Работа проводника оказалась для саранской девушки близкой к экстриму

02.09.2010 11:27

Тане Казаковой хотелось, чтобы это лето было особенным, запоминающимся. Поэтому и поехала работать в составе студенческого отряда проводников «Мордовия-2010». Правда, сама она уже несколько лет не студентка — работает культорганизатором в ДК поселка Озерный. Но среди студентов много друзей, и, взяв отпуск, она легко влилась в студенческую компанию. Хотелось романтики, а еще заработать, конечно. Но романтика оказала с оттенком экстрима.

В ловушке

Московское руководство определило ребят и девчат из Мордовии на два направления: местами их приписки стали Ярославль и Тамбов. Татьяна попала в Тамбов. Но пожить там, в общем, не удалось, у проводника все время — в пути.

— Мои маршруты за это лето: Тамбов—Адлер, Тамбов-Анапа, Тамбов-Новороссийск, — рассказывает Татьяна. — Как я и надеялась, на юге мы успевали искупаться в море. Проще всего в Адлере: море прямо около вокзала, нужно только за ограду перейти.

На юге проводники, кроме того, отдыхали от жары, от которой страдали в пути. За полтора суток дороги были вымучены и пассажиры, и сопровождающие их проводники. Южные поезда проезжают по Воронежской области, где, как известно, в этом году бушевали сильные лесные пожары. О пожарах в Мордовии Татьяна только слышала от других. Но что творилось там, она видела своими глазами.

— Однажды у деревни Масловка поезд стоял 40 минут, — вспоминает Таня. — Это было, как в фильме-катастрофе. Мы стояли посреди полыхающего леса. И по ту, и по другую сторону от железной дороги — огонь. Кругом милиция, МЧС. Жителей деревни вытаскивают из домов, увозят на скорой помощи... Кто-то что-то пытается вытащить из дома... А дома горят один за другим. Обвалится один — тут же вспыхивает другой, третий. Это верховой пожар, наверное, ничего уже сделать было нельзя. Хотя там летали самолеты, воду сбрасывали сверху. Поэтому мы и стояли, нас не пускали туда, где сбрасывалась вода. Мы думали, это никогда не кончится. Двери закрыты, вентиляция отключена. Температура в вагоне — 47 градусов. А мы же должны при этом выходить к пассажирам с улыбкой, успокаивать их.

Заповеди проводника

Но страшнее пожара для начинающего проводника Татьяны Казаковой оказались проверки ревизоров.

— Знаешь, что лишних людей в вагоне нет, а все равно беспокоишься, проверяющие ведь все равно находят несоответствия, — объясняет Таня. — Например, я выдала лишний комплект постельного белья — это уже нарушение. Просмотрела, что в билете у этого человека не оплачено белье, а постель выдала ему, как и другим пассажирам. Пришлось среди ночи будить человека, просить оплатить белье. Это так неприятно.

Были неприятные инциденты и с нетрезвыми пассажирами.

— Он-то едет — отдыхает, расслабляется, но другим же это неприятно. Кто первым идет сглаживать нарастающий конфликт? Проводник, — вздыхая, говорит Таня. — А потом на станции он опять покупает себе пиво. А про мороженое для ребенка забывает.

До такого, чтобы ссадить пассажира с поезда, не доходило. Очаровательной проводнице всегда удавалось успокоить буянов. Вежливость и терпение — так определила для себя Татьяна главные заповеди проводника.

— А однажды мы человека переехали, — как-то неожиданно весело рассказывает Таня. — Мы почувствовали, что кто-то дернул стоп-кран, поезд остановился. Как потом оказалось, парню лишь слегка задело спину. Он пытался в неположенном месте перетащить мотоцикл, и за что-то зацепился. Машинист еле успел затормозить. Так наш пострадавший долго кричал на всех, железякой стучал по вагонам...

Вслед убегающему вагону

А больше всего Таня боялась, что ночью пропустит станцию, не разбудит пассажира, которому надо выходить, или на промежуточной станции кого-то оставит. И однажды такое случилось. Правда, уже к концу пути.

Все 34 пассажира, что оставались в вагоне, вышли в Сочи на перрон — подышать свежим воздухом, ноги размять. Стоянка — 14 минут. И потом совсем скоро — Адлер, конечная станция.

Только-только мужчины закурили, как кто-то неожиданно произнес: «Поезд уезжает...» Татьяна рванула за своим вагоном. Пассажиры моментально ринулись за ней. А поезд набирал ход... Больше ста метров пришлось пробежать. Потом кто-то в поезде, заметив несущуюся толпу, все же дернул стоп-кран.

Как потом выяснилось, из-за отставания поезда время стоянки было сокращено, но на станции об этом не было объявлено. Уже в вагоне объяснительные писали и проводница, и пассажиры.

— Сочи — олимпийский город. Вот мы и устроили чемпионский забег, — говорит неунывающая девушка.

Через год — опять на поезд

За это время Татьяна сдружилась и с мордовскими студентами, и с молодежью из Йошкар-Олы, Кургана, Кирова, Челябинска, которая тоже трудилась на железной дороге.

В рейсе они старались держаться вместе, навещали друг друга, обедали вместе. Расставаться было грустно...

— За эти 40 дней, что я поработала проводником, столько нового узнала о себе, — смеется Татьяна. — Сколько ездила в поезде, уснуть не удавалось. И стук колес мне мешает, и свет фонарей за окном, и люди разговаривают... А тут мне ничто не мешало. Так натопаешься за день... И потом — где присела, там и уснула.

Даже самые тяжелые моменты Таня вспоминает с улыбкой.

— Для меня это самое настоящее приключение, — признается она. — На следующий год, если такой отряд вновь будет сформирован, обязательно поеду снова.

Впрочем, кроме ярких впечатлений, Татьяна привезла честно заработанные 25 тысяч рублей. Без сомнений, лето-2010 оказалось нескучным.

«Известия Мордовии»