Учиться по-новому

02.02.2011 16:42

С 1 января 2013 года, как предполагается, в стране будет действовать новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Первоначальный проект закона претерпел серьезные изменения — в него уже внесено более 1500 поправок. Комитет по социальной политике Госсобрания РМ под председательством вице-спикера Т.В. Тюриной организовал общественное обсуждение законопроекта с тем, чтобы и общественность Мордовии внесла свои предложения по улучшению проекта.

Новый закон — это:

— Новый объем

В действующем Законе «Об образовании» 6 глав, 58 статей. Новый законопроект масштабнее, в нем 19 глав, 139 статей. Однако нужно учитывать, что новый закон вводится взамен двух действующих — Закона РФ «Об образовании» и Закона РФ «О высшем и послевузовском образовании».

— Новые понятия

Впервые введен ряд инструментов — инвестиции в сфере образования, поддержка образовательного кредитования, права и обязанности образовательных учреждений по оказанию платных образовательных услуг.

Школа будет именоваться не образовательным учреждением, как сегодня, а образовательной организацией. Изменение термина связано с тем, что расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в их число входят коммерческие организации (в частности, речь идет о программах профессиональной подготовки и дополнительных профессиональных образовательных программах, т.е. подготовке рабочих).

— Новые уровни образования

Четко определены уровни российского образования:
— дошкольное образование;
— начальное общее (до 4 класса), основное общее (до 9 класса) и среднее общее (до 11 класса);
— среднее профессиональное, в рамках которого выделяется подготовка квалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена;
— высшее — бакалавриат, магистратура, подготовка специалистов, подготовка научно-педагогических кадров.

Впервые в российском законодательстве дошкольное образование определено как отдельный уровень в непрерывной системе российского образования (по действующему законодательству детский сад — это и не уровень образования, и не ступенью какого-либо уровня).

Вместе с тем отменяет начальное профессиональное образование. Подготовка квалифицированных рабочих — это один из двух уровней среднего профессионального образования. Такая структурная перемена объясняется развитием уровня производства, внедрением наукоемких технологий, тем, что уровень начального профессионального образования недостаточен для выполнения работ на современных предприятиях. Программа, по которой сегодня работает училище, станет программой среднего профессионального образования первого уровня. При этом в системе среднего профессионального образования как виды учреждений сохраняются только профлицей и техникум, впрочем, в названии могут употребляться слова «училище», «школа».

Проект позволяет негосударственным учреждениям получать государственную дотацию. Доступ к бюджетным ресурсам будет открыт всем образовательным организациям независимо от их собственности: частный детсад или школа могут претендовать на бюджетное финансирование, если оказывают качественные, конкурентоспособные образовательные услуги, входящие в обязательный перечень. И наоборот, муниципальные школы, работающие плохо, могут лишиться финансирования.

Проект гарантирует возможность получения начального общего и основного общего образования на родном языке. Сохраняется возможность реализации региональных программ развития образования с учетом национальных особенностей субъектов.

Предложение Министерства образования РМ: предусмотреть механизм экспертизы и издания учебников по родным языкам и литературе для субъектов России.

Основные положения нового закона, которые привнесут наиболее значимые изменения в будничную жизнь педагогов и учащихся, представил министр образования РМ Н.В. Бычков.

Зачем такие траты?

Директор гимназии № 12, секретарь Общественной палаты РМ Наталья Долматова:

— Введение термина «образовательная организация» — это неоправданно и ресурсозатратно. Оно повлечет замену уставных документов, вывесок, бланков, штампов. В масштабах страны это потребует значительных ресурсов. Кроме того, этот термин противоречит термину «образовательное учреждение», которое используется в ряде законов, в том числе Федеральный закон № 83, изменивший правовое положение муниципальных учреждений, он уже действует. Да и при оформлении пенсии у учителей возникнут трудности.
Законопроект утверждает, что деятельность индивидуальных предпринимателей не лицензируется. При этом написано, что основное образование может быть получено посредством услуг индивидуального предпринимателя, который имеет высшее образование. Я бы поставила под сомнение тот факт, что наличие только высшего образования позволит оказывать качественные услуги в соответствии с новым федеральным стандартом.
Считаю необходимым прописать в законе такие типы как начальная школа-детский сад и прогимназия, они доказали право на существование.

Учитель — это госслужащий

Директор Чамзинского многопрофильного лицея Николай Туленин:

— Учителя — это государственные люди, и было бы логично закрепить это законодательно. Я предлагаю приравнять статус педагога к статусу государственного служащего.
Необходимо закрепить методику финансирования школ на уровне муниципалитета.
Федеральный и республиканский бюджеты в полном объеме исполняют свои обязательства, но что происходит на уровне муниципальном, вызывает удивление.
Меня волнует вопрос малокомплектных школ. Их реорганизуют, ликвидируют, при этом во главу угла ставится критерий экономической целесообразности. Мне понятно желание сделать образование менее затратным, но делать этот принцип главным, по-моему, неправильно — пусть при принятии решения он будет третьем, пятым, восьмым, но не первым. Образование — не роскошь, а основное право человека.
Обсуждаемый законопроект очень объемный — более 400 страниц текста, это можно сравнить с количеством отчетности, которую приходится составлять школе. Был момент в начале 90-х, когда учителя были переполнены свободой, возможностью творить. Сегодняшняя школа — это то место, где дети мешают учителям работать с документами. Предлагаю регламентировать отчетность до разумного минимума.

Нашему контингенту будет трудно

Директор Саранского автомеханического техникума Иван Шлукин:

— Считаю, что нужно сохранить уровень начального профессионального образования. Пусть в структуре профессионального образования будет выделено два уровня: начальное и среднее. Иначе нашим учащимся придется трудно. Программа СПО предполагает, что школьную программу за 10 и 11 класс учащиеся проходят за один год. Мы только первый год работаем по программе СПО, до этого работали в статусе профлицея, но уже делаем выводы: по итогам первого полугодия — из 75 человек на 4 и 5 учатся только 14 человек. Такой у нас контингент.

А каков будет размер стипендий?

Председатель профсоюзной организации студентов и аспирантов МГУ им. Н.П. Огарева Наталия Андрюшечкина:

— Что будет, если закон начнет действовать в том виде, в каком он есть сейчас? Социальное положении студентов ухудшится. В нем перечисляются виды стипендий, и государственной социальной стипендии среди них нет. Нет указания на фиксированный минимальный размер стипендии. Проведя обсуждение в вузе, мы предлагаем привязать минимальный размер стипендии либо к минимальному размеру оплаты труда, либо к прожиточному минимуму. Было бы справедливо, если бы государственная академическая стипендия составляла 50% от МРОТ. И когда будет индексироваться МРОТ, будет расти и стипендия. В проекте не говорится о выплате материальной помощи студентам. Сейчас размер фонда на выплату материальной помощи составляет 25% от средств на выплату стипендии, эту норму нужно сохранить.

«Известия Мордовии»