Что мешает развитию туризма в Мордовии?
21.07.2010 10:10
В хорошем туристическом потенциале Мордовии сегодня уже вряд ли кто-то может усомниться. Республике есть чем привлечь гостей и что им показать. Тут и множество музеев, заповедников, памятников истории, монастырей, святых мест и прочих достопримечательностей. Плюс — всевозможные событийные мероприятия, традиционно вызывающие широкий резонанс — от межрегиональных и международных выставок до фестивалей искусств и спортивных соревнований. Пока, правда, любой массовый наплыв туристов обычно становится лишь поводом для головной боли. Ибо на поверку выясняется, что регион просто не готов принять их, предоставив более или менее сносные условия обслуживания и проживания. Почему же такое происходит? «ВС» решил разобраться в причинах данного явления.
Упущенные возможности
Парадокс номер один: вся туристическая отрасль республики сегодня существует на правах бедной родственницы. Вот уже который год подряд на ее развитие бюджет не тратит ни копейки. Как нет до сих пор и соответствующей государственной программы, под которую можно было бы получить финансирование.
Года три назад дело, казалось, почти сдвинулось с мертвой точки. Тогда под эгидой Министерства спорта и туризма РМ началась работа по составлению основных направлений государственной политики в этой сфере. Причем в качестве консультантов привлекались руководители целого ряда действовавших в республике туристических фирм. В общем-то документ получил одобрение практически во всех инстанциях. Но с его доработкой и реализацией возникли некоторые заминки. В результате поддержкой обзавелись только отдельные мероприятия. Так, при участии Министерства культуры РМ удалось издать путеводитель по местным достопримечательностям. По заказу республиканского Минпечати был выпущен каталог «Туризм и отдых» на русском и английском языках.
С сегодняшних позиций тот период, пожалуй, можно даже назвать временем упущенных возможностей. Так уж случилось, что в ту пору развитие большинства Приволжских субъектов шло по одному сценарию, а их отставание или лидерство представлялось весьма и весьма условным. Несоизмеримо большим потенциалом обладали лишь признанные туристические центры — такие, как Дивеево и Болдино в Нижегородской области, Ундоры — в Ульяновской, Жигули — в Самарской… В остальном же предлагаемый уровень сервиса мало чем отличался. Потому-то, надо полагать, население особо не стремилось отдыхать в соседних регионах. Скажем, жители Мордовии неизменно предпочитали родную «Мокшу», «Алатырь», «Сивинь» или «Лесное озеро».
Новый тренд
Впоследствии, однако, ситуация начала стремительно меняться. И в выигрыше оказались именно те территории, которые довольно активно, не сказать — агрессивно, стали зазывать к себе гостей. Беларусь, к примеру, сделала ставку на небогатых россиян, не готовых потратиться на лечение в Минеральных Водах, либо тяжело переживающих акклиматизацию. Нижегородцы, в свою очередь, напомнили о природных красотах, изобилии идеально подходящих для купания и рыбалки водоемов. Пензенская область и вовсе сотворила своеобразный фурор, отстроив за пару лет несколько шикарных турбаз (в том числе, кстати, и на самой границе с Мордовией, в районе Ширингушей).
Сама же республика, однажды сориентировавшись на состоятельных клиентов, привыкших к определенному комфорту и способных по достоинству оценить его, за прошедшее время, скорее, потеряла, нежели приобрела. Сегодня наших отдыхающих намного проще встретить в иногородних здравницах. Да и не мудрено — при сопоставимом уровне сервиса ценовой фактор играет явно не в пользу региона-13. Сутки в санатории «Мокша» обходятся в 1800 рублей с лечением и 1300 — без лечения, в «Алатыре» — от 850 руб. «Надежде» — от 980 рублей… В Ундорах, с их известной минеральной водой, для сравнения остановиться можно за 1100 руб. в день. В белорусских пансионатах — и того меньше. В мае путевки туда стоили
Экскурс в историю
Гораздо опаснее, что Мордовия не придает должного значения развитию так называемого познавательного туризма. Спору нет, в плане организации экскурсий по памятным местам мы всегда заметно уступали соседям. Не в конечную очередь потому, что умудрились убедить себя в отсутствии достопримечательностей. Последствия столь поверхностного подхода ощущаются и по сей день. Если жители других регионов, наслышанные о красотах мордовских монастырей, искусстве народных мастеров, градостроительном буме в Саранске, с удовольствием готовы отправиться в поездку, то местный люд свято убежден, будто ничего нового не откроет.
Работники турфирм вспоминают, как некоторое время назад пытались провести для школьников автобусно-пешеходную экскурсию по столице республики. Несмотря на сравнительно низкую ее стоимость (около 80 рублей с человека), педагоги отнеслись к идее довольно скептически. Чего не скажешь об учениках, которые живо заинтересовались историей старинных зданий, архитектурными особенностями, успевая еще и фотографироваться чуть ли не на каждом шагу. Более всего гидов поразило поведение сопровождающих родителей. Те всю дорогу безучастно трепались о стоимости земельных участков, качестве выложенной тротуарной плитки или обсуждали знакомых, проживающих в рядом стоящих домах.
