Зачем Петя с Волком встали на пуанты?

13.05.2011 10:38

Не одно поколение школьников выросло на симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и Волк» — про храброго пионера, расправившегося с серым хищником. Не знаю, хватает ли места в современной общеобразовательной программе для отечественной классики, но тем похвальнее инициатива Музыкального театра имени И.М. Яушева, решившего к 120-летию композитора пополнить свой репертуар этим произведением.

Хореограф А. Батраков взялся по-своему истолковать известную сказку, даже сочинил собственное либретто, серьёзно подкорректировав канонический сюжет и заменив некоторых персонажей. Действие из лета перенесено в зиму (кстати, сугробы, снежки и летящие световые хлопья очень даже неплохо смотрятся, за что спасибо художнику-постановщику В. Фурсову). Вместо птички появилась девочка Катя, вместо кошки — кот, старый дед превратился в подтянутого физкультурника, рассекающего по сцене на лыжах. Охотников, видимо, посчитав их неактуальными в нынешней реальности, постановщик заменил шайкой уличных хулиганов. Им в балетной сказке отводится львиная доля участия. А Петя существует как бы между прочим, и его присутствие откровенно за уши притянуто.

Сама симфоническая сказка звучит около получаса. Но в преддверии спектакля ведущие минут 20 рассказывают детишкам о Прокофьеве и о том, как он сочинял «Петю и Волка», зачитывают краткое содержание предстоящего зрелища...И внимание юной публики от утомительного говорения гаснет — и оживляется, когда, наконец, начинается представление: какой инструмент обозначает того либо иного героя.

Ну а затем следует собственно зрелище. Первые минут десять можно, по крайней мере, разглядывать довольно изобретательно придуманные художником С. Усановой костюмы. Особенно выразительными получились — утка, волк, кот. И на «хулиганах» — модные вещички, органично вписывающиеся в дворовую стилистику. Но потом...

Да простит меня уважаемый Сергей Сергеевич, однако даже его музыка не способна удерживать ребячий интерес, если действо лишено драматургического смысла и художественно-содержательной привлекательности. Сужу по реакции школьников. Через четверть часа они не вытерпели и ринулись к выходу... Если бы не учителя, грозно перекрывшие двери. Никакие аргументы в качестве уважительной причины не принимались. Так что школьники были просто обречены досиживать до финального аккорда. Только вот сильно сомневаюсь, что подобное «приобщение к прекрасному» возымеет позитивный результат. Скорее, наоборот.

Безусловно, вкус к хорошему искусству следует воспитывать с малых лет. Однако делать это тоже желательно со вкусом. Как верно заметил Корней Чуковский, «писать для детей надо так же, как для взрослых, только лучше».


«Известия Мордовии»