Остров, где согреваются сердца, или Конспиративная премьера в Русской драме
24.05.2011 12:01
Похоже, у местных театров появилась новая традиция. Под занавес сезона показывать экспериментальные постановки. Год назад Национальная драма выпустила (впервые!) мюзикл «Страсти по Каштанке», который занял теперь достойное место в активном репертуаре. А на сей раз неожиданный сюрприз преподнес главный режиссер Русской драмы Андрей Ермолин, поставивший камерный спектакль по пьесе ныне весьма популярного в мире современного ирландского драматурга Мартин МакДонах «Калека с острова Инишмаан». Неожиданный, поскольку о премьере нигде не заявлялось. И первые представления давались для узкого круга тайно посвященных зрителей.
Космос одиночества
Зрителей режиссёр рассаживает вдоль рампы, до минимума сужая сценическое пространство. И сидя на стульчиках, ощущая за спиной океан пустующей громады партера, глядя в глаза героев и слыша их дыхание, невольно тоже чувствуешь себя обитателем острова. Того самого, Богом забытого Инишмаан, где время течет размеренно и однообразно. И каждый следующий день ничем не отличается от предыдущего. Где все друг друга знают. А вести из внешнего мира до них доходят в виде слухов и заметок из пожелтевших от времени газет. Тем не менее, каждый из обитателей мечтает о другой, лучшей жизни.
Режиссёр намеренно отказывается от жёсткой привязки к определённому месту и выводит отношения героев на некий вневременной и внетерриториальный план. Атмосфера леденящей пустоты душевного одиночества создается и предельно аскетичным оформлением. Мрачно-глухая темная коробка – мир, в котором обитают островитяне. А на глухом чёрном заднике незатейливыми детскими каракулями, словно мелом, нарисованы: домик, три человеческие фигурки – мама, папа, ребёнок и солнышко, как символы надежды.
Штучный товар
Театральная администрация, судя по всему, без особого восторга отнеслась к «камерной перспективе», которая заведомо не гарантирует больших разовых сборов, поскольку рассчитана на небольшую аудиторию, максимум человек на 60. Но, как говориться, надо брать не количеством, а качеством. И тут именно эксклюзивный товар, «ручной выделки». Спасибо, хоть не наложили строгого табу на попытку.
Путешествие к счастью
Однако на реальную попытку - вырваться из отупляющей монотонной среды – отваживается лишь самый слабый, обделённый судьбой Калека Билли. Потому что хроменьким, скособоченным пареньком (каким предстаёт высоченный, стройный Денис Кручинкин!) движет не просто желание призрачного счастья. В его искорёженном недугами теле одержимым огоньком пылает стремление понять смысл своего существования на этом свете, узнать, наконец, тайну гибели своих родителей и чего-нибудь добиться в этой жизни. И ему, как ни странно, удаётся попасть в Голливуд. Но, оказавшись на «Фабрике грёз», Билли отчётливо понимает, что по-настоящему счастлив лишь там, вернее, с теми, кто его любит и кого любит он. И за нарочитой внешней грубостью обитателей глубинки на самом деле скрываются трогательная сентиментальность, ранимость и чуткость к близким. И странности тётушек Кейт и Эйлин (Софья Вельмакина, Светлана Милошенка) объясняются их тоской о пропавшем Билли. Одна заедает свои волнения упаковками чупа-чупсов, другая в ожидании вестей от приёмыша разговаривает с камнями.
«Чума»-Хелен (Юлия Архипова), резкая, хамоватая, направо и налево рассыпающая уличные ругательства и беспрестанно мутузящая своего странноватого, хитровато-трусливого братца Бартли (Сергей Адушкин), тем не менее, дарит ему заветный телескоп. Местная красотка, отвязная хулиганка, она вдруг отвечает взаимностью на нежное признание Калеки Билли.
Космос одиночества
Зрителей режиссёр рассаживает вдоль рампы, до минимума сужая сценическое пространство. И сидя на стульчиках, ощущая за спиной океан пустующей громады партера, глядя в глаза героев и слыша их дыхание, невольно тоже чувствуешь себя обитателем острова. Того самого, Богом забытого Инишмаан, где время течет размеренно и однообразно. И каждый следующий день ничем не отличается от предыдущего. Где все друг друга знают. А вести из внешнего мира до них доходят в виде слухов и заметок из пожелтевших от времени газет. Тем не менее, каждый из обитателей мечтает о другой, лучшей жизни.
