Дело о хищении 6,5 миллиарда
29.04.2009 15:50
Следователь из Мордовии Алексей Николаев cегодня является главным свидетелем по громкому коррупционному делу бывшего руководителя Главного следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре России (ГСУ СКП) Дмитрия Довгия. В минувший четверг 23 апреля на судебном заседании он дал показания против своего бывшего шефа. Алексей Николаев входил в состав следственной бригады по делу о хищении нефти на сумму свыше 6,5 миллиарда рублей у ОАО «Томскнефть».
Справка «ВС»
Алексей Николаев начал службу в органах прокуратуры в 2002 году в должности следователя Ленинской районной прокуратуры Саранска. Одним из громких дел, раскрытых при его непосредственном участии, было убийство молодого парня на проспекте Ленина. Отморозки зарезали его прямо на крыльце Машиностроительного колледжа. Впоследствии убийцы получили по 10 лет лишения свободы. В январе 2005 года Николаева по распоряжению руководства отправили в командировку в Московскую городскую прокуратуру. Спустя несколько лет произошла реформа, результатом которой стало выделение из прокуратуры самостоятельного ведомства — Следственного комитета. В это время прикомандированный мордовский следователь стал работать в Главном следственном управлении СКП. Осенью 2008 года он по собственному желанию уволился из Ленинской прокуратуры и сейчас работает прокурором отдела в Московской городской прокуратуре.
Бывший высокопоставленный работник Следственного комитета Дмитрий Довгий обвиняется в превышении должностных полномочий и в получении взятки в размере 750 тыс. евро. Помимо него на скамье подсудимых также оказался советник председателя правления «Межтрастбанка» по правовым вопросам Андрей Сагура, ему инкриминируются пособничество в получении взятки и незаконное приобретение и хранение оружия.
Теперь — о сути этого громкого дела. По заявлениям гособвинения, преступления были совершены Довгием, когда он являлся руководителем ГСУ СКП. По службе ему было известно, что его подчиненными расследуется дело по факту хищения и легализации в 2006 году более 1 млн. тонн нефти ОАО «Томскнефть» на сумму свыше 6,5 миллиарда рублей. Во время расследования была установлена причастность к совершению преступления Руслана Валитова — владельца ОАО «Инвестсоцбанк». В мае 2006 года он легализовал часть похищенных денег.
Работники прокуратуры утверждают, что Довгию было известно о намерении руководителя следственной бригады привлечь банкира Валитова к уголовной ответственности.
Руководитель ГСУ решил использовать эту ситуацию в своих интересах. Довгий через посредников предложил бизнесмену «решить вопрос» об отказе в возбуждении против него уголовного дела. Для этого, как утверждает обвинение, он привлек своего друга, бывшего военного прокурора Андрея Сагуру. С ним Довгий был знаком еще с 1990 года по работе в Главной военной прокуратуре. По просьбе Довгия Сагура познакомился с Валитовым и передал ему предложение, «от которого невозможно отказаться» — об освобождении его от уголовной ответственности за 750 тыс. евро. Валитов согласился.
Деньги владелец ОАО «Инвестсоцбанка» передавал Сагуре частями в ноябре
Вроде бы все шито-крыто. Но весной 2008 года у Довгия начались проблемы. По итогам служебной проверки он вместе с тремя подчиненными был отправлен в отставку. Двое его сослуживцев написали рапорты, в которых обвинили начальника в получении взятки в 2 млн. евро за освобождение под залог еще одного банкира — зампреда правления «Траст-банка» Олега Коляды, проходящего по делу об отмывании доходов руководством «Томскнефти». Еще 1,5 млн. долларов Довгий, как следовало из рапортов, получил от директора компании «Петро-Юнион» Ильи Клигмана за развал уголовного дела против него.
На суде ни Довгий, ни Сагура своей вины не признают. В соответствии с законом, при рассмотрении дела с участием коллегии присяжных, отношение к предъявленному обвинению выражают адвокаты подсудимых. Адвокат Довгия заявил, что уголовное дело в отношении Довгия было возбуждено в связи с «недобросовестным поведением ряда должностных лиц».
Выступая в суде, наш земляк Алексей Николаев сообщил, что в течение трех лет участвовал в расследовании дела о хищении средств «Томскнефти». В Москву его откомандировали из Мордовии. «Мне было поручено заниматься так называемым вексельным эпизодом, который насчитывал
«Вечерний Саранск»