В Саранске солидные люди создают собственные вооруженные силы из пластмассы

13.09.2010 15:35

Лет этак 60-70 назад разведки ведущих мировых стран заплатили бы бешеные деньги за чертежи и даже макеты новейших тогда танков и самолетов вероятного противника, да и союзника — тоже. Теперь же это только история. Мультимиллионеры и миллиардеры на Западе (да и в России — может быть, только в меньшей степени), «помешавшиеся» на военной технике периода Второй мировой, обзаводятся собственными музеями с выставленными раритетными теперь танками, самолетами, орудиями, автомобилями. Редкие экземпляры могут стоить не один десяток миллионов «зеленых». Но как же быть тем людям, кто супермиллионов не нажил, а технику военных лет любит столь же самозабвенно? Вот тут-то и приходит на помощь работа по сборке масштабных моделей из пластмассы. И хотя на коробках российской фирмы «Звезда», специализирующейся на пластмассовых армадах танков и самолетов, имеется надпись о том, что эти конструкторы предназначены для 10-летних детей, сборка мини-техники является делом исключительно трудоемким и увлекательным даже для взрослых. Хотя, как известно, мужчина во всем, что касается оружия, на всю жизнь остается в душе ребенком.

Взрослые дети

Модель танка, самолета, корабля собирал, или хотя бы пытался собирать, наверное, каждый из представителей сильной половины человечества. Но есть такие взрослые дяди, для которых сборка моделей стала хобби на всю жизнь. Это настоящие профи на ниве моделестроения, хотя по своей главной профессии они могут быть кем угодно. Таких профессионалов в Саранске насчитывается немногим более десятка.

Среди них есть весьма серьезные мужчины, такие, как банкир, высокопоставленный сотрудник следственного комитета, коммерсант, инженеры. И весьма загруженные люди предпочитают проводить свободное время (когда оно иногда наступает) не за рюмкой коньяка или «дежурством» на диване, а с паяльником или модельным ножом в руках.

Моделисты с опытом обязательно имеют дома внушительные «склады» военной техники — не собранных и полусобранных моделей, ящики с ломом и запасными частями к своей пластмассовой технике и очень большое количество инструмента. И не беда, что большинство из них может понадобиться от силы раз в год, зато не нужно бегать в поисках по городу, когда вдруг понадобится что-то очень редкое. Так вот, в инструментарии уважающего себя моделиста обязательно имеются специальные модельные ножи (покупать их достаточно дорого, легче заказать у знакомого токаря), надфили всех видов и размеров, пинцеты и ножницы, кусачки, сверла, резцы, фрезы, измерительные приборы, шпатели, различных сортов клеи и краски, а также шпаклевка, абразивные шкурки, пробойники, керны, гильотинные ножницы и многое другое. Список впечатляет, согласитесь.

Сборочный цех в отдельной комнате

В идеальном варианте для занятия моделированием необходима отдельная комната. Это нужно для того, чтобы была возможность не собирать все свое модельное хозяйство каждый раз после работы. Во-первых, легкие и хрупкие сборочные конструкции очень просто сломать, пока клей как следует не схватился. Во-вторых, на сборочном «конвейере» обычно царит беспорядок, в котором никто, кроме мастера, разобраться не сможет. Например, в комплект сборной модели Т-IV наиболее массового немецкого танка Второй мировой входит 1200 деталей — это к слову о возрасте моделиста. Некоторые из них размером не более игольного ушка. Если она упадет, найти ее на полу будет весьма проблематично.

Без дополнительных информационных материалов ас модельного хобби к работе не приступит. Любопытно, что со временем изучение архивных, иллюстрированных материалов по боевой технике само может перерасти в хобби. Работа по сборке моделей у настоящих мастеров всегда начинается со сбора информации о реальных прототипах пластмассовых танков и самолетов. Зачастую этот процесс может растянуться на месяцы. Но саранские моделисты не только изучают литературу или фотоиллюстрации. Каждый из них неоднократно бывал в Кубинке, где собраны раритеты (наши и немецкие) военной техники. Однако самой заветной (и пока несбыточной) мечтой саранских моделистов являются танковые и авиационные музеи Германии, Франции, Англии и США, где выставлена практически вся техника союзников по антигитлеровской коалиции и их врагов.
Подавляющее большинство моделистов так и заканчивает на уровне элементарной сборки из коробки. Лишь малая часть из них переходит на качественно новый уровень. Парадокс заключается в том, что чем опытней моделист, тем дольше он работает с танком, или самолетом. На сленге асов модельного конструирования это называется супердеталировкой. Мастера стараются добиться максимальной достоверности с оригиналом. Для чего покупаются или самостоятельно изготавливаются из подручного материала гусеницы, металлические орудия, прочие детали.

Весьма тщательно мастера работают с покраской моделей. Исправить огрехи сборки можно, исправить недоработки окраски практически нельзя, зато при покраске можно как-то замаскировать дефекты, допущенные на стадии сборки.

Исследования камуфляжа, маркировки и символики сами по себе представляют историческую дисциплину. Например, модель немецкого «Королевского Тигра» с камуфляжем пустыни и эмблемой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер», а также бортовым номером 899 исторически не верна. Во-первых, подвиги Роммеля в Северной Африке завершились еще до появления в панцерваффе «Тигров», во-вторых, СС никогда не воевали за пределами континентальной Европы, в-третьих, трехзначный номер на броне нес информацию о номере роты, взвода и собственно номер танка. Ни в одном танковом батальоне не было 8 рот, в роте не было 9 взводов, а во взводе никогда не было 9 танков.

Т-34 были разные

Каждый уважающий себя моделист обязан иметь в своей коллекции все возможные модификации лучшего и самого массового танка Второй мировой Т-34. Это только на взгляд дилетанта все они на одно лицо. На самом деле Т-34 периода начала Великой Отечественной войны и Т-34 более позднего времени — это, как говорят в Одессе, — две большие разницы: начиная от калибра орудия и заканчивая формой башни. Существовали модификации с одним и двумя люками. Танк, к примеру, изготовленный в Горьком, весьма отличался от своего собрата, выпущенного в Нижнем Тагиле или Сталинграде. К слову, подобный разброс комплектации, по отзывам ветеранов Великой Отечественной войны, приносил немалые проблемы при ремонте «тридцатьчетверки», поскольку запасные части с одного танкового завода зачастую никоим образом не подходили для танков, выпущенных на другом.
Саранские супермоделисты давным-давно исчерпали возможности городских магазинов, торгующих сборными моделями. Во-первых, их всего-то раз- два и обчелся, во-вторых, выбор у нас весьма скуден, ну и, в-третьих, дополнительных деталей супердеталировки в Саранске просто не бывает. Вот и вынуждены моделисты ездить в соседнюю Пензу или Москву, где есть специализированные магазины.

К слову, пензенский моделист, добившийся высочайшего качества окраски своей мини-техники, получил приглашение из Москвы и сейчас работает в весьма солидной авиакомпании — вот тебе и «детская» забава! Но все-таки это исключение. Для остальных работа по сборке и доводки до ума моделей — только лишь хобби. Причем хобби достаточно затратное. Если копии самолетов и танков российской «Звезды» стоят порядка 500-800 рублей, то мини-техника от зарубежных производителей раза в полтора дороже. Плюс деталировка, краски, инструментарий и т.д. Вот и получается, что качественная модель доходит до 3-3,5 тысячи рублей.

Но ведь недаром говорится: охота пуще неволи.

«Известия Мордовии»