Река мира — от Волги до Оби

23.06.2010 13:01

Согласно утверждению психологов, оптимальный срок реализации любого нового замысла ограничивается семью годами. А потом возникает закономерный кризис, поскольку идея себя исчерпывает, приедается. Однако ежегодная этнокультурная экспедиция «Волга — река мира. Диалог культур», впервые стартовавшая летом 2003-го с благословения Главы Мордовии Николая Меркушкина и при финансовом участии Правительства РМ, до сих пор не утрачивает своей значимости. Напротив, этнокультурное путешествие с каждым городом расширяет географический охват участников. И на сей раз в единую команду VIII «Волжской» экспедиции наряду с активистами мордовских национально- культурных автономий из Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Саратовской, Пензенской, Владимирской, Нижегородской, Самарской, Ульяновской, Московской областей влились журналисты из Марий Эл, Коми, Ханты- Мансийска. Оно и понятно, ведь нынешнее этнокультурное путешествие посвящено 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства, а также грядущей уже этой осенью Всероссийской переписи населения и Году учителя. Поэтому среди этнопутешественников оказалось немало школьных и вузовских преподавателей — в первую очередь, историков, языковедов.

«Online-урок» на теплоходе

На запланированных «круглых столах» обсуждались инновационные методы и перспективы современной педагогики в условиях реформирования национального образования. И особое внимание привлекло нововведение, о котором рассказала первый проректор МГПИ имени М.Е. Евсевьева Александра Каторова, в частности, внедрение в регулярную вузовскую практику на всех факультетах нашего республиканского пединститута системы дистанционного online-обучения.

Причем дискуссионные «круглые столы» пользовались успехом не только у специалистов. К примеру, неподдельный интерес у всех собравшихся вызвала тема вхождения народов Среднего Поволжья в состав России, очень живо, не без доли юмора раскрытая доктором исторических наук, профессором кафедры дореволюционной истории, археологии и этнографии МГУ им. Н.П. Огарева Николаем Заварюхиным.

Впервые в ходе этноэкспедиции состоялись презентации фонохрестоматии «Мордовский музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии». А для пущей наглядности преподаватель кафедры хорового дирижирования и методики музыкального воспитания МГПИ им. М.Е. Евсевьева Михаил Гавин и заслуженная артистка РМ Елена Алышева тут же преподнесли практический урок вокала.

Фотоэкскурс к хантыйским оленеводам

Кстати, организованные этнокультурные мероприятия пользовались не меньшей популярностью и у рядовых туристов, волей случая оказавшихся в те же дни на борту теплохода «Тимирязев». Все с любопытством разглядывали фотовыставку финно-угорских журналистов, позволявшую моментально перенестись с волжских берегов в Сибирь, на заснеженное пастбище югорских оленеводов.

На встречах с художником Андреем Алешкиным пассажиры были готовы бесконечно слушать его рассказы, похожие на таинственные, загадочные мифы про «древний мордовский народ».

А уж на концерты арт-фолк группы «Морденс» сбегались на палубу не только туристы, но и члены штатного экипажа теплохода, разумеется, те, кто был не занят на вахте. Между прочим, идея о создании такой арт-фолк группы родилась несколько лет назад, как раз во время одной из первых этнокультурных «волжских» этноэкспедиций.

Мастер-класс игры на нюди

Свободное от программных мероприятий время путешественники даром не теряли. На главной палубе, под капитанской рубкой, философские беседы о законах мироздания вели игумен Иоанно-Богословского Макаровского монастыря Спиридон и муфтий Духовного управления мусульман РМ Фагим Шафиев, также включённые в число участников экспедиции.

Доцент кафедры хорового дирижирования Лариса Карпушина с помощью писателя Камиля Тангалычева осваивала особенности татарской фонетики, поскольку в МГПИ им.Евсевьева вводится изучение татарского языка и фольклора.

Палубой ниже туристы толпились вокруг солиста «Морденс» Ивана Ацапкина, ловко мастерившего из обычной камышины «фирменные» мордовские дудочки — нюди. Желающие и сами включались в процесс. Сосредоточенно закусив губу, старательно вырезали дырочки. А уж затем с детским азартом пытались музыкально дудеть на собственноручно изготовленном инструменте.

