«АВТОВАЗ — кость в горле некоторых чиновников!»
11.05.2009 20:41
ОДИН ИЗ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КРУПНЕЙШЕГО АВТОГИГАНТА ВИКТОР ШАЛЯТОВ – «СТОЛИЦЕ С»
Одной из самых громких антикризисных программ Правительства России стало спасение отечественного автопрома. В январе были повышены пошлины на иномарки, а АвтоВАЗу обещана беспроцентная субсидия из бюджета — 25 миллиардов рублей! Уроженец Мордовии Виктор Шалятов как никто другой знает ситуацию на ОАО «АвтоВАЗ». Ранее он возглавлял производственный совет, а ныне является заместителем председателя профсоюза по жилищно-бытовым вопросам. О запрете праворульных иномарок, кризисе и вазовских новинках наш человек рассказал ДЕНИСУ ТЮРКИНУ.
«С»: Как автогигант борется с экономическими неурядицами?
— Раньше средняя зарплата на заводе составляла 21 тысячу рублей. К сожалению, сейчас некоторые работники получают две трети от прежнего заработка… Это вынужденная мера. Также заводу приходится отказываться от некоторых социальных объектов. Переданы городу детские сады, некоторые медицинские учреждения… Но есть программы, отказываться от которых мы не собираемся. Например, работники АвтоВАЗа при покупке автомобиля оплачивают половину его стоимости, а остальные 50 % вносят в течение двух последующих лет. Это достойный ответ кризису. Также принято решение о строительстве технопарка в Автозаводском районе Тольятти, который даст дополнительные 20—25 тысяч рабочих мест. Основные его цели — инновации, новые разработки, которые существенно помогут и заводу, и городу…
«С»: Много ли работников пришлось сократить?
— На автогиганте трудятся 108 тысяч человек, и ни один не уволен! Как можно сокращать рабочих с градообразующего предприятия! Ведь большинство сотрудников — жители Тольятти и Самары! Администрация автомобильной столицы России сначала предлагала нам сократить коллектив, но мы не пошли на столь радикальный шаг. Представьте, если тысячи человек останутся без куска хлеба. Ведь это грозит серьезными социальными потрясениями! Нам такая ситуация не нужна… Завод продолжает работать, но по сокращенному графику — 4 дня в неделю по 6 часов. Конвейер не простаивает. Думаю, в июле мы войдем в нормальный режим работы. А пока людей, не занятых на производстве, будем переводить на другие работы… Например, мы приняли почти 400 человек, работавших на СП «GM-АвтоВАЗ» и не пригодившихся там по экономическим соображениям.
«С»: Дружба с альянсом Renault-Nissan пошла на пользу предприятию?
— Серьезный иностранный инвестор давно требовался АвтоВАЗу. Соглашение с французами пойдет только на пользу. Новые технологии необходимы нашему заводу. Сейчас произошли определенные структурные изменения в совместной работе, есть новые назначения… Например, пост руководителя дирекции дизайна занял бывший вице-президент дизайн-центра в компании Renault Грейд Энтони Марк. Так что команда подобралась профессиональная.
«С»: Январское повышение пошлин на импортные автомобили, по замыслу чиновников, должно благотворно сказаться на работе отечественного автопрома. Одобряете ли вы этот шаг Правительства?
— Действия правильные. Они прежде всего защищают наши рабочие места. Мы за них должны бороться, несмотря на убытки частного бизнеса по перепродаже иномарок в Приморье. Кстати, продукция нашего завода все лучше расходится в тех местах. Ведь с нового года ОАО «РЖД» обнулило тарифы на перевозку автомобилей отечественной сборки на Дальний Восток. Вообще за родной автопром нужно бороться. Нельзя все завозить из-за границы и тем самым губить свою промышленность. Я против ввоза праворульного старья. В России движение правостороннее, значит, руль должен быть слева. Как-то раз меня подвозил знакомый на праворульной «японке». Он постоянно спрашивал: «Можно ли обгонять?» Разве это безопасно? А вот к леворульным иномаркам отношусь положительно. Автосборочные предприятия на территории нашей страны — это благо. Здоровая конкуренция просто необходима!
«С»: А у вас какой автомобиль?
