Соблюдай дистанцию!

11.05.2011 15:20

Как развивается в республике торговля на расстоянии?

Дистанционную торговлю сегодня ругают все кому не лень, и при этом ее востребованность растет день ото дня. Эксперты полагают, что в 2015 году она обеспечит четверть всех розничных продаж в стране, а еще через несколько лет сравнится по популярности с обычным шоппингом. Причина — в неоспоримом удобстве торговли на расстоянии. Любой товар — от иголки до автомобиля — можно заказать прямо из дома или офиса. «ВС» попытался оценить перспективы развития «магазинов на диване» в Мордовии.

Широкой поступью

Забавно, но в пресловутом 1913 году едва ли не каждый третий гражданин Российской империи совершал покупки дистанционно. Торговля велась как по почте, так и по каталогам. Причем последний способ получил самое широкое распространение. «По картинкам» заказывали мебель, посуду, предметы домашнего обихода и даже… скотину. Правда, в советские годы сей рынок практически не развивался, за исключением тех периодов, когда в магазинах было шаром покати. И лишь в 1990-х годах посылторг фактически получил второе рождение. Некоторое время ассортимент «виртуальных» площадок разнообразием еще откровенно не баловал. В продаже имелись в основном книги, видеокассеты, всякая бытовая мелочь. Ну и разнообразные чудо-приспособления, обещавшие то излечение от любых напастей, то доставляющую удовольствие стирку-глажку-готовку-уборку. Да и стоило ли рассчитывать на что-то большее, коль скоро открывали такие точки полулегальные фирмы, а то и просто частники, не имеющие подчас собственного офиса, складских помещений, бухгалтерии.

Впрочем, по мере становления бизнеса и проникновения Интернета в массы дистанционная торговля начала стремительно развиваться. И широкую поступь эту не смогли остановить ни кризис, ни периодически сотрясающие сферу скандалы.

Скидка будет!

Быстрый рост популярности посылторга объясняется целым рядом факторов. Прежде всего, резко улучшились условия обслуживания. Заказать понравившийся товар можно самыми разными способами — по почте, каталогу или телефону, через Всемирную сеть, путем отправки SMS-сообщения, а то и выбрав соответствующий пункт на телевизионной приставке.

Кроме того, появились новые, доселе невиданные сервисы. Лидеры отрасли — такие как «Утконос», «Озон» или «Купи VIP» — ныне предлагают клиентам услуги, зачастую недоступные и в обычных гипермаркетах. Например, оповещение о состоянии заказа, подбор персональных рекомендаций, экспресс-доставка груза, продление сроков его хранения, «обратный» звонок. О наличии собственных гарантий, систем скидок и бонусов, программ лояльности, подарочных сертификатов и упоминать-то вроде бы излишне.

Опять же, почти безгранично расширился выбор. Помимо универсальных торговых площадок открылось множество специализированных магазинов. Одни предлагают посуду. Другие — одежду. Третьи — косметику, бытовую технику, антиквариат, ювелирные изделия… Или вовсе — все сразу. Так, на прилавках средненького обувного бутика должно находиться не менее 3 тысяч наименований продукции (в «однобрендовых» — понятно, поменьше). Сколько товара представлено в онлайновых супермаркетах — похоже, неизвестно и их хозяевам. Годовые обороты этих компаний оцениваются в миллиарды рублей.

Однако главным обстоятельством, обеспечившим стремительное развитие интерактивной торговли, стало постепенное погружение в виртуальное пространство привычных магазинов. В той или иной степени Интернет-бизнес подчас развивают практически все крупные игроки, а порой и точки «шаговой доступности». Допустим, известная федеральная сеть гипермаркетов электроники уже привычно тестирует свои последние новинки в собственном веб-шопе. И только потом запускает их в открытую продажу. Другая компания, чьи салоны сотовой связи имеются и в Мордовии, намеревается увеличить обороты за счет товаров «дистанционного» партнера. Так что не удивляйтесь, если в скором времени увидите, как из раскиданных по всей стране павильонов, реализующих телефоны, аксессуары и прочие высокотехнологичные гаджеты, выходят люди с автомобильными аккумуляторами или билетами на финал чемпионата мира по футболу.

За качество отвечаю…

Пусть и с некоторым запозданием, в процесс дистанционной торговли включились и республиканские предприниматели. Пока, правда, не слишком активно. На дом — по телефону или через Интернет — можно заказать преимущественно комплектующие для компьютеров, цветы, запчасти, книги. Ну и, конечно, товары продовольственной группы — алкоголь, консервы, не говоря уж о горячей пицце, салатах, шаурме. Хотя ныне появляются и более оригинальные предложения.

Один саранский магазин подарков организовал их доставку по городу (с курьером) и по Мордовии (почтовыми отправлениями). Ассортимент, разумеется, выложен на сайте, но лучше все-таки проконсультироваться о наличии товара по телефону. Изюминку же объявлению придает тот факт, что все вопросы, касающиеся дистанционных покупок, решают в индивидуальном порядке.

Нетривиальный способ поздравления родных и близких изложил и некий житель Рузаевки — судя по всему, самодеятельный пародист. В означенный день он обещает лично поздравить виновников торжества голосами популярных персон — Владимира Путина, Геннадия Зюганова, Филиппа Киркорова, Владимира Жириновского (куда ж без него!) и прочих. Возможно отослать приветствие и звуковым файлом, на адрес электронной почты. Жаль только, стоимость услуги не уточняется. Да и Борис Ельцин в списке поздравителей выглядит уж явно лишним. Эдак юбиляра немудрено и до инфаркта довести…

Вообще добродушность и даже в определенной степени «неоцифрованность» предложений местных предпринимателей порой изумляют. Не исключено, что здесь тоже присутствует элемент коммерции, зато какой слог, какие слова умудряются находить наши люди! Чего стоят хотя бы изречения хозяйки нескольких саранских магазинов, параллельно запустившей и онлайн-продажи: «…Я не перестаю умиляться при поступлении нового отряда мишек, зайчиков и других пушистиков, расчесываю их и завязываю бантики», "А еще я предложу Вам скидку 10% от той приятной цены, если Вы выберете заказ по предоплате«… И в конце: «Эта статья написана не профессиональным копирайтером. Я решила написать ее сама, искренне и без „официоза“. Адресую ее своим бывшим и будущим клиентам, с которыми долгое время общались, общаемся или общение еще предстоит. Для тех, кто носит красивую одежду пышных размеров, для тех, кто обожает мягкие игрушки, для тех, кто любит дарить подарки, для тех, кто идет в ногу со временем и желает делать покупки с комфортом!»

На коротком поводке

Теоретически самым большим преимуществом интерактивной торговли должны явиться сравнительно невысокие цены. Ведь таким заведениям не надо тратиться на аренду торговых залов, содержание армии продавцов, менеджеров и консультантов. На деле же их товары стоят лишь на 5-10, максимум 15 процентов дешевле. А с учетом расходов на оформление заказов пересылку могут даже уступать «оффлайновым». Более того, солидные Интернет-компании настоятельно рекомендуют не гоняться за дешевкой. А уж если соблазнительное объявление прямо-таки бросается в глаза — тщательно проверить продавца на предмет наличия у него «выходов» на свет Божий, в крайнем случае — почитать отзывы на разных форумах. Излишней такая дотошность точно не окажется. Ибо наряду с опасностью наткнуться на мошенников велик риск и прогадать.

Бывает, что под видом «брендовых» и «эксклюзивных» реализуется в общем-то совсем дешевый ширпотреб. Особенно поднаторели в этом телемагазины. Так, их «стильный, специально разработанный для незрячих и слабо видящих людей» мобильный телефон, стоимостью в пять тысяч рублей, в большинстве салонов связи продается всего-то за полторы тысячи!

Везут же людям!

Едва ли не единственный способ оградить потребителя от переплаты — сократить дистанцию на этапе перехода заказа из виртуального в реальный. И здесь местный бизнес имеет неоспоримые преимущества. Пока, правда, он не слишком-то спешит ими воспользоваться. Жители Саранска худо-бедно еще могут получить товар бесплатно (да и то, если его цена превышает определенную отметку). Сельчанам же сей сервис либо вовсе недоступен, либо предлагается в качестве дополнительной опции. Существующие расценки, прямо скажем, способны начисто отбить охоту впредь прибегать к услугам торговли на расстоянии. К примеру, одна из наших фирм согласится доставить малогабаритный груз лямбирцам — за 100, инсарцам и ромодановцам — за 250, большеберезниковцам — за 500 рублей. Более всего почему-то не повезло ардатовцам и дубенцам. Им заказанную в столице республики вещь привезут за 1200 рублей — на треть дороже, нежели атюрьевцам, ельниковцам, темниковцам и торбеевцам!

С другой стороны, заметно оживились местные курьерские службы, перевозчики, сотрудничающие с иногородними организациями. Саранский филиал известной транспортной компании запросто «подкинет» сюда заказ, сделанный на ряде сайтов. Условия, если верить содержащейся на них информации, весьма приемлемые. Доставка небольшого груза из Москвы, с учетом расходов отправителя, обойдется рублей в 50-70.

Интересно, что компании-перевозчики в меру сил пытаются восполнить пробел, связанный с отсутствием в Мордовии сетевых гипермаркетов. Допустим, сразу две фирмы взялись приобретать для ее жителей товары в Нижегородском гипермаркете «IKEA». За свои услуги они возьмут от 350 рублей. Причем в эту сумму входит доставка трех малогабаритных грузов. Совсем немного, если учесть, что название фирмы-продавца давно стало синонимом демпинговых цен и «эксклюзивно-распространенного» дизайна. Сейчас, правда, один из посредников взял передышку, прекратив на время оформление заказов.

Однако подлинный прорыв на республиканском рынке дистанционных продаж совершила уже как-то упомянутая посылторговая компания. Недавно в Саранске было открыто ее представительство, что позволило разом, фактически до столичного уровня, снизить расценки на пересылку. Офис, он же склад, фирмы-партнера находится в центре города. Информация о доставке заказа незамедлительно доводится до клиента, притом начисто отсутствуют сверхоговоренные накрутки. Единственное «но» — заказ все-таки нужно забирать самостоятельно, курьеров у фирмы пока нет.

Утром — деньги, утром — стулья

Еще одним фактором, сдерживающим развитие торговли на расстоянии, по сей день остается довольно сложная, а подчас и рискованная система расчетов. К самому безопасному для потребителя способу — оплате наличными — продавцы в массе своей стараются не прибегать. А схема «утром — деньги, вечером — стулья» часто невыгодна уже заказчикам, поскольку надеяться тут приходится лишь на порядочность незнакомого дядьки. Переводы слишком долго идут. Электронные терминалы неизбежно взимают очень немалые проценты. Web-деньги пока не получили широкого распространения. Ну а номер чужой банковской карты — настоящая находка для нечистого на руку коммерсанта.

Для оплаты заказа можно, безусловно, использовать и мобильный телефон. Но данное предложение пока не устраивает операторов сотовой связи. Есть также способ расчетов при помощи телевизионного ресивера или приемников нового поколения. Жаль, на практике воспользоваться им россиянам доведется не скоро…

«Вечерний Саранск»