Пожарный танк-робот из Харькова защитит леса
04.08.2010 10:07
На сегодняшний день только наиболее экстравагантные оптимисты могут опровергать существование глобального потепления установившаяся этим летом температурная аномалия не оставляет сколько нибудь весомых аргументов противникам этой теории. Кроме сугубо субъективных ощущений, в пользу потепления высказывается и всезнающая статистика за всю историю инструментального наблюдения в последние пятнадцать лет зафиксированы десять мировых рекордов высоких температур. Аномально высокие температуры подняли в атмосферу колоссальное количество влаги, в нашу жизнь пришла Большая Засуха. В свою очередь, засуха спровоцировала беспрецедентное количество пожаров в лесах и на торфяниках на данный момент в России насчитывается более двадцати пяти тысяч пожаров, полыхает полмиллиона гектаров леса! И если ещё лет десять назад крупные лесные пожары случались раз в три-четыре года, то теперь ежегодно с весны до осени над страной плывёт дым пожарищ. Перечислять бедствия, принесённые в нашу жизнь пожарами нет смысла достаточно просмотреть новости по телевизору или интернету, а во многих местах просто выглянуть в окно.
Существующая на сегодняшний день пожарная техника не в состоянии адекватно реагировать на возросшую угрозу. Леса тушат пожарными самолётами и вертолётами, но их количество явно недостаточно общий парк по стране насчитывает несколько десятков машин (соотнесите эту цифру с количеством пожаров!), их эксплуатация крайне затратна один час работы пожарного самолёта стоит двадцать-тридцать тысяч долларов. К тому же, летательный аппарат по определению не может взять на борт большое количество воды, к примеру, вертолёт Ми-8 поднимает всего две-три тонны, вследствие чего применяется для тушения не полномасштабных пожаров, а очагов возгорания, т.е. пожара, не обретшего ещё полную силу. Сброс воды на очаг возгорания происходит с большой высоты (на малых высотах это проделывать небезопасно), зона пожара экранируется восходящим потоком горячего воздуха, и, как следствие лишь
Более точно водой могут распорядиться пожарные машины, более двадцати пяти тысяч единиц специальной техники борется с огнём, но и их применение не лишено недостатков. К примеру, типовой пожарный автомобиль автоцистерна АЦ-4 на шасси «Урал- 375» берёт на борт всего четыре тонны воды. «Выстрелив» эту воду за несколько минут, машина должна для пополнения «боекомплекта» отправляться к ближайшему водоёму, порой за десятки километров. Даже вездеходное «Ураловское» шасси частенько пасует в условиях бездорожья, а бензиновый двигатель и обычные пневматические шины часто оказываются уязвимыми в условиях, когда огонь распространяется с авиационными скоростями порой до 100 метров в минуту. Кроме того, в обычных пожарных машинах не предусмотрена защита не только от высоких температур, но и от механических повреждений, например, от упавшего дерева. Новости о борьбе с пожарами напоминают фронтовые сводки: исчезают с лица земли сёла и посёлки, тысячи людей остались без крыши над головой, гибнет техника, и, самое страшное гибнут люди.
Логичным шагом в сложившейся ситуации было бы использование для тушения лесных пожаров машин, созданных на базе военной техники. На базе боевой машины пехоты НИИтрансмаш создал лесопожарную машину ЛПМ-02, Прилукский завод на базе армейского гусеничного транспортёра ГТ-СМ выпускает лесной пожарный вездеход ВПЛ-149, разработаны машины на базе различных модификаций БТР и двухзвенных транспортёров Ишимбайского завода. Эта техника защищена значительно лучше, чем «гражданские» пожарные машины, имеют значительно более высокую проходимость, особенно в тех случаях, когда используется гусеничная ходовая. Но сколько-нибудь значительного повышения свойств не произошло, в первую очередь из-за неспособности этих машин взять на борт большое количество пожарного оборудования и гасящих средств. Упоминавшаяся ЛПМ-02 может доставить к очагу возгорания 5 т гасящего состава всего на тонну больше обычной пожарной машины, а вездеход ВПЛ-149 всего лишь полтонны.
Следующим шагом стало использование более мощных и защищённых танковых шасси. Проходимость танка уже вошла в поговорку, при необходимости машина на танковом шасси может идти через лес «не разбирая дороги».
На танк, взамен демонтированной башни, ставится цистерна, водомёт с лафетным стволом и дополнительное оборудование. По этому принципу и создан ряд гусеничных пожарных машин высокой защищённости: российская «Сойка», украинская «ГПМ-54», чешская «SPOT-55», немецкие конструктора создали машину на шасси «Леопарда- 2». Не остались в стороне и китайские конструкторы, установившие цистерну на «рабочую лошадку китайского танкиста» танк «Тип-59».
Однако, проблемы эти машины почему-то не решают: в массовое производство их не запускают и дальше опытных образцов дело, как правило, не заходит. В чём же причина? Ответ прост переделка техники решает лишь часть проблем. Мощная броня, необходимая танку, оказывается явно избыточной для пожарной машины на машине приходится возить несколько тонн лишней защиты. Цистерна, установленная на корпус с минимальным объёмом переделок, оказывается явно недостаточной для машины такого класса от четырёх тонн на «китайце» до пятнадцати тонн на одной из модификаций чешской машины. Кроме того, расположенная на приличной высоте цистерна значительно поднимает центр тяжести работа на уклонах для таких машин сопряжена со значительным риском. Для доступа к двигателю приходится пускаться на дополнительные ухищрения к примеру, на ГПМ-54 задняя цистерна для этой цели поднимается специальными гидроцилиндрами. И без того спартанские, рабочие места танкистов комфортнее не становятся расположенная наверху цистерна зачастую протекает. О сколько-нибудь значительных объёмах под размещение специального оборудования не приходится и мечтать в забронированном объёме корпуса каждый кубический дециметр уже задействован.
