Как прошла приемная кампания в Мордовском госуниверситете

08.09.2010 11:30

В августе в российских вузах завершился важнейший этап — ежегодная приемная кампания. Как она прошла в ведущем вузе республики — МГУ им. Н.П. Огарева? Помог ли новый статус университета набрать больше студентов? С такими вопросами журналист «ИМ» обратился к ректору Мордовского госуниверситета С.М. Вдовину.

— Сергей Михайлович, как Вы оцениваете итоги приемной кампании?

— В этом году мы проводили ее в непростых условиях. Тот демографический провал, который начался в сложные для страны 90-е годы, вузы в полной мере начали ощущать на себе. Вы, конечно, знаете, что школы сегодня выпускают все меньше и меньше ребят. В нашей республике, например, за два последних года количество выпускников уменьшилось более чем на две тысячи человек. Соответственно, все меньше абитуриентов приходит в вузы, что ставит их в затруднительное положение и заставляет искать разные способы «выживания». Учитывая демографическую ситуацию, Министерство образования и науки России ежегодно уменьшает контрольные цифры приема на бюджетные места. Для нашего университета за те же два года они снижены на 407 человек.

Но это не помешало нам провести приемную кампанию с хорошими результатами. Выполнены все контрольные цифры зачисления на бюджетной основе. Мы приняли около 950 абитуриентов на платной основе, как и в прошлом году. Более целенаправленно велась работа по привлечению иногородних абитуриентов, и прежде всего представителей диаспоры. В этом году из других регионов к нам на учебу поступило уже на 120 человек больше. А это один из главных индикаторов престижности университета и его востребованности на рынке образовательных услуг. При этом хочу заметить, что остальные вузы республики понесли в этом году ощутимые «потери».

— Какую роль сыграл в этом процессе новый статус университета?

— Безусловно, статус национального исследовательского университета, который мы получили в мае, повысил привлекательность нашего вуза среди абитуриентов, в том числе — иногородних.

В числе 29 вузов Мордовский государственный университет признан одним из ведущих российских учебно-научных центров, эффективно интегрирующих образовательную и научную деятельность. По нашей оценке, это непосредственно отразилось на выборе вуза абитуриентами 2010 года. Значительная часть победителей и призеров республиканского этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников, золотых и серебряных медалистов поступила в наш университет.

— Какие приоритеты в выборе будущей профессии у нынешнего поколения абитуриентов?

— Что касается приоритетов, отмечу устойчивую тенденцию повышения спроса на инженерные специальности и направления подготовки. Например, достаточно высокий конкурс мы наблюдали на архитектурно-строительном факультете, в Институте механики и энергетики. Это неудивительно, поскольку возрастающий спрос на специалистов технического профиля значительно превышает предложение. Думаю, сегодня уже всем понятно, что стране нужны специалисты, создающие реальный продукт, способные разрабатывать высокие технологии.

В то же время многие по-прежнему стремятся поступить на модные специальности, которые порой создают иллюзию будущего жизненного благополучия. К сожалению, инерция здесь все еще сильна.

— Зависит ли выбор конкретного факультета от того, бакалавров или специалистов на нем готовят?

— Здесь наметилась определенная тенденция. В связи с участием России в Болонском процессе и сближением систем образования европейских государств принципиально меняется и структура приема. Вместо традиционного специалитета со сроком обучения 5 лет все больше ребят мы теперь зачисляем на 4-летнее обучение по программам бакалавриата. А со следующего года согласно федеральному законодательству будем осуществлять прием только по узкому кругу специальностей — лечебное дело, пожарная безопасность, ветеринария и некоторым другим. Основная же масса абитуриентов будет поступать на бакалавриат.

Но прошедшая приемная кампания в очередной раз показала, что у абитуриентов, их родителей, да и работодателей по-прежнему сохраняется настороженное отношение к бакалавриату. Многие считают, что это какое-то неполноценное образование, после которого надо доучиваться, причем обязательно на платной основе. До сих пор распространено мнение, что бакалавра не примут на работу туда, где требуется высшее образование.

