Всемирный день без автомобилей обошел Мордовию стороной

23.09.2010 10:36

Как говорится, машина — это не роскошь, а лишь средство передвижения. Активному, предприимчивому и мобильному современному человеку без нее никуда... Городские «табуны» «железных коней», несущихся по автостраде, стали символом европейской цивилизации...

Но вместе с комфортом изобретение автомобиля принесло человеку множество бед. Автотранспорт не только разрушает биосферу планеты, но и представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни людей — подсчитано, что каждый день автомобили убивают более 3000 человек. Причем засилье машин — проблема не только мегаполисов. Еще пару лет назад в Саранске о пробках знали лишь понаслышке. А сегодня классическое оправдание «задержался из-за пробок на дорогах» работает в столице Мордовии безотказно.

«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть», — писали еще Ильф и Петров. С тех пор изменилось лишь одно — сегодня водители могут поспорить с пешеходами за право называться большинством. Думается, теперь любить их надо еще больше.

Вчера весь цивилизованный мир отмечал День без автомобилей. Традиция проводить такую акцию родилась в 1998 году во Франции. Уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира. Крупные города Европы в этот день сокращают использование автомобилей для поездок по городу в пользу трамвая, троллейбуса, автобуса, метро и других видов общественного транспорта, а также велосипедов и пешей ходьбы.

Республика в акции не участвовала

Третий год подряд во всемирной акции участвует и Россия. В Москве, к примеру, в День без автомобиля пустили 600 дополнительных автобусов. Причем билеты на общественный наземный транспорт в этот день стоили дешевле на 50%.

К сожалению, москвичи призыву не вняли. Уровень дорожных пробок в этот день не отличался от обычных показателей.

Чтобы выяснить, как прошел День без автомобилей в Мордовии, мы обратились к стражам дорожного порядка.

Подойдя к машине ДПС, я поняла, что сотрудникам инспекции не до меня. В День без автомобилей в центре города произошло ДТП. К счастью, обошлось без жертв, да и повреждения обе машины получили незначительные. Я терпеливо ждала, когда у сотрудников появится время, чтобы ответить на мой главный вопрос: «Знает ли ГИБДД Мордовии о том, что сегодня весь мир отмечает День без машин».

— Честно говоря, первый раз слышу, — искренне удивившись, ответил инспектор.

— А какова сегодня ситуация на дорогах Саранска? — не унималась я.

— Ничего необычного, — ответил мой собеседник.

Оставалась одна надежда — на сознательных водителей.

— Может быть, в таком случае спросим у автолюбителей? — предложила я.

— Давайте, — согласился сотрудник ГИБДД. В его глазах вдруг появился неподдельный интерес.

Водитель такси Андрей очень спешил, но уделить мне пару минут все же согласился.- Нет, о таком празднике ничего не знаю. На дорогах, как обычно, машин много, вызовов тоже меньше не стало, — развел руками Андрей.

Нужно ли говорить о том, что как я ни пыталась найти автолюбителя, готового на один денек оставить в стойле своего «железного коня», результата не добилась. Да и город оказался не готов к акции — ни дополнительных автобусов, ни снижения цен на билеты. О Дне без автомобилей нигде не было объявлено. Мордовия его попросту не заметила. Надеемся, что в следующем году и городские власти, и жители республики отнесутся к акции с большим пониманием.

Велосипед не заменит машину!

Завзятые пешеходы и велосипедисты — пожалуй, единственные участники дорожного движения, способные активно поддержать Всемирный день без автомобиля. С 12 лет не расстается с велосипедом хорошо известный в Саранске профессор, доктор филологических наук Николай Васильев.

— Когда я был подростком, вместе с отцом на велосипедах мы выезжали в Большие Березники, Темников, Старое Шайгово, Краснослободск, — вспоминает Николай Леонидович. — Так и повелось. Я привык к тому, что велосипед — очень удобный и экономичный вид транспорта, на котором можно добраться куда угодно. За границей на велосипедах часто ездят на работу. А вот в России это не принято.

Отдавая должное велосипеду, профессор Васильев замечает: недавно у него все же появилась машина, и она успешно конкурирует с велосипедом.

— Автомобиль гораздо удобнее для поездок на большие расстояния,- говорит Николай Леонидович. — Велосипед хорош, когда ты хочешь прогуляться на реку, почувствовать ветер на лице...

Надежному, проверенному велосипеду профессора уже 25 лет. На эту двухколесную машину можно положиться.

— Мой личный велорекорд — 150 километров за один день, — рассказывает Николай Леонидович. — Я проехал их по маршруту Саранск — Сабаево — Большие Березники — Саранск. Это была трудная поездка, но я обернулся одним днем. И такие прогулки — не предел для велосипедиста. В Саранске есть люди, доезжавшие на велосипедах до Средней Азии и обратно.

Впрочем, от технического прогресса даже во Всемирный день — без автомобилей профессор Васильев отказываться не намерен.

— Все-таки это чудаковатая акция, — считает филолог. — Нельзя игнорировать достижения цивилизации. И бороться нужно не ПРОТИВ автомобилей, а ЗА их экологичность. В Европе за этим следят куда строже, чем у нас.

Опасных водителей «уберут» с дороги

По данным прокуратуры РМ, 91 саранскому автомобилисту официально выставлены диагнозы «алкоголизм», «опийная наркомания» и т.д. Только в Ленинском районе выявлено 20 водителей с эпилепсией и олигофренией. — По выявленным фактам прокуроры районов обращаются в суды с исками о прекращении действия водительских прав у такой категории людей, — прокомментировала старший помощник прокурора РМ Вера Барнашова.

Уже имеются результаты. В ближайшее время с правами расстанутся 3 опийных наркомана.

Под данным республиканского управления ГАИ, на конец августа этого года в республике было зарегистрировано 220,4 тысячи единиц транспорта. По сравнению с прошлым годом их число увеличилось на 2,3%. Год назад за этот же период в Мордовии насчитывалось 215,6 тысяч единиц транспорта.

Опрос: А Вы готовы прожить день без автомобиля?

Александр Лапшин:
— Конечно! Я уже давно принял решение отказаться от автомобиля. Сейчас жителям Саранска гораздо удобнее пользоваться общественным транспортом, чем ездить на своей машине. Особенно это касается жителей Химмаша. В пробке, которая образовывается на Кочкуровском кольце в час пик, сжигается столько бензина, что этих денег хватит на то, чтобы несколько дней оплачивать свои поездки в общественном транспорте. Да и время экономишь. На «ГАЗели» в два раза быстрее получится добраться до дома. Я за то, чтобы хотя бы один день в году машин на саранских улицах было меньше.

Игорь Юськаев:
— Нет, я не готов отказаться от личного транспорта. Во-первых, моя работа требует постоянных перемещений по городу, то в Николаевку, то в Макаровку нужно поехать, и без машины здесь не обойтись. Во-вторых, я привык к комфорту, который дает личный автомобиль.

Андрей Волков:
— Я вынужден отказаться от личного транспорта из-за аварии, которая произошла в прошлую субботу. В мою «двенашку» врезался пенсионер на «семерке», поэтому машина находится в ремонте. И этот день как раз совпал со всемирным днем без автомобиля. И я волею судьбы его поддержал.

«Известия Мордовии»