Режиссёр намеренно отказывается от жёсткой привязки к определённому месту и выводит отношения героев на некий вневременной и внетерриториальный план. Атмосфера леденящей пустоты душевного одиночества создается и предельно аскетичным оформлением. Мрачно-глухая темная коробка – мир, в котором обитают островитяне. А на глухом чёрном заднике незатейливыми детскими каракулями, словно мелом, нарисованы: домик, три человеческие фигурки – мама, папа, ребёнок и солнышко, как символы надежды.
Штучный товар
Театральная администрация, судя по всему, без особого восторга отнеслась к «камерной перспективе», которая заведомо не гарантирует больших разовых сборов, поскольку рассчитана на небольшую аудиторию, максимум человек на 60. Но, как говориться, надо брать не количеством, а качеством. И тут именно эксклюзивный товар, «ручной выделки». Спасибо, хоть не наложили строгого табу на попытку.
Путешествие к счастью
Однако на реальную попытку - вырваться из отупляющей монотонной среды – отваживается лишь самый слабый, обделённый судьбой Калека Билли. Потому что хроменьким, скособоченным пареньком (каким предстаёт высоченный, стройный Денис Кручинкин!) движет не просто желание призрачного счастья. В его искорёженном недугами теле одержимым огоньком пылает стремление понять смысл своего существования на этом свете, узнать, наконец, тайну гибели своих родителей и чего-нибудь добиться в этой жизни. И ему, как ни странно, удаётся попасть в Голливуд. Но, оказавшись на «Фабрике грёз», Билли отчётливо понимает, что по-настоящему счастлив лишь там, вернее, с теми, кто его любит и кого любит он. И за нарочитой внешней грубостью обитателей глубинки на самом деле скрываются трогательная сентиментальность, ранимость и чуткость к близким. И странности тётушек Кейт и Эйлин (Софья Вельмакина, Светлана Милошенка) объясняются их тоской о пропавшем Билли. Одна заедает свои волнения упаковками чупа-чупсов, другая в ожидании вестей от приёмыша разговаривает с камнями.
«Чума»-Хелен (Юлия Архипова), резкая, хамоватая, направо и налево рассыпающая уличные ругательства и беспрестанно мутузящая своего странноватого, хитровато-трусливого братца Бартли (Сергей Адушкин), тем не менее, дарит ему заветный телескоп. Местная красотка, отвязная хулиганка, она вдруг отвечает взаимностью на нежное признание Калеки Билли.
А «пустозвон» Джонни Патин Майк, готовый извлечь хоть какую-то материальную выгоду из любой «дутой новости» и втихую спаивающий собственную старуху-мамашу (Ирина Абросимова), способен на благородство. Как нечаянно выясняется, именно этот откровенно циничный балабол (Владимир Буралкин очень точно, яркими полутонами играет эдакого островного журналиста, гоняющегося за сенсациями), спас калеку от гибели и раздобыл деньги на его лечение.
Собственно, и пьеса МакДонах, насыщенная мрачным, тарантиновским юмором, острым, неожиданно развертывающимся сюжетом, с героями – изгоями и чудаками, и спектакль Ермолина – по сути - о доброте, нелепой, стесняющейся. Как очень часто случается в жизни.
PS: Билеты на премьерные представления «Калеки…» распространялись как-то подпольно. В театральную кассу они вообще не поступали. Но как нам сказали, билетов нет, все раскуплены. Остаётся надеяться, что в следующем сезоне спектакль легально появится в афише Русской драмы. И экспериментальная постановка станет доступна для широкого зрителя.
Собственно, и пьеса МакДонах, насыщенная мрачным, тарантиновским юмором, острым, неожиданно развертывающимся сюжетом, с героями – изгоями и чудаками, и спектакль Ермолина – по сути - о доброте, нелепой, стесняющейся. Как очень часто случается в жизни.
PS: Билеты на премьерные представления «Калеки…» распространялись как-то подпольно. В театральную кассу они вообще не поступали. Но как нам сказали, билетов нет, все раскуплены. Остаётся надеяться, что в следующем сезоне спектакль легально появится в афише Русской драмы. И экспериментальная постановка станет доступна для широкого зрителя.
«Известия Мордовии»