Мистика есть, а Мастера не было...

26.05.2011 13:56

Этот фильм я ждала. Во-первых, потому что люблю Булгакова, а во-вторых, потому, что недавно прочитала отлично написанную книгу о великом, по моему мнению, писателе, и хотелось просто сравнить, как разным авторам удалось рассказать о судьбе и творчестве Мастера. Кстати, так, без претензий на оригинальность и назывался телефильм – «Мистическая сила Мастера».

Рассказ о Михаиле Булгакове вел известный тележурналист Сергей Медведев. С первых кадров «царапнула» некоторая чужеродность присутствия очень и очень серьезного, лощеного Медведева на обшарпанной лестнице дома, у исписанных признаниями в любви Булгакову стен. Особенно нелепо выглядело то, что Медведев освещал стены карманным фонариком. Ну что ж, подумалось, наверное, так понимается мистика по-медведевски. Но первое впечатление, увы, не обмануло. 

Мистики все прибавлялось. Произошло раздвоение личности, и ведущий, временами изображающий самого Булгакова, перешел на приглушенный шепот. Крадучись, и почему-то ночью, он пришел в музей Булгакова  в Киеве. Долго стучал в дверь и очень удивлялся, отчего же его не пускают? Наконец, дверь открылась, и Медведев сообщил, «что только нам разрешили побывать в музее». Оно и понятно, кто же еще по ночам ходит, все остальные поклонники таланта писателя обычно делают это все-таки днем. Медведев-Булгаков так же крадучись пошел по комнатам музея. «Я здесь один», - сообщает он телезрителям опять же заговорщицким шепотом. И это выглядело так нелепо и надуманно, что захотелось спросить: «А съемочная группа что тут делает?»

В последнее время у нас на телевидении стало модным нагнетать страсти на пустом месте, придумывать мистические совпадения и ужасы, зачастую разукрашивая ими неудачную работу. Наверное, считается, что именно страшное и таинственное привлекает телезрителя. Начало этому положило НТВ, специализирующееся на скандальности, но и Первый, похоже,  не устоял. Вот и на этот раз вместо яркого и глубокого рассказа о трагичной судьбе Булгакова получился дешевый триллер в надуманном полумраке и полушепоте. И даже просвещенный телезритель не понимает из этого фильма, в чем сила Мастера. И поэтому захотелось, вспоминая другой более известный в народе фильм, спросить: «В чем сила, брат?»

Между тем одна за другой появлялись на экране жены писателя, а последняя Елена Шиловская выпорхнула навстречу Медведеву, опять ставшему Булгаковым, в юбочке выше колен, в норковой шубке самого современного покроя, с макияжем, в сапожках из бутика. Она кокетливо смотрела из-под наклеенных ресниц на Мастера или Медведева, улыбалась в камеру ярко накрашенными губами. Если это имитация хроники, то почему современный антураж, если кино, то где нормальные актеры?

А может, это специально такой слабый фильм показали, чтобы потом народ отдохнул душой на «Собачьем сердце» - настоящем булгаковском фильме, в котором ничего не надо объяснять шепотом и в темноте?

Вопросы остались без ответа, так же как те, что опять же, нагнетая побольше страсти, задавал с экрана Медведев: «Почему Булгакова не арестовали после письма Сталину? Почему он ждал звонка от Сталина?» И крупный план телефона… Вот и все. Конец   фильма.

«Известия Мордовии»