А вот тематическую экскурсию «Саранск в годы Великой Отечественной войны», предусмотрительно разработанную аккурат в канун
Зона туристического бедствия
Здесь следует уточнить, что в столице индустрия гостеприимства пусть не стремительно, но все-таки развивается. Строятся новые гостиницы, реконструируются памятники, открываются новые кафе, клубы, развлекательные комплексы. В районах же сохранившиеся еще с советских годов объекты зачастую влачат настолько жалкое существование, что понятие «сервис» применимо к ним с огромной натяжкой.
— В Темникове — одном из самых интересных для туристов городе, известном Санаксарским монастырем, Ушаковскими местами, природными красотами — не хватает ни отелей, ни точек общепита, — сетует директор турагентства «Юнион» Сергей КУЗЬМИН. — Речь, конечно, не идет о паломниках, собирающихся просто поклониться святым мощам. Они, как показала практика, готовы мириться со спартанскими условиями проживания в разбитых МЧС палаточных городках, питаться солдатской кашей из полевой кухни и даже молиться прямо в автобусах. Но у туристов, приобретающих недешевые путевки, совсем иные требования к сервису. Частный бизнес, с чьей инициативой связываются большие надежды, предпочитает вкладывать средства в проекты, приносящие быструю отдачу. Он еще может открыть кафе, рестораны. Притом, он вряд ли будет строить гостиницы, которые окупятся через
Иногда, впрочем, даже наличие доброй воли не ограждает затею от провала. Не так давно одна саранская туристическая компания вознамерилась устроить для любителей отдыха на воде сплав по реке Сура. Дабы выяснить потребности — бросили клич в Интернете.
Желающих нашлось немало, хватило бы сразу на несколько групп. Порой туристы готовы были отправиться в путь даже на своих лодках. Попросили лишь обеспечить ночлег да периодически снабжать продуктами. Памятуя о том, что приличные кемпинги по дороге практически не встречаются, организаторы решили привлечь к делу жителей присурских населенных пунктов. Они-де и крышу над головой устроят, и провиантом свежим помогут, а заодно доход получат.
Переговоры шли долго и закончились безрезультатно. За свои услуги сельчане выставили такие счета, что позавидовали бы средиземноморские пятизвездочные отели. Попытки арендовать или даже выкупить жилье успехом тоже не увенчались. С изобретательными бизнесменами не менее предприимчивые колхозники готовы были сотрудничать исключительно на своих условиях.
Завтрак на траве
К чести принимающей стороны будет сказано, что гости неизменно подчеркивают гостеприимство и благожелательную атмосферу, царящую на мордовской земле. Вот только какими усилиями это достигается — известно немногим.
Представительнице саранской турфирмы довелось сопровождать группу финских туристов, интересовавшихся самобытной культурой Мордовии:
— Поскольку ни в одном районе, который они хотели посетить, не имелось приличной гостиницы, каждый вечер их приходилось отвозить в Саранск, а утром вновь развозить по селам. Увидев в каком-то населенном пункте редкие по красоте поделки, гости попросили показать, как их делают, раскрашивают. Но, на удивление, в округе не нашлось человека, который мог бы грамотно ответить на все вопросы. В другом районе мы решили свозить группу в местный краеведческий музей, где экспонируются уникальные этнографические материалы. Однако его сотрудники, едва увидев перед собой иностранцев, тут же в три с лишним раза подняли цены на билеты да еще и принялись торговаться из-за возможности совершить фото- и видеосъемку. С питанием тоже возникли проблемы. Во всем городе не нашлось кафе, где подавались бы блюда национальной кухни. Пришлось спешно закупать продукты в магазинах и близлежащих селах, готовить их как в глубокую старину — на костре, разведенном на берегу реки. Нашу изобретательность, умение быстро сориентироваться, туристы оценили по достоинству. Хотя сопровождающие, вернувшись в Саранск, вздохнули с облегчением.
— Наиболее остро проблема размещения заявляет о себе в период проведения массовых, масштабных мероприятий, — утверждает Сергей Кузьмин. — Известно, например, что места для проживания резервируются едва ли не повсеместно. Гостей приходится расселять в муниципальных и ведомственных гостиницах, загородных санаториях, домах отдыха, студенческих общежитиях, грязелечебнице, пансионате МВД в Зеленой роще… Участников выставки «Российское поле» определяли на постой в чисто советской манере. Кому-то достались комнаты в съемных квартирах, другим — кровати в корпусах детских оздоровительных лагерей, третьих, за неимением вариантов, ежевечерне приходилось вывозить в соседнюю Пензу. И это притом, что наиболее предусмотрительные аграрии прибывали в Саранск на специально оборудованных для дальних путешествий микроавтобусах и ночевали прямо на выставочных площадках. В целом же можно констатировать, что нам еще явно недостает понимания значимости туризма, его влияния на развитие многих отраслей экономики и социальной сферы. В ряде стран, как известно, один работник отрасли фактически обеспечивает занятость еще пяти человек — водителей, поваров, официантов, барменов, продавцов сувенирных лавок, народных мастеров, сотрудников отелей и гостиниц… А мы почему-то упорно продолжаем игнорировать нужды и проблемы туризма, будто и не заинтересованы вовсе в его дальнейшем становлении и совершенствовании.
«Вечерний Саранск»