Выход из тупиковой, на первый взгляд, ситуации предложили конструктора Харьковского бронетанкового ремонтного завода (ХБТРЗ). Не отказываясь от проверенных временем, по-армейскому надёжных танковых узлов, агрегатов и систем, они предложили машину, являющуюся не переделкой танка, а созданную специально как пожарная машина.
Изготовленная с использованием узлов танка Т-64 машина имеет модульную конструкцию, что позволяет не только выпускать широкую гамму вариантов исполнения в пределах семейства, но и на отдельно взятой машине, при необходимости производить монтаж оборудования под выполнение конкретной задачи, например, демонтировать пеногенератор для того чтобы произвести эвакуацию пострадавших из очага пожара.
Машина выполнена по капотной схеме кроме удобства доступа к двигателю, такое решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Впрочем, эта мера безопасности не является единственной бронированный корпус пожарной машины защищает экипаж и оборудование и от теплового излучения пожара.
В машине используется танковый двигатель 5ТДФ-А, при необходимости предусматривается возможность дополнительного охлаждения радиаторов водой из цистерны. В трансмиссии применён редуктор, снижающий обороты на ведущих колёсах по сравнению с танковым шасси вдвое, но, во столько же раз повышающий крутящий момент. Машина несколько теряет в скорости, но, значительно выигрывает в проходимости и способности транспортировать тяжёлый груз.
«Изюминкой» машины является негорючая ходовая часть. Обычный танковый каток начинает обгорать уже при двухстах шестидесяти градусах это температура тления дерева. В катке «шестьдесятчетвёрки» резиновый массив прикрыт металлом, вследствие чего, для его повреждения требуется греть его до температуры шестьсот градусов на протяжении часа. Но и в этом случае резина будет не гореть, а лишь разлагаться, постепенно утрачивая свои свойства. А при включеной системе орошения ходовой части (на машине предусматривается и такое решение) опасная температура возрастает до семисот градусов. Другим плюсом такой конструкции катка является защищённость резины от механических повреждений на обычных катках она режется и вырывается при попадании камней и металлических предметов на беговую дорожку гусеницы. Кроме того, в конструкции ходовой части заложена способность к самоочищаемости при работе в грязи весьма нелишняя способность для работы в районах, не избалованных хорошими дорогами. Ещё одна интересная деталь ходовой части пожарной машины возможность изменять натяжение гусеницы с рабочего места механика-водителя. Дело в том, что под воздействием высоких температур резинометаллические шарниры гусениц становятся податливыми, гусеница растягивается, «плывёт». В экстремальных ситуациях возможно и выгорание части резинометаллических шарниров. Эти факторы могут привести к сбросу гусеницы, а что значит лишиться подвижности в горящем лесу объяснять не надо. Для предотвращения этого, на машине применён гидравлический привод механизма натяжения гусениц.
Низко расположенная в корпусе цистерна позволяет взять на борт 26 тонн воды для подвоза такого количества воды понадобится шесть обычных автоцистерн (или одна машина должна сделать шесть ходок). Такая ёмкость цистерны не самоцель: мощный водомёт «выстреливает» сто литров воды в секунду на расстояние до ста метров. Машина оснащена бульдозерным отвалом, позволяющим локализовывать лесные пожары заградительными полосами, проделывать проходы в завалах, осуществлять проводку к месту работы специализированной техники.
Отдельно следует упомянуть разрабатывающуюся систему дистанционного управления пожарной машиной. В случае возникновения условий с высоким уровнем риска (работа на болотистых участках, горящих торфяниках, где есть риск проваливания машины, откосах и уклонах, в условиях мощного теплового излучения и т.п.) машина в состоянии выполнять штатные задачи без экипажа на борту. Управление производится с пункта дистанционного управления, находящегося на безопасном расстоянии.
На сегодняшний день заводом на собственные средства изготовлен лишь макетный образец машины, по западной терминологии «концепт-кар». Эта машина при проведении заводских ходовых испытаний позволит проверить как конструкцию в целом, так и оценить работу основных узлов. По результатам испытаний в конце года будет изготовлен опытный образец пожарной машины.
В более отдалённой перспективе планируется интеграция на шасси различных типов специализированных систем: установки импульсной подачи распылённой воды,
оптических и телевизионных средств наблюдения, теплолокаторов, аппаратуры спутниковой навигации, манипуляторов, установки для запуска химических гранат абсорбционного пожаротушения и т.д.
При работе с заказчиком (в данном случае это Министерство обороны) применена схема взаимоотношений, принятая в американском военно-промышленном комплексе: фирма-изготовитель производит инициативную разработку машины-прототипа, которую и представляет потом заказчику. Если предложенный прототип устраивает заказчика открывается финансирование фирмы-изготовителя для подготовки машины к серийному производству. Такая схема «подстёгивает» проектировать машины высокого качества если заказчик останется недовольным предложенным образцом, затраты изготовителя попросту не компенсируются. Данная схема черезвычайно выгодна для государства бюджетные деньги не тратятся на предварительные этапы разработки, разработка машины происходитв сжатые сроки (в противопоставление можно вспомнить историю с индийским танком «Арджун», который проектировался 34! года). Кроме того, при участии в конкурсе нескольких фирм появляется возможность выбрать лучший образец как по техническим, так и по экономическим показателям, при этом тупиковые направления не финансируются.
Несомненно, разрабатываемая машина крайне востребована в сложившейся ситуации, и, хочется надеяться, что она внесёт ещё свой вклад в укрощение разбушевавшейся стихии.
Сергей Березуцкий