприятия не желает исправляться, то к нему применяются другие меры взыскания.

-Не секрет, что на некоторых предприятиях существуют "черные кассы", где распределяются неучтенные финансы и выдаются особо отличившимся сотрудникам. Причем это документально также нигде не отражается. 

-Такое противоправное явление как "черные кассы" практикуется на ряде предприятий. Они формируются чаще всего из операций нетрудового характера и выплачиваются отдельным членам коллектива. И раз касса "черная" и деньги из нее выплачиваются "по-черному", то она закрыта от налогообложения. Мы с этим боремся. В этом случае у нас большая практика сотрудничества с арбитражными судами.

-Как Вы считаете, как долго еще будут применяться незаконные схемы оплаты труда?

-Они перестанут применяться, когда люди начнут ценить правовое поле, в котором они существуют. Когда правильно будут заключаться трудовые договора при приеме на работу. Мы часто оглядываемся на цивилизованный мир, Европу,  и возникают вопросы: почему там они все правильно делают, а мы не правильно? У нас порой бывает, что сам договор у работодателя не соответствует фактическому характеру дела: документально оформлено, что работник должен получить 1 руб., а фактически он получает 10 руб. И выходит, что эта сумма юридически не закреплена. И начинаются проблемы.  Вот когда наши граждане поймут, что выгодно жить и работать по законам, по установленным нормам, тогда этих проблем не будет, и подобные вопросы иссякнут. Следует отметить, что у нас все к этому движется. Не так быстро, как хотелось бы. Но движется. Налогоплательщики становятся более цивилизованными, более грамотными. На сегодняшний день многие из них предпочитают честно платить налоги, чтобы иметь незапятнанную репутацию, стараются поддерживать имидж порядочного налогоплательщика.
 
Семен МИХАЙЛЕВИЧ

РИА «Инфо-РМ»