Грозит ли Мордовии дефицит продовольствия?
14.07.2010 13:46
Пока аграрии подсчитывают понесенные из-за засухи убытки, а вести с полей напоминают все больше фронтовые сводки, деляги всех мастей спешат набить карманы. Вот уже несколько дней в ряде саранских точек торговля продуктами питания проходит под лозунгом: «Налетай, а то подорожает!». Причем в список самых ходовых товаров попадают не только макароны, крупы, сахар, но даже консервы, овощи и фрукты.
Столь высокого спроса на продовольствие Мордовия не видела года два. Правда, если тогда в его основе все-таки имелся рациональный посыл, то нынешние опасения выглядят очевидно надуманными. Действительно, такого аномально жаркого лета страна давненько не наблюдала. Режим чрезвычайной ситуации введен сразу в полутора десятках российских регионов, в том числе и в Мордовии. По предварительным оценкам, сельскохозяйственные культуры здесь погибли на площади около 9 млн. га, а потери зерновых составляют от 25 до 60 процентов.
С другой стороны, катастрофической ситуацию не назовешь. В 1972 году, когда СССР еще активно закупал зерно за рубежом, урожайность оценивалась в 86 миллионов тонн. Сейчас же только «переходящие» запасы превышают 24 млн. тонн (такие данные привел на днях вице-премьер Виктор Зубков), из них 9,5 млн. тонн в государственном интервенционном фонде. С полей же планируется собрать около 85 млн. тонн зерна. И это притом, что общий объем внутреннего потребления сейчас равен 77 миллионам тонн! То есть и в случае самого неблагоприятного стечения обстоятельств россияне без зерна и хлеба явно не останутся.
Понятно и другое — засуха не может одновременно поразить всю территорию огромной России. К примеру, в нынешнем сезоне она прошлась в основном по Приволжским регионам. Тогда как в Черноземье, Ставрополье, Краснодарском крае и других традиционных житницах виды на урожай совсем не плохие.
Вообще, за последнее время о запасах, хранящихся в упомянутом интервенционном фонде, было много пересудов. Его пополняли в период с 2005 по 2008 гг., дабы хоть как-то поддержать сельхозпроизводителей, столкнувшихся с «кризисом перепроизводства». Зерно закупалось недешево во избежание обрушения рынка. Еще дороже обходилось хранение — по миллиарду рублей в месяц. Понятно, что государство мечтало поскорее избавиться от столь обременительного запаса. И вот случай, похоже, представился…
Сказанное, конечно, не означает, будто накопленный резерв будет растранжирен сразу и бесповоротно. Ведь его объемов вполне хватит, чтобы цены резко поползли вниз, а все аграрии остались у разбитого корыта. Следовательно, необходимо постепенно возмещать затраты на хранение и хлебопечение, учитывая, кстати, инфляционные процессы, рост расходов на транспортировку и тарифы ЖКХ. По всем подсчетам в конечном итоге стоимость буханки хлеба в магазине либо вовсе не изменится, либо вырастет совершенно незначительно.
Глава Мордовии Николай Меркушкин в своем недавнем интервью телеканалу «Россия» прямо заявил, что засуха вряд ли серьезно скажется на цене хлеба: «У нас имеются переходящие запасы зерна высоких кондиций, и мы практически на 80 процентов обеспечиваем зерном прошлого года свои потребности. Затраты на его хранение могут дать не более 5-7-процентного роста стоимости, что не превышает уровня инфляции».
Впрочем, если рядовым потребителям беспокоиться по сути не о чем, то опасения сельчан представляются вполне обоснованными.
«Засуха уже очень серьезно отразилась на общем положении дел в сельском хозяйстве, — отметил лидер региона. — Потери от первого укоса трав составили две трети объема. Это очень много! С зерновыми ситуация не лучше. Зимой морозы доходили до 43 градусов, что привело к гибели 30 процентов озимых. В апреле из-за высоких температур и отсутствия осадков потери озимых достигли уже 70 процентов. Яровые же сгубил летний зной… В прошлом году Мордовия собрала рекордный урожай — больше, нежели в лучшие советские годы. В нынешнем мы ожидали получить 1,6 — 1,7 миллиона тонн зерна. Но если удастся собрать хотя бы
Надежды аграриев на государственную поддержку в целом оправдывают себя. Республика, по словам Николая Меркушкина, предусмотрела дополнительные гарантии под кредитные ресурсы для сельхозпредприятий. В случае дождей имеющийся запас удобрений позволит быстро подкормить засеянные многолетними и однолетними травами поля, дабы в течение
В понедельник о необходимости сохранения роста производства в животноводстве, недопустимости снижения поголовья скота говорил на заседании президиума российского Правительства и премьер-министр Владимир Путин.
— Пострадавшим от засухи территориям будут предоставлены кредиты из центра, — заверил премьер. — Но и регионы не должны оставаться в стороне от нужд аграриев. Необходимо дотировать пострадавших сельхозпроизводителей. И приоритет следует отдавать тем, кто застраховал урожай. Субсидии на корма также должны выделяться своевременно, чтобы «скот под нож не пустили».
Свое мнение на сей счет высказал также президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Он заявил, что помощь крестьянам будет выделяться в зависимости от понесенных ими убытков. Скорее всего, кредиты будут пролонгированы на три года. Также государство поможет им с лизингом. Поддержку получат и животноводы. Для них планируется выделить кредиты под 2 процента годовых и выдавать «товарную» помощь из интервенционного фонда на пять лет.
P.S. Тем не менее нет худа без добра. Потребительский ажиотаж последних дней как нельзя нагляднее демонстрирует «кто есть ху». В своеобразный «черный список» уже попали недобросовестные продавцы, пытающие нажиться на чужих бедах, а также некоторые страховые компании, затягивающие оценку нанесенного аграриям ущерба. Напротив, хозяйства, которые все же сумеют получить в нынешнем году неплохой урожай, окажутся в неоспоримом плюсе. Ведь они наконец-то смогут реализовать продукцию на приемлемых условиях. А вот торговым сетям, похоже, поневоле придется умерить свои аппетиты и отдать-таки часть прибыли. Не потому ли, чувствуя это, они столь активно распространяют слухи о грядущем дефиците продовольствия?!
«Вечерний Саранск»