Жители Мордовии хотят видеть на рынках больше местной продукции

09.06.2010 18:36

По поводу засилья на прилавках наших магазинов импортного продуктового ширпотреба не возмущается сегодня только ленивый. Или — совсем уж невзыскательный, равнодушный к качеству и свежести продуктов питания. Людей же приверженных вкусной и здоровой пище, а таких большинство, уже коробит и подташнивает от залежалых заморских сыров, от безвкусного перемороженного мяса неизвестной породы, от бессрочных йогуртов, состоящих из одних красителей, и прочей красиво упакованной дребедени, коей под завязку забиты полки супермаркетов и мелких магазинчиков.

А между тем наши местные сельхозпроизводители и переработка способны практически полностью покрыть продовольственные потребности жителей республики. В Мордовии сегодня выращивают и производят практически все — за исключение разве что бананов и морепродуктов. Поэтому призыв — «Покупай мордовское!» вполне адекватно отражает сложившуюся на сегодня конъюнктуру спроса и предложения. Жители республики уже готовы покупать свое, родное. Однако маркетинговая политика торговых сетей по-прежнему ориентирована преимущественно на зарубежный продуктовый ассортимент. Почему так происходит? Найти ответ на этот вопрос, разобраться в актуальной проблеме мы попытались вместе с председателем Совета предпринимателей при Главе РМ Юниром Биктяковым.

— Юнир Рашидович, вопрос о том, сможет ли Мордовия, которая вышла на лидирующие позиции в производстве молока, мяса, яиц, зерна, сама себя прокормить, давно уже не стоит. Загвоздка в другом — на прилавках наших магазинов по-прежнему мало своей, качественной продукции. Почему так происходит?

— Конечно, никто не спорит с тем, что атяшевские колбасы и ичалковские сыры стали известными торговыми брэндами. Эту продукцию действительно охотно покупают по всей стране. А владельцы некоторых пензенских магазинов вообще считают Атяшевский район своим, закупают и продают здешние колбасные изделия. Во многих регионах России хорошо знают и любят мордовскую сгущенку, ламзуревские конфеты и печенье. Наши производители завоевывают новые ниши на региональном и российском рынках. Мордовские переработчики освоили всю линейку молочных продуктов — от кефира и ряженки до йогуртов и козьего молока. В Мордовии сегодня есть все, что нужно для среднего потребителя, — свои сахар, мука, макароны. Производится, правда, в небольших количествах, подсолнечное масло. Агрофирма «Тепличное» круглый год обеспечивает горожан свежей капустой и овощами. Появляются и новые для нашего региона продукты. В Краснослободском районе, например, освоили производство кумыса.

Причем по качеству наша продукция ничем не уступает привозной, а чаще и превосходит ее. А по соотношению цены и качества преимущества наших молочных продуктов, колбас, сыров очевидны.

В любом саранском супермаркете сегодня все это неплохо представлено. Но, конечно, мордовской продукции на наших прилавках должно быть еще больше. В ее продвижении на рынок местным бизнесменам стоило бы поучиться у зарубежных коллег. От назойливо-агрессивной рекламы «Данона» и прочих заморских деликатесов с консервантами и добавками буквально в ушах звенит. Поэтому многие в силу привычки, навязанной им с телеэкрана, делают импульсивную покупку продуктов раскрученных торговых марок. Конечно, легче всего обвинить потребителей в отсутствии патриотизма. Но гораздо продуктивнее понять причину.

И прежде всего, продвижение местной продукции сдерживает негибкая и консервативная маркетинговая политика. Наши аграрии и переработчики научились производить качественный товар, но вот тратить деньги на рекламу своей продукции не привыкли. И напрасно, ведь в условиях жесткой конкуренции любая деталь — от яркой упаковки до запоминающегося рекламного слогана — играют большую роль. Не зря же ведущие мировые компании тратят на все это огромные бюджеты. Да еще и лишние деньги берут с потребителей за раскрученный брэнд. Очень многое значит и броская, привлекательная выкладка товаров в торговом зале. Есть даже целая наука — мерчендайзинг. Ни один супермаркет без специалистов в этой области сегодня не обходится.

— Я Вам больше скажу, к нам недавно родственники приезжали из Москвы. Очень им хотелось попробовать национальные мордовские кушанья и напитки — кислое молоко чапамо ловца, например, позу, которой Путина на финно-угорском фестивале потчевали. Да и пшенные блины, пачат наши гости с удовольствием бы отведали. Но ведь днем с огнем не сыщешь ничего подобного в Саранске — ни в кафе, ни в магазинах. А ведь скоро тысячелетний юбилей, и республика будет принимать гостей со всей страны и из-за рубежа.

— Вы затронули очень важную проблему. С одной стороны, тут многое определяет спрос. Многие предприниматели считают, что мордовские кушанья и напитки — товар невыгодный. Бизнес все еще мыслит устаревшими категориями. И зачастую проигрывает своим коллегам из других регионов, более креативным, восприимчивым к новым веяниям, к растущим потребностям потребителей. Вот и покупаем мы горчицу из Воронежа, грибочки из Владимирской области, морковку из Израиля, китайские соленья и маринады.

Конечно, в области торговли мы сделали качественный рывок вперед. Торговые сети в Саранске в последние годы развиваются неплохо, появилось несколько крупных супермаркетов, хотя и их пока тоже недостаточно. Но вот в области общепита мы все еще топчемся на месте и сильно отстаем от других городов. Положа руку на сердце, в Саранске не только национальные блюда попробовать, а вообще, — вкусно и недорого поесть, выпить чашечку хорошего кофе или стакан сока практически негде. Не говоря уж о блинных и пирожковых. Их вообще нет в городе. И дело тут, думаю, не в отсутствии спроса. Просто наш ресторанный бизнес, к сожалению, во многом унаследовал худшие традиции советского общепита. Готовят невкусно, ассортимент скудный. Обслуживание ниже всякой критики. Официанты в большинстве ресторанов и кафе мало того, что абсолютно не знают толк в еде, так еще и заказ исполнят кое-как, а то и вовсе — нахамят.

А между тем ресторанный бизнес во всем мире — дело очень выгодное.

Стараниями Главы республики Н.И.Меркушкина в Мордовии началась реализация очень хорошего бизнес-проекта по созданию малых семейных ферм. Стоит задуматься и над тем, куда их хозяева будут девать свою продукцию. Надежным и устойчивым рынком сбыта смогла бы стать разветвленная сеть ресторанчиков и кафе. Многие горожане не отказались бы пообедать в будний день или поужинать в выходной с семьей в уютном заведении, где все приготовлено из свежих, качественных продуктов. Да те же настоящие блинчики с разными припеками и начинками, а их особыми рецептами славится каждый район Мордовии, составили бы достойную конкуренцию суррогатной пицце.

Да что уж там говорить о кафе и пирожковых! У нас на всю республику нет ни одного колхозного рынка. А ведь это важное связующее звено между производителем, переработчиком и торговлей.


-И как же должен развиваться бизнес в сфере АПК?

-Во-первых, пока что малый агробизнес освоил только первую стадию развития, а дальше не движется, топчется на месте. Большинство фермерских хозяйств не создают добавленную стоимость, ограничиваются производством сырья. А если вложить немного денег, проявить выдумку, начать производить полуфабрикаты, то и рынок сбыта расширится, и заработать можно гораздо больше. Например, упакованное в пакеты натуральное вкусное, без консервантов молоко от одного из кочкуровских фермеров уходит влет и у нас в Мордовии, и в соседней Нижегородской области.

Или другой пример — Краснослободский район всегда славился своими огурцами. Почему бы местному малому бизнесу не наладить поставку пупырчатых, нежных, хрустящих огурчиков, свежих и малосольных на саранские рынки, в общепит?! Такие бизнес-проекты вполне могут быть прибыльными. Думаю, хорошим спросом пользовались бы маринованные или соленые грибки из кочкуровских или большеберезниковских лесов. Организовать их переработку при желании и понимании законов рынка не так уж и сложно, больших денежных вложений не требуется, а прибыль можно получать неплохую.

Да и вообще, сельский бизнес у нас в большинстве районов, