«Чистим и генеральские мундиры, и костюмы стриптизерш»

13.05.2009 13:12

Работники саранских химчисток открыли журналисту «ВС» «грязные» тайны

Химчисток в Саранске сравнительно немного. Но, как выяснилось, местные спецы по пятнам могут очистить почти любое загрязнение, даже специфическое. Да и клиентура саранских химчисток весьма примечательна — кроме рядовых обывателей здесь регулярно чистят парадные мундиры местный генералитет, церковнослужители — рясы, судьи — мантии, местные «народные артисты» — сценические костюмы, саранские «звезды» стриптиза — эпатажные наряды. Бывают в химчистке и особые клиенты, которые приносят штучный товар — пуховик за 40 тысяч рублей, костюм за 120 или «просто пальто» — от Славы Зайцева!

«Золотая» квитанция

Основной документ, которым оформляется прием вещи в чистку, — квитанция. Именно она поможет в случае чего предъявить претензии и даже выиграть дело в суде. По словам директора одной из саранских химчисток, в некоторых случаях дополнительно к квитанции оформляется специальный договор. «В квитанции мы обязаны записать — есть ли на изделии маркировка (это такие знаки, указывающие, можно ли изделие стирать, отбеливать, гладить, отжимать, — всего пять символов).

Иногда маркировка есть, но специалисты химчистки смотрят волокнистый состав ткани и понимают, что маркировка проставлена от балды. В основном таким несоответствием грешат рыночные вещи, коих в Саранске — подавляющее большинство. Если вещь качественная, на ней есть все пять символов маркировки, указаны страна-изготовитель, волокнистый состав, артикул, размер, рост. В этом случае достаточно квитанции. Но если хотя бы одно из перечисленного отсутствует, то составляется дополнительный договор, где подробно указывается — чем будут вещь чистить и что после этого с ней может произойти. Были случаи, когда человек покупал новую вещь, придя домой, обнаруживал на ней пятно, а в химчистке выяснялась неприятная особенность — ЛЮБАЯ чистка этой вещи запрещена, по крайней мере, судя по маркировке…»

Кроме маркировки согласно Правилам бытового обслуживания населения в квитанции должно быть полное описание сдаваемого изделия со всеми имеющимися на данный момент дефектами и пятнами, которые нужно очистить. А теперь — внимание! Приемщица обязательно должна записать, сколько стоит вещь до момента сдачи ее в химчистку. Собственно, химчистки в этом заинтересованы, ведь, если вещь, не дай Бог, будет испорчена, клиент может запросить в качестве возмещения за не оцененный заранее предмет гардероба любую астрономическую цену! Также в квитанции обязательно указывается процент износа вещи, который определяется в соответствии с ГОСТом.

Аквачистка — для пуховиков, сухая чистка — для шуб?

В саранских химчистках используются два основных вида чистки — аквачистка (стирка в водном растворе) и сухая чистка, когда применяются различные химические составы, например перхлорэтилен. Аквачистка хорошо подходит для пуховиков, количество которых, по словам работников химчисток, в последнее время увеличилось в разы, горожане сдают их в чистку практически круглый год! Причем иногда встречаются поистине эксклюзивные экземпляры — недавно в одну из саранских химчисток был принесен пуховик, который хозяйка оценила в 40 тысяч рублей. Работники химчистки с такой оценкой согласились: «Этот пуховик можно было при сжатии уместить в ладони — настолько легчайший пух был использован при его изготовлении!».

Сухая чистка (в перхлорэтилене) подходит далеко не каждой ткани, она очень нравится шерсти и меху, но только хорошего качества. По мнению работников городских химчисток, большую часть мехов, в которых щеголяют саранские модницы, мехами назвать можно с большой натяжкой. «Очень много норковых шуб и курток тонких и сухих, как бумага, которые не то что чистить, тронуть страшно — сразу рвутся. А уж когда мы подпарываем подкладку и открываются внутренности — ужас! Преимущественно плохого качества китайские, турецкие, греческие шубы — сплошные кусочки, сшитые по самому краю! Почистить их практически невозможно — расползаются полностью…».

Самые капризные пятна — кетчуп, штрих-замазка и монтажная пена

Как не поинтересоваться у специалистов — какие из пятен самые трудновыводимые и какие лучше вообще не сажать? «Практически невыводимыми считаются следы от еды и напитков, содержащих ненатуральные пищевые красители, — кетчупа, красного вина (то есть натуральные помидоры и виноград в этих продуктах отсутствуют?!), кока-колы, новомодных слабоалкогольных коктейлей. Особенно трудно вывести пятно, если дома вы уже попытались его застирать. И, конечно, с большим трудом выводятся застарелые пятна — 14 дней считаются предельным сроком для пятна… Капризные пятна — от шариковой и гелиевой ручек (особенно на кожаных изделиях), зеленки, краски для волос, тонального крема и крем-пудры, цветной налет от гофрированной бумаги, в которую заворачивают цветы.

Как выяснилось, в последнее время постоянными клиентами саранских химчисток стали школьники, которые теперь используют белый «штрих» для замазывания ошибок в тетрадях, а заодно и для школьной формы. После Великого поста было много клиентов с одеждой, испачканной воском от церковных свечей. Практически круглый год горожане несут в химчистку одежду, испачканную монтажной пеной (в парадных костюмах, что ли, ремонт делают?), которая тоже очень трудно выводится.

Есть еще один вид пятен, с которым в саранских химчистках традиционно сталкиваются с приходом весны. «Как водится, в преддверии лета в городе, а особенно в Пушкинском парке, красят лавочки… Вывести пятна от этой краски практически невозможно, ведь для столь масштабных работ коммунальщики собирают все имеющиеся „залежи“ краски и разнообразных растворителей, которые смешивают так, что впоследствии наши химреактивы даже не могут их распознать! В прошлом году девушка на 1-е Мая присела в светлом плаще на окрашенную лавочку, и молодой мужчина таким же образом испортил новый костюм. Так вот вывести эти пятна ничем не удалось. Насколько известно, оба клиента обращались в суд с исками на коммунальщиков…».

К «сезонным» проблемам работники химчисток относят загрязнения свадебных и выпускных платьев. Например, после недавнего массового бракосочетания на Красную горку горожане также дружно понесли в химчистки «отслужившие» свадебные платья и костюмы. Одно из платьев вызвало у служителей химчистки одновременно восторг и ужас — стоимостью в 120 тысяч рублей, расшитое каменьями и стразами, с 5-метровым шлейфом, но… практически черное от грязи!

Судейские мантии чистятся хорошо, а костюмы стриптизерш — не очень…

Из «штучных» клиентов в саранских химчистках выделяют священнослужителей: «Местные батюшки к нам периодически обращаются, сдают в чистку праздничные одеяния, с которых иногда приходится убирать съемную фурнитуру, чтобы не растворилась в „химии“. Вообще, рясы хорошо чистятся, так же, впрочем, как судейские мантии и прокурорские мундиры».

В одной из саранских химчисток похвалились наличием в клиентской базе высших чинов МВД, которые регулярно сдают в чистку свои парадные мундиры.

И, конечно, не обходятся без химчистки все творческие коллективы Мордовии, а также «звезды» клубной величины. «У стриптизерш костюмы хоть и необъемные, но сшитые из качественно разных тканей, плюс отделка из меха, стразов. Почистить такие профессиональные наряды бывает непросто (например, декоративные стразы при химчистке могут бесследно раствориться), но мы стараемся — тоже спецодежда!».

Нередко в химчистки попадают вещи саранских нуворишей, с которыми специалистам приходится «понянчиться»… Например, шубка за 150 тысяч рублей — голубая норка с отделкой из леопарда. Или мужской костюм за 120 тысяч рублей: «От итальянского дизайнера, по виду о цене не догадаешься — скромненький…». Часто бывают вещи от Славы Зайцева: «Лейбл на подкладке виден и пуговицы фирменные, с надписью „Слава Зайцев“. В основном это мужские пиджаки и пальто».

За испорченную вещь — двойную цену?

Бывают ли случаи, когда вещь в химчистке портят, причем безнадежно? Специалисты по чистке признаются — бывает, но чаще всего из-за плохого качества изделия. «Однажды мы недоглядели и приняли в чистку „клееный“ микровельвет — и такое теперь бывает… При стирке часть „рубчиков“ попросту вылезла, пришлось возвращать клиенту деньги. Но обычно мы возможные казусы предвидим и сообщаем о них клиенту».

Чаще всего «сюрпризы» преподносит людям химчистка шуб и дубленок. «Хитом» нынешней весны стали женские укороченные пальто умопомрачительных расцветок с большими пуговицами. Кстати, именно эта декоративная деталь преподнесла «сюрприз» одной саранской моднице, которая решила сдать в чистку белое пальто, отделанное огромными белыми, на первый взгляд, пуговицами… При чистке в белых пуговицах «проявилась» черная прокладка (зачем ее вложили внутрь?), которая, разумеется, отпечаталась на белоснежной ткани, и вывести эти «траурные» круги с пальто уже не удалось — пришлось возмещать затраты клиенту.

К слову о денежной компенсации. По словам заместителя начальника отдела по защите прав потребителя Управления Роспотребнадзора по РМ Галины Шемсутдиновой: «За 2008—2009 годы ни одного обращения — ни устного, ни письменного — от жителей Саранска по качеству обслуживания в химчистках к нам не поступало. Почему? В Роспотребнадзор обращаются граждане, если они не могут решить вопрос по качеству предоставляемых услуг с исполнителем в добровольном, досудебном порядке».

Видимо, в саранских химчистках все возникающие спорные ситуации решаются «полюбовно»… Но если «любви» не получилось — обращайтесь с претензией к химчистке, особенно если в квитанции возможные дефекты вещи при проведении химчистки не указаны. Галина Шемсутдинова утверждает: «В случае возникновения спора о причинах возникновения дефекта (исполнитель считает, что он строго придерживался правил проведения химчистки в соответствии с информацией, указанной на ярлыках, а потребитель утверждает, что дефект получился в результате неправильной чистки) исполнитель обязан провести экспертизу для определения причин возникновения недостатков. Экспертизу может делать экспертная организация, имеющая статус проведения независимой экспертизы, при наличии соответствующих специалистов. Почему клиенты химчисток практически не жалуются на качество услуг? Думаю, главная причина в том, что в договорах химчистки указывается масса причин, по которым в результате чистки с вещью могут произойти „неприятности“. Клиент этот договор добровольно подписывает, а в соответствии с Правилами предоставления бытовых услуг и Законом о защите прав потребителей — если исполнитель предупредил клиента о возможном возникновении недостатков в процессе чистки, то ответственности за них НЕ НЕСЕТ! Дело клиента — соглашаться на такие условия или нет. В случае если вещь, отданная в химчистку, утрачена полностью или частично, потребитель имеет право предъявить требования к исполнителю (в соответствии со ст. 35 Закона о защите прав потребителей) либо о замене в трехдневный срок испорченной вещи на аналогичную, либо о возмещении ДВУКРАТНОЙ цены испорченной вещи, а также стоимости услуги химчистки».

Елена БАШКИРЦЕВА (”ВС”, № 19)

«Вечерний Саранск»