Творчество нижегородского художника выросло на мордовских корнях

16.05.2011 15:03

Жизнь некогда сельского паренька, а сегодня нижегородского художника-сюрреалиста Василия Лобанова проходила среди красивых вещей, созданных мастеровыми людьми нижегородчины. Василий Дмитриевич гордится тем, что принадлежит к роду старообрядцев — хранителей духовной культуры и вековых ремесленных традиций. С большим уважением и почтением художник относится и к своим мордовским корням, часто бывает в республике и считает, что национальная самобытность и любовь к дереву передалась ему от отца-мордвина.

— Мой отец родился в селе Пичеуры Чамзинского района, — говорит Василий Дмитриевич. — Помню, как он любил рассказывать о живописных местах своей малой родины, о деревне, где вырос, о своей маме. Я и сам полюбил мордовские края и считаю республику своей второй родиной. Поэтому вдвойне приятно наблюдать за тем, как регион развивается, как преображаются города и села.

У самого Василия Лобанова в Мордовии много родственников и друзей, с которыми он поддерживает связь и с которыми нередко бывает в самых живописных уголках республики.

О том, что Василий Дмитриевич неравнодушен к природе и земле, свидетельствует не только его увлечение — создание композиций из дерева, но и непосредственная ежедневная деятельность на предприятии, производящем сельскохозяйственную продукцию. Лобанов иногда позволяет себе совмещать работу и хобби. Для обмена опытом и решения деловых задач ему приходится много ездить по стране, бывать за рубежом, где он внимательно изучает творчество того или иного народа. Увиденные образцы западно-европейской и отечественной культуры формируют у нижегородского романтика особое отношение к художественному процессу.

Мастер глубоко убежден, что сюжет каждой художественной композиции связан с конкретной функцией входящих в него «изобразительных элементов». А все они, перекликаясь и сочетаясь по цвету и форме, становятся символом своего времени. Действительно, если изучить работы внимательнее, то замечаешь причастность каждой из них к определенному событию в жизни.

— Композиция «Значок и часы» символизирует время подписания документа о распаде Советского государства. А «Ткацкие челноки» хранят в себе память о ремеслах наших предков,
 — объясняет В.Д. Лобанов.

А вот панно «Превращение куколки в бабочку» передает момент зарождения природной красоты.

Рассматриваешь работы, и кажется, что отшлифованные до- бела объемные «коконы», «лепестки» цветов оживают под световым потоком. Живая природа превращается под умелыми руками мастера в живую картину.

Недавно в Нижнем Новгороде прошла выставка художника «Россыпи сюрреализма», на которой побывали и друзья Василия Дмитриевича из Мордовии. Положительных эмоций немало: «Каждую работу хочется долго рассматривать, ведь в каждой из них есть что-то свое оригинальное».

Коллекция камерных работ кому-то может показаться спорной и противоречивой, не похожей на традиционные формы резьбы по дереву. Свои композиции Василий Дмитриевич создает по принципу превращения утилитарных вещей — устаревших часов, замков, ключей в произведения искусства. Эти предметы, расположенные на отшлифованной до блеска березовой или дубовой доске, приобретают более глубокое звучание и смысл.

— Природа неповторима! Мне всегда хотелось заглянуть в ее глубь и узнать, какая же тайна заложена внутри тонкого стебелька или ствола мощного дерева. Необъяснимое желание как-то выразить свой внутренний мир подтолкнуло к увлечению лесным материалом, — считает Лобанов. — Поэтому все мои авторские работы выполняются на натуральном дереве. Сюрреалистические сюжеты созданы самой природой в каповых наростах, которые вырастают на стволах лиственных и хвойных деревьев. Образование капов для нас остается загадкой, но можно сказать точно, что роль человека здесь исключена.

Краски мастер считает для дерева неприемлемыми, допускает только бесцветный защитный лак. Он уверен, что его задача заключается в том, чтобы показать людям красоту живой природы.

«Известия Мордовии»