Кавалер Британской империи

24.11.2010 13:31

Гроссмейстером полетов, настоящим воздушным асом, гордостью боевой части называли его друзья, фронтовые товарищи, однополчане. «Были случаи, когда, расстреляв все боекомплекты и сбросив бомбы на врага, он на бреющем полете совершал еще два-три захода на цель, не давая войскам противника подняться для продвижения вперед», — писал о летчике один из его знакомых.

Имя аса, которым восхищались советские авиаторы нескольких поколений, — Владимир Игнатьевич Стрельченко. Наш земляк, первым из жителей Саранска он был удостоен званий Героя Советского Союза и кавалера ордена Британской империи.

«Талант в летном искусстве»

Фамилия Стрельченко для Саранска звучит непривычно. Но ее история тесно связана с историей города: семья матери Героя, Анны Ивановны (в девичестве Абудеевой), жила здесь как минимум с XIX века, отец, Игнат Семенович, был подпрапорщиком 180 Виндавского полка.

Владимир Стрельченко родился 1 июня 1917 года. Старинное двухэтажное здание бывшей школы № 5, в которой с 1924 по 1932 годы учился будущий Герой, до сих пор стоит на перекрестке пр. Ленина и ул. Коммунистической. Получив аттестат, Владимир работал учеником слесаря, токарем. Однако твердо решил — будет летчиком: тогда молодая страна жила авиационной романтикой...

Еще в 1933 году Стрельченко поступил в авиатехникум в Горьком, но заболел и вернулся домой. Весной 1935 года, не бросая работы, в числе нескольких счастливчиков он поступил в Саранский аэроклуб — при конкурсе 300 человек на 18 мест! «Обучение у Володи проходило блестяще, — вспоминает воспитанник аэроклуба, полковник в отставке Борис Шундиков. — У него был талант в летном искусстве. Вскоре он стал инструктором-летчиком и обучал полетам таких же молодых ребят, как он сам».

В 1936 году Владимир учится в Ульяновской летно-технической школе, где готовят инструкторов-летчиков и авиатехников для советских ВВС. Это даст ему великолепное знание моторов и умение виртуозно летать: как требовали в школе — «грамотно, умело, чисто и красиво».

«Казалось, пройти невозможно. Но он не дрогнул»

С 1938 года Стрельченко — младший техник, с 1939 — летчик-инструктор Саранского аэроклуба. В том же году его призывают в армию. В марте 1941 как летчик-сержант он направлен под Харьков, в 135 ближне-бомбардировочный авиаполк. Там и застала его война.

С первых же месяцев он стал известен дерзкими боевыми вылетами. Боевое крещение Стрельченко прошло в приднепровских сражениях: в условиях господства немецкой авиации в воздухе, под плотным огнем зениток. Не раз в составе девятки бомбардировщиков Владимир Игнатьевич бомбил колонны немецких войск и переправы через Днепр. «Вокруг все небо было покрыто разрывами снарядов, — вспоминал его однополчанин, — снизу прошивали небо снаряды скорострельных пушек, казалось, что пройти невозможно. Но ведущий (Стрельченко — авт.) не дрогнул, и цель была накрыта».

Однажды с окруженного немцами аэродрома Стрельченко спасал самолеты и летчиков. Он мог невозможное: на своем двухместном самолете Владимир Игнатьевич вывез 11 человек!

Как командир звена, а потом и эскадрильи, Стрельченко и в одиночку выбирается далеко в тыл противника: производит фотосъемку (что само по себе было рискованно — в это время летчик не имел возможности уйти в вираж, иначе мог «смазаться» ценный снимок), выискивает немецкие штабы и склады, танки, автоколонны, а потом сам же ведет на них наши бомбардировщики. Характерный пример: 18 ноября 1941 года он должен найти артпозицию противника, мешающую продвижению наших войск. Под плотным огнем зениток Стрельченко вышел в заданный район, разыскал цель, а потом за четыре захода его девятка подавила огонь шести вражеских батарей.

«Когда на боевом задании ведущим был Стрельченко, почти вся группа возвращалась без потерь, — вспоминали его однополчане. — Сначала казалось, что это везение, но затем стало ясно, что это мастерство, смекалка опытного летчика».

Охотник на истребителей

В начале июня 1942 года на Сталинградском фронте группа Стрельченко уничтожила 10 танков и эшелон: 12 вагонов с боеприпасами. Воздушные цели наш земляк берет так же уверенно: 23 июня 1942 года при взлете на своем аэродроме он атакован двумя Ме-109. Не раздумывая, Стрельченко атакует «мессеров». Один немец был сбит, второй удрал, а Стрельченко, хотя его самолет был поврежден, собрал звено и сделал два захода по скоплению войск противника.

Что в этом такого? «Ни ближний бомбардировщик, ни штурмовик, на которых летал Стрельченко, не приспособлены для воздушных боев, — поясняют фронтовики. — Но Стрельченко 75 раз встречался с „фоккерами“ и „мессерами“. И не только не потерял ни одного из своих ведомых. Его экипажи сбили 14 вражеских самолетов».

Еще в декабре 1941 года Стрельченко открывает свой список наград: за особую храбрость, самоотверженность и мужество он награжден орденом Красного Знамени. В марте 1942 года награжден орденом Красной Звезды. В декабре 1942 — медалью «За оборону Сталинграда». В 1943 — орденом Великой Отечественной войны I степени. Награды давались не просто так: в ходе одной разведки наш земляк обнаружил 300 машин и 50 танков, аэродром. Во время другой — 600 машин и 30 танков. После этого он сам летал бомбить цель.
22 июля 1943 года его группа уничтожила базу горючего. База горела двое суток... Были случаи, когда после первых же налетов Стрельченко переставали работать штабы немецких полков. В панике они бросали свои войска.

Награда от союзников

4 февраля 1944 года Владимиру Игнатьевичу (первому из жителей Саранска) присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме Золотой Звезды, он получил и орден Ленина. 5 сентября 1944 Стрельченко награжден орденом Александра Невского. В том же 1944 году он становится кавалером ордена Британской империи V степени: за доблесть в боях с общим врагом — Германией — король Англии Георг VI наградил многих солдат и офицеров Красной Армии. Вместе со Стрельченко британский орден (только I степени) получил маршал Александр Василевский.

«Слава тебе, сокол!»

После войны наш земляк продолжил службу в ВВС. Даже уволившись в запас, полковник Стрельченко остается в строю: работает водителем-испытателем боевых автомашин, встречается с молодежью. В 1976 году по рекомендации врачей он переезжает в Саратов. Но часто бывает в Саранске, навещая товарищей по аэроклубу.

Сердце летчика перестало биться 25 ноября 1981 года... «Не верьте, что он умер. Герои не умирают. Они уходят в бессмертие», — написано на памятнике, установленном на могиле Владимира Игнатьевича.

Подвиги Героя не забыты и в Саранске. 9 мая 2005 года на доме, где размещался аэроклуб, где учился и работал летчиком-инструктором Стрельченко, была установлена мемориальная доска.

Меломан, острослов и душа компании, заботливый командир, хладнокровный боец с железной волей, — таким он останется в нашей памяти. «Володя, дорогой ты мой боевой друг, больше, чем кого-либо, надо славить тебя, орла. Величественны твое мужество, неистребима вера в Родину. Слава тебе, бесстрашный сокол!» — писал Владимиру Стрельченко генерал-майор авиации Михаил Лашин. Слава тебе, Герой!

Редакция благодарит заведующую филиалом-музеем
А.И.Полежаева В.М.Ковшову за помощь в подготовке материала.

«Известия Мордовии»