— У меня никогда не было иномарок. Имелись вазовские «пятерка», «семерка», «девятка», «десятка», сейчас есть седан «Лада Приора», на которой я часто езжу в родную Мордовию… Никаких доработок в ней нет, взята прямо с конвейера. Идет мягко, двигатель работает отлично…
«С»: Какими новинками порадует покупателя АвтоВАЗ в ближайшее время?
— Скоро поступит в продажу обновленная «Нива» — Lada 4и4. Считаю, это подстегнет потребительский интерес к нашему внедорожнику. Планируется выпуск так называемой антикризисной «Калины» стоимостью менее 200 тысяч рублей. Экономия будет достигнута путем исключения некоторых лишних опций, вроде электростеклоподъемников… Но это никак не скажется на безопасности и качестве автомобиля! Мне кажется, покупатели просто недооценивают «Калину» — низкий расход топлива, достойное качество сборки… Лучшей моделью нашего автогиганта считаю удлиненную «Приору», которую скоро увидит отечественный покупатель.
«С»: Почему нет в продаже «Приоры» с кузовом-универсалом?
— Пилотная партия таких автомобилей уже выпущена силами опытно-промышленного производства. Некоторые машины пойдут на испытания, другие — к региональным дилерам на ознакомление… Затем, надеюсь, универсал поступит в продажу.
«С»: Как вы оцениваете работу заводского профсоюза? На многих российских предприятиях местные организации никогда не пойдут против руководства. Хотя, например, с подачи профсоюза остановился основной конвейер на заводе «Форд» в Ленинградской области, работники которого были недовольны зарплатой…
— Такой профсоюзной организации, как у нас, наверное, нет нигде в России. И по действенности, и по численности — 160 тысяч человек! С нами считаются! Хотя резких движений вроде остановки конвейера мы не допускаем. Считаю, что не следует загонять ситуацию в тупик. Мы всегда находимся в процессе переговоров с руководством предприятия. Если же мы будем предпринимать радикальные действия, то некоторые люди в Правительстве обрадуются этому и просто-напросто прихлопнут предприятие. Мы — кость в горле у некоторых чиновников, которые злятся, что АвтоВАЗ выпускает конкурентоспособные автомобили. Трудные времена мы все равно переживем!
Одной из самых громких антикризисных программ Правительства России стало спасение отечественного автопрома. В январе были повышены пошлины на иномарки, а АвтоВАЗу обещана беспроцентная субсидия из бюджета — 25 миллиардов рублей! Уроженец Мордовии Виктор Шалятов как никто другой знает ситуацию на ОАО «АвтоВАЗ». Ранее он возглавлял производственный совет, а ныне является заместителем председателя профсоюза по жилищно-бытовым вопросам. О запрете праворульных иномарок, кризисе и вазовских новинках наш человек рассказал ДЕНИСУ ТЮРКИНУ.
«С»: Как автогигант борется с экономическими неурядицами?
— Раньше средняя зарплата на заводе составляла 21 тысячу рублей. К сожалению, сейчас некоторые работники получают две трети от прежнего заработка… Это вынужденная мера. Также заводу приходится отказываться от некоторых социальных объектов. Переданы городу детские сады, некоторые медицинские учреждения… Но есть программы, отказываться от которых мы не собираемся. Например, работники АвтоВАЗа при покупке автомобиля оплачивают половину его стоимости, а остальные 50 % вносят в течение двух последующих лет. Это достойный ответ кризису. Также принято решение о строительстве технопарка в Автозаводском районе Тольятти, который даст дополнительные 20—25 тысяч рабочих мест. Основные его цели — инновации, новые разработки, которые существенно помогут и заводу, и городу…
«С»: Много ли работников пришлось сократить?
— На автогиганте трудятся 108 тысяч человек, и ни один не уволен! Как можно сокращать рабочих с градообразующего предприятия! Ведь большинство сотрудников — жители Тольятти и Самары! Администрация автомобильной столицы России сначала предлагала нам сократить коллектив, но мы не пошли на столь радикальный шаг. Представьте, если тысячи человек останутся без куска хлеба. Ведь это грозит серьезными социальными потрясениями! Нам такая ситуация не нужна… Завод продолжает работать, но по сокращенному графику — 4 дня в неделю по 6 часов. Конвейер не простаивает. Думаю, в июле мы войдем в нормальный режим работы. А пока людей, не занятых на производстве, будем переводить на другие работы… Например, мы приняли почти 400 человек, работавших на СП «GM-АвтоВАЗ» и не пригодившихся там по экономическим соображениям.