Понятно, здесь есть определенный недостаток информации. Еще не все вопросы решены на федеральном уровне. Но есть еще и проблема слабой разъяснительной работы вузовского сообщества. И пробелы здесь мы должны ликвидировать в самое ближайшее время.

— Сегодня остро встал вопрос о востребованности специалистов с вузовским дипломом. Ясно, что найдут хорошую работу не все, а те, на кого есть спрос в реальном секторе экономики. Каким образом Вы планируете решать эту проблему?

— Ситуация же сегодня такова, что при явном дефиците инженеров, технарей значительная часть школьников по-прежнему сориентирована на получение гуманитарного образования. Мы сравнили результаты сдачи ЕГЭ с прошлогодними данными по республике. В процентном отношении получается практически та же картина. Например, ЕГЭ по информатике сдают всего лишь около 1% одиннадцатиклассников, по биологии — 8-9%, по физике и химии — приблизительно четверть от общего числа. Но в абсолютных цифрах ту же физику сдавало уже на 270 человек меньше. Такой выбор приоритетов не соответствует инновационному вектору развития.

Поэтому в новом учебном году мы намерены более предметно и адресно работать с выпускниками школ. Важно сформировать у ребят к моменту поступления в вуз правильное представление о современных процессах модернизации страны, о перспективных направлениях профессиональной подготовки, о потребностях рынка труда и реального сектора экономики.

Необходимо скорректировать подходы и к профориентационной деятельности. Эту тему мы обсуждали недавно на ежегодном августовском совещании работников образования республики.

Сегодня в Мордовии формируется инфраструктура для проведения научных исследований и создается Мордовский технопарк, реализуются проекты новых высокотехнологичных производств. В связи с этим требуется более целенаправленная и системная селекционная работа. И начинать ее надо уже со школы, с использованием индивидуального подхода к каждому ученику. Важное направление — работа с одаренными детьми в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», тем более что университетом в этой области накоплен солидный опыт. Нами предложена новая организационная схема взаимодействия университета и общеобразовательных учреждений Мордовии и соседних регионов для более активного привлечения абитуриентов из-за пределов республики. Эти задачи мы сможем выполнить только путем объединения усилий всего образовательного сообщества при активной интегрирующей роли нашего университета.

— Несколько дней назад Государственный Совет РФ обсуждал перспективы развития профессионального образования. Каким Вы видите будущее университета в условиях проводимой модернизации?

— На заседании Госсовета рассматривались важнейшие для высшей школы вопросы. Обозначен ряд ключевых задач, среди которых обновление образовательных стандартов, формирование системы взаимодействия вузов с промышленными предприятиями и научными учреждениями, создание современных моделей организации непрерывного дополнительного образования и др.

Очевидно, что систему высшего профессионального образования в ближайшее время ждут серьезные перемены. И ведущую роль здесь должна сыграть новая формация вузов, к которой сегодня относится и наш университет.

Конечно, это ставит перед нашим коллективом серьезные задачи. Выполнить их нам по силам. Тем более, что существенную помощь университету оказывает руководство республики. Думаю, мы избежим многих проблем, с которыми уже сталкивается большинство вузов. У нас есть необходимый потенциал, который позволит создать экономически эффективную учебно-научно-производственную корпорацию. Перед нашими студентами и преподавателями сегодня открываются широкие перспективы в освоении современных образовательных программ, активном участии в исследовательской деятельности, работе на высокотехнологичном оборудовании в лабораториях мирового уровня.

У нас появилась уникальная возможность формирования прочной базы для дальнейшего развития. К сожалению, пока это не все осознают. Порой нам трудно принять новое и поменять сложившийся годами уклад жизни. Как новый руководитель университета хорошо это понимаю. Но происходящих изменений не надо бояться. Да, в высшей школе сложилось немало хороших традиций, есть много удачных решений, накоплен серьезный опыт обучения и проведения научных исследований. Но в условиях возрастающей мировой конкуренции необходимо работать эффективнее, двигаться быстрее, смотреть на многое более широко и системно. Политика инновационного развития государства требует повышения активности и результативности деятельности каждого вуза, иначе он может превратиться во второсортное и безнадежно отсталое учебное заведение, а то и навсегда исчезнуть из образовательного пространства.

«Известия Мордовии»