Югорская журналистка Ульяна Данило (сама она коренная северянка, дочка потомственных оленеводов, а фамилия Данило ей досталась от мужа-украинца) учила новых друзей традиционному хантыйскому танцу «морошка».

Неорганизованные туристы, плавно влившиеся в ряды этноэкспедиции, признавались:- Мы сами раньше ездили отдыхать за границу. А тут впервые решили попутешествовать по Волге, показать детям родину. Нам невероятно повезло, кроме всего прочего, познакомиться с людьми из разных регионов, узнать массу интересного о финно-угорских народах.

Сурский град Китеж

В традиционном маршруте экспедиции «Саратов — Самара — Козьмодемьянск — Чебоксары — Казань» впервые появилась новая остановка — посёлок Васильсурск. Он расположился у самого устья Суры, при впадении её в Волгу.

Изначально, в 1523 году, он был основан как крепость, служившая оборонным укреплением Российского государства. Позже крепость превратилась в город, названный в честь Великого князя Василия III.

Первую церковь, построенную при основании Василя, по преданию, прямо во время литургии со всеми молящимися поглотила разлившаяся река. Однако легенда гласит, будто тот храм, подобно знаменитому граду Китежу, чудесным образом оказался за Волгой.

Поговаривают, что порой в невидимом монастыре слышен колокольный звон.

Посёлок и его окрестности славятся уникальными природными достопримечательностями — трехвековой дубовой рощей, якобы посажённой самим Петром I, священными языческими полянами, где до сих пор встречаются редкие, занесённые в Красную книгу растения, такие как Лунник оживающий. За красивый пейзаж эти места величают Волжской Швейцарией.
Любопытно, что выступление арт-фолк группы «Морденс» в Васильсурском ДК собрало огромное число зрителей. И среди дачников оказались наши земляки. Жительница Саранска Татьяна Коротина, её родная сестра Наталья Шашахметова (вышедшая замуж и переселившаяся в Казань) с 6-летним внуком Андрюшкой громче всех аплодировали мордовским артистам и удивлялись:- А мы и не знали, что у нас есть такой замечательный коллектив! Надо же, познакомились в соседней области. Теперь обязательно будем ходить на все их концерты.

«Диалог культур» продолжают в регионах

На причалах крупных городов и небольших посёлков участников этнокультурного фестиваля «Волга — река мира» хозяева радушно встречали традиционными румяными караваями, в Казани — национальным татарским чак-чаком.

Гостей приветствовали местные артисты и важные региональные персоны. Заместитель председателя Ассамблеи народов Татарстана Сагитт Джаксынбаев отметил:

— Мордовия подала отличный пример, восемь лет назад запустив замечательный проект культурной этноэкспедиции по Волге. Мы, наша ассамблея, объединяющая представителей около 115 национальностей, на следующее лето тоже хотим организовать подобное путешествие. Я сам казах, но считаю себя россиянином. А такие встречи и близкое общение с людьми из разных регионов, вне зависимости от национальной принадлежности и вероисповедания, позволяют ощутить, что все мы граждане одной большой страны.

Кстати, по примеру нашего фестиваля «...Диалог культур...» уже в этом году ещё одна этноэкспедиция народов Саратовской области отправилась вниз по Волге. А на перспективу планируется организовать аналогичный маршрут до Оренбуржья. А вскоре охват этнокультурных путешествий достигнет бассейна Иртыша и Оби.

В северянах — мордовская кровь

Под занавес волжского круиза председатель Саратовского общества «СОФУН» Павел Чатуров пригласил участников экспедиции в созданную несколько лет назад в их области многонациональную этнодеревню. У мордовского подворья гостей хлебом-солью встречала симпатичная 9-летняя Вика Кирдянова. Правда, как случайно выяснилось, хозяйничает она здесь лишь летом, пока на каникулы с мамой и полуторагодовалым братишкой Алёшей приезжает к саратовским родственникам из Сургута. Викин папа Денис Кирдянов — уроженец Нефтеюганска, его дочка родилась в татарстанском Лениногорске. Но Вика, как её папа, мама и даже крошечный Лёшик, знает и гордится, что в ней течёт мордовская кровь.

«Известия Мордовии»