«С»: Дружба с альянсом Renault-Nissan пошла на пользу предприятию?
— Серьезный иностранный инвестор давно требовался АвтоВАЗу. Соглашение с французами пойдет только на пользу. Новые технологии необходимы нашему заводу. Сейчас произошли определенные структурные изменения в совместной работе, есть новые назначения… Например, пост руководителя дирекции дизайна занял бывший вице-президент дизайн-центра в компании Renault Грейд Энтони Марк. Так что команда подобралась профессиональная.
«С»: Январское повышение пошлин на импортные автомобили, по замыслу чиновников, должно благотворно сказаться на работе отечественного автопрома. Одобряете ли вы этот шаг Правительства?
— Действия правильные. Они прежде всего защищают наши рабочие места. Мы за них должны бороться, несмотря на убытки частного бизнеса по перепродаже иномарок в Приморье. Кстати, продукция нашего завода все лучше расходится в тех местах. Ведь с нового года ОАО «РЖД» обнулило тарифы на перевозку автомобилей отечественной сборки на Дальний Восток. Вообще за родной автопром нужно бороться. Нельзя все завозить из-за границы и тем самым губить свою промышленность. Я против ввоза праворульного старья. В России движение правостороннее, значит, руль должен быть слева. Как-то раз меня подвозил знакомый на праворульной «японке». Он постоянно спрашивал: «Можно ли обгонять?» Разве это безопасно? А вот к леворульным иномаркам отношусь положительно. Автосборочные предприятия на территории нашей страны — это благо. Здоровая конкуренция просто необходима!
«С»: А у вас какой автомобиль?
— У меня никогда не было иномарок. Имелись вазовские «пятерка», «семерка», «девятка», «десятка», сейчас есть седан «Лада Приора», на которой я часто езжу в родную Мордовию… Никаких доработок в ней нет, взята прямо с конвейера. Идет мягко, двигатель работает отлично…
«С»: Какими новинками порадует покупателя АвтоВАЗ в ближайшее время?
— Скоро поступит в продажу обновленная «Нива» — Lada 4и4. Считаю, это подстегнет потребительский интерес к нашему внедорожнику. Планируется выпуск так называемой антикризисной «Калины» стоимостью менее 200 тысяч рублей. Экономия будет достигнута путем исключения некоторых лишних опций, вроде электростеклоподъемников… Но это никак не скажется на безопасности и качестве автомобиля! Мне кажется, покупатели просто недооценивают «Калину» — низкий расход топлива, достойное качество сборки… Лучшей моделью нашего автогиганта считаю удлиненную «Приору», которую скоро увидит отечественный покупатель.
«С»: Почему нет в продаже «Приоры» с кузовом-универсалом?
— Пилотная партия таких автомобилей уже выпущена силами опытно-промышленного производства. Некоторые машины пойдут на испытания, другие — к региональным дилерам на ознакомление… Затем, надеюсь, универсал поступит в продажу.
«С»: Как вы оцениваете работу заводского профсоюза? На многих российских предприятиях местные организации никогда не пойдут против руководства. Хотя, например, с подачи профсоюза остановился основной конвейер на заводе «Форд» в Ленинградской области, работники которого были недовольны зарплатой…
— Такой профсоюзной организации, как у нас, наверное, нет нигде в России. И по действенности, и по численности — 160 тысяч человек! С нами считаются! Хотя резких движений вроде остановки конвейера мы не допускаем. Считаю, что не следует загонять ситуацию в тупик. Мы всегда находимся в процессе переговоров с руководством предприятия. Если же мы будем предпринимать радикальные действия, то некоторые люди в Правительстве обрадуются этому и просто-напросто прихлопнут предприятие. Мы — кость в горле у некоторых чиновников, которые злятся, что АвтоВАЗ выпускает конкурентоспособные автомобили. Трудные времена мы все равно переживем!