Александр Арсентьев: Я с детства мечтал о профессии летчика-истребителя

19.01.2011 12:50

Актер рассказал, почему ему нелегко играть графа Воронцова в сериале «Институт благородных девиц»

Александру Арсентьеву никуда не деться от своей внешности: высокому статному красавцу по жизни положено играть красавцев мужчин. Он их и играет — то бабника-сердцееда, как в недавно вышедшей картине «Ёлки», а то благородного офицера, преданного своей даме сердца, как в сериале «Институт благородных девиц». На днях завершились съемки еще одной картины — «Хозяйка белых ночей», и там опять Александру досталось роль типичного героя-любовника.

a-arsentiev— Вашей партнершей по фильму «Хозяйка белых ночей» стала Анастасия Заворотнюк. Как вам работалось вместе?
— Прекрасно! Мы с Настей знакомы давно — учились вместе в школе-студии МХАТ. Правда, она была на курс старше, но так как институт у нас небольшой — все друг друга знали. Мы вместе бегали в «Табакерку» смотреть спектакли. У нас были обычные дружеские отношения. Но на площадке мы встретились впервые...

— Александр, вы такой статный, видный актер, героев-любовников постоянно играете... Признайтесь честно, за вами много девушек увивается?
— Толпами не бегают. Поклонницы моего творчества — интеллигентные и воспитанные девушки и женщины, и ведут они себя очень деликатно. Я многих знаю в лицо, они приходят на спектакли, дарят цветы, подарки… Не скрою — мне приятно, когда меня ждут поклонницы, чтобы взять автограф... Но это все происходит без фанатизма.

— А насколько вам близок образ графа Воронцова, которого вы играете в сериале «Институт благородных девиц»?
— Приторно сладкий образ — в жизни таких людей не бывает... Но что поделаешь — и взрослые люди любят сказки, и им их нужно время от времени рассказывать.

— А какие вам сказки нравились в детстве?
— Мне в детстве всегда хотелось, чтобы у меня был свой любимый герой, на которого я старался бы быть похожим, соответствовать ему, в чем-то подражать...

— И кто же был ваш герой?
— Когда на экраны вышел фильм «Три мушкетера», и я его еще не успел посмотреть, а все мои друзья по детскому саду уже посмотрели и разобрали себе героев: кто-то был Д’Артаньяном, кто-то — Арамисом, Атосом, Портосом. А мне нравилось, как звучит слово «кардинал». Я спросил у ребят: «Кто это?». А они мне ответили: «Это тот, кто ходит весь в черном!». Мне это понравилось, и я решил стать кардиналом. Но, посмотрев фильм, я понял, что Д’Артаньян — круче всех, и я сказал: «Я не буду больше кардиналом — я буду Д’Артаньяном!». А когда стал старше, то мне очень нравились книги Акунина — я восхищался Фандориным. И мне до сих пор симпатичен этот персонаж. Еще помню: когда я учился в школе, мама покупала мне абонемент в кинотеатр, и я смотрел фильмы — все подряд, по нескольку раз — иногда даже убегал из школы, чтобы пойти в кино...

— Какие фильмы вас в ту пору особенно «зацепили»?
— «Четыре танкиста и собака» — мы его называли «Три поляка, грузин и собака», а еще — «Бронзовая птица», «Кортик»... Нравились все фильмы про Гражданскую войну, где мальчишки геройствуют, спасают, стреляют — это все вызывало неимоверный восторг!

— По сути, сейчас исполнилась ваша детская мечта: ведь в «Институте благородных девиц», помимо любовной линии, есть еще и «войнушка».
— Я как-то об это не думал. Получается, что сбылась!

— Батальные сцены даются тяжело?
— Да, все сцены, связанные с эмоциями, любовью, войной — очень тяжелые. На одном из сайтов прочитал, что в графе Воронцове кого-то не удовлетворяет его сдержанная эмоциональность — люди хотят, чтобы он на себе мундир рвал, страсти метал... Наверное, об этом пишут молодые девчонки — конечно, им хочется, чтобы герой был геройским! Но они забывают о том, что Воронцов — человек зрелый, женатый, он вхож в высшие слои общества. И в тоже время — влюбился в девушку, которая моложе его на двадцать лет! Воронцов — не такой импульсивный, как его друг Бутов. Нет, в душе-то он, конечно, романтик. Но изначально он — военный, поэтому стихи сочинять и петь женщинам серенады — не в его компетенции.

— В жизни вы, как и Воронцов, склонны сдерживать свои эмоции?
— Я очень импульсивный и эмоциональный человек. Моя жена Анна говорит, что это — профессиональная деформация. Актер не может быть неэмоциональным и неимпульсивным — тогда этому человеку не подходит эта профессия.

— В кино вы чаще всего герой-любовник, а в театре какие роли вам достаются?
— В театре я — характерный артист. Играю в комедиях, веселю людей. В декабре начали репетировать новую пьесу — наш художественный руководитель Евгений Писарев решил поставить комедию Шекспира «Много шума из ничего». Я играю Бенедикта — молодого человека, который прикрывается тем, что он женоненавистник. Мне как актеру конечно ближе отрицательные герои — их играть легче всего. Вот графа Воронцова играть тяжело — ведь у него нет отрицательных качеств. Хотя своя ахиллесова пята и у него имеется — это любовь к Софье Горчаковой. Из-за нее он не едет на войну, и я считаю, что это как-то не по-мужски!..

— Что вам ближе — кино или театр?
— Я считаю себя в большей степени театральным актером.

— Тогда зачем вы снимаетесь в кино?
— Хочу сыграть те роли, которые не сыграл в театре. Там есть определенный репертуар, которого нужно придерживаться. А «на стороне» появляется возможность попробовать себя в другом амплуа, в другом жанре... Зачем же отказываться от такой возможности?

— Съемки в сериале «Институт благородных девиц» отнимают много времени. Успеваете сниматься у других режиссеров?
— В сентябре снялся во французской картине «Две Жизели».

— Вы знаете французский?
— Выучил за три дня двенадцать страниц текста. Судьба уже не в первый раз сталкивает меня с французским языком — как только появится время, я обязательно его выучу!

— У вас есть какая-то методика — как быстро выучить язык?
— Он должен быть очень нужен — вот и вся методика. Если что-то очень нужно — то на это не жалеешь ни времени, ни сил. И усваивается все гораздо быстрее, и результаты не заставляют себя ждать.

— С актерским искусством тоже так было?
— Мне с детства нравилось быть актером. В садике и в школе я охотно играл в спектаклях...

— А почему актером — а не космонавтом, например?
— Нет, актерство — это скорее было мое хобби. А вообще-то я хотел стать военным — офицером, как мой дед. И не просто офицером, а летчиком-истребителем. Но у меня было не такое крепкое здоровье, как у деда, поэтому меня не взяли. И начались поиски себя, скитания... Так судьба занесла меня в актерскую профессию.

— И как же она вас туда занесла?
— Я пробовался в разные учебные заведения. «Щука» мне показалась очень помпезной. Я поступил в ГИТИС к Марку Захарову — но там был ремонт, поэтому сам институт впечатления на меня не произвел. А вот от МХАТа остались очень теплые воспоминания — там все дышало стариной, и я понял, что хочу учиться именно здесь! Долго думал. В ГИТИС меня уже зачислили, а во МХАТе конкурс только предстоял... В итоге все равно забрал документы. Прибежал во МХАТ, выступал одним из первых — и поступил. В мастерскую Олега Николаевича Ефремова!

— Чем вы «зацепили» Олега Николаевича? Что такое сыграли?
— Ничего особого не сыграл. Абитуриенты, которые поступают, не умеют играть — они берут обаянием, одаренностью, фактурой. Лучше всего на конкурсе я прочитал не прозу, не стихотворение и не басню, а рассказал свою биографию. Когда ходишь по институту — рассказываешь про себя другим абитуриентам. И в какой-то момент это уже заучилось. И когда я оттарабанил свою биографию на одной ноте — это почему-то вызвало большое веселье в зале. Хотя моя биография вполне обычна: всю сознательную жизнь прожил в Тольятти, после школы пошел учиться в ПТУ, где получил профессию электромеханика, затем меня забрали в армию. После армии пошел работать на «Автоваз», там ремонтировал оборудование на пищеблоках. Затем поступил в театральную студию «Колесо». Год проучился там — и рванул в Москву...

— Может быть, вы просто хороший рассказчик?
— Я — никудышный и скучный рассказчик! Завидую тем людям, которые умеют рассказывать истории смешно и интересно.

— В детстве у вас хобби было актерство. А сейчас?
— А сейчас я коллекционирую пивные кружки. В какой город или страну я приезжаю — там покупаю кружку, а я уже много где был!

— Жена одобряет ваше увлечение?
— Она говорит, что я захламляю дом.

— Может, намекает, что для этого увлечения нужна квартира побольше?
— Интересная мысль! Надо ее обдумать на досуге.

— Ваша супруга тоже актриса?
— Вы угадали. Аня работает в театре Моссовета, а я — в театре имени Пушкина.

— Как уживаются под одной крышей два творческих человека?
— Нам интересно вместе. А то, что мы с Аней актеры, нас даже сближает. Мы ходим друг к другу в театры на премьеры, а потом делимся впечатлениями, ощущениями...

— У вас постоянно съемки, спектакли, репетиции... Как вам удается отдыхать?
— Я сейчас с вами сижу — и отдыхаю, сегодня у меня выходной. После интервью поеду домой — буду заниматься домашними делами. Может быть, приготовлю что-нибудь вкусное — порадую жену... Она любит, как я готовлю...

«Вечерний Саранск»