Мордовская родословная историка Ключевского

14.02.2011 10:37

К 170-летию Василия Осиповича Ключевского в Республиканском краеведческом музее имени И.Д.Воронина открылась выставка, рассказывающая не только о его вкладе в отечественную науку, но и о связях с нашей республикой. Правда, некоторые скептики усиленно подвергают сомнению версию о мордовской родословной всемирно известного историка. Хотя он сам открыто признавался, что «своего отца, скромного сельского священника, по происхождению из крестьян мордовского племени мокша, как живого человека едва помнил, хотя и хранил любовно в памяти то, что знал от окружающих об этом добром и хорошем человеке. „Поп Осип“, как звали его крестьяне, происходил не из духовного сословия, а из крестьян, и крестьяне — мордвины из села Селиксы хорошо его помнили почти через 50 лет после его преждевременной смерти».

Кстати, о национальной принадлежности Василия Ключевского вспомнили не только в последнее время и отнюдь не потому, что сейчас «модно искать мордовские корни». Впервые о его мордовских корнях лично я узнала из журнальных публикаций более вековой давности, когда собирала материалы для своей дипломной работы и штудировала архивные подшивки «Пензенских епархиальных ведомостей», издававшихся на рубеже XIX-XX веков.

Сиротское детство

Родился Василий Осипович Ключевский 28 января 1841 года в селе Воскресенском Пензенской губернии, в многодетной семье бедного приходского священника. Первым его учителем был отец, трагически погибший в августе 1850 года. Семья вынуждена была перебраться в Пензу. Из сострадания к неимущей вдове один из друзей мужа отдал ей для проживания маленький домик. «Был ли кто беднее нас с тобой в то время, когда остались мы сиротами на руках матери», — писал впоследствии Ключевский сестре, вспоминая голодные годы детства. Мало того от рождения он страдал сильным заиканием.

И, тем не менее, сумев преодолеть этот недуг и материальные сложности, в 1856 году Василий с отличием окончил Пензенское духовное училище и поступил в духовную семинарию. Со второго класса семинарии он давал частные уроки для того, чтобы материально поддержать семью. Любопытно, что позже В. Ключевский прославился не только как первый российский историк-аналитик, но и как непревзойденный лектор, обладавший редчайшим талантом яркого харизматичного ритора. И аудитория Московского университета, в которой он читал свой курс, всегда была переполнена.

Научный подвиг

Уже на школьной скамье Ключевский хорошо знал труды многих ученых-историков. Семинарские педагоги прочили ему карьеру священнослужителя. Однако, чтобы иметь возможность посвятить себя науке, он на последнем курсе намеренно бросил семинарию и в течение года самостоятельно готовился к вступительным экзаменам на историко-филологический факультет Московского университета. Там он слушал лекции Бориса Чичерина, Константина Победоносцева, Сергея Соловьева, которые оказали влияние на формирование его научных интересов.

По окончании вуза (в 1865) его со степенью кандидата оставили на кафедре для подготовки к профессорскому званию. Первая монография Ключевского, отмеченная золотой медалью, «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1866) свидетельствовала о его огромной трудоспособности и интересе к истории быта. Для её написания он изучил около 40 сказаний и записок иностранцев о Руси XV-XVII вв. Затем, по совету С.М. Соловьева, для магистерской диссертации Ключевский взял тему «Древнерусские жития святых как исторический источник», над которой работал 6 лет, изучив около 5 тыс. житий, что, по мнению оппонентов, являлось научным подвигом.

По пути из Пензы в Москву

Кстати, Ключевскому случалось бывать и в Саранске. В юности по пути из Пензы в Москву, куда поехал поступать в университет, он несколько дней гостил у своей саранской тетушки — Марии Федоровны (старшей сестры матери В.О. Ключевского), которая была женой священника Христорождественской церкви Евфимия Петровича Колпикова.

В фондах Республиканского краеведческого музея хранятся копии датированных «23-25 июля 1861 года» писем В.О. Ключевского, где он рассказывал о встрече с саранскими родственниками: «Отправившись к нашим, я, прежде всего, сходил посмотреть их церковь, но картин внутри не рассмотрел за своей слепотой и потому ничего не могу сказать о них. Кузин своих я не узнал ни одной, кроме Сашеньки, она здорова и все та же, что была и в Пензе...».

В семействе Евфимия Петровича и Марии Федоровны Колпиковых было семь детей: сыновья Евлампий, Алексей, Николай и дочери Александра, Мария, Евдокия и Варвара. Дочь Александра была вторым ребенком в семье, именно о ней, о Сашеньке, неоднократно упоминает в письмах В.О. Ключевский. В июле 1859 г. она вышла замуж за отставного поручика Дмитрия Павловича Ключихина.

Внучатый племянник ученого редактировал нашу газету

Родная сестра Василия Осиповича Лиза вышла замуж за пензенского священника Ивана Вирганского. Их дети впоследствии также жили в Саранске. Василий Осипович очень любил свою сестру и всю жизнь заботился о ее семье. Благодаря помощи брата Елизавета Осиповна воспитала семерых детей и дала им образование. Кстати, после смерти брата она переселилась из Пензы в село Новая Пырма Саранского уезда.

Один из ее сыновей — Константин Иванович Вирганский в 1907 году служил настоятелем церкви Инсарского уезда, затем до 1918 года — священником Богословской церкви в Саранске.

Его дочь Надежда Константиновна Вирганская в 1920-е гг. работала в Саранске врачом-гинекологом.

А сын другого племянника В.О. Ключевского, Николая — Виктор Вирганский с сентября 1918 г. был редактором первой республиканской газеты «Известия Саранского Совета крестьянских рабочих и красноармейских депутатов», которая теперь зовется «Известия Мордовии». Вместе с ним в газете работал его младший брат Борис. Правда, руководил изданием В.Н. Вирганский недолго, поскольку вскоре Саранский уездный отдел народного образования утвердил его членом политотдела искусств, «предложив ему организовать художественную студию».

«Известия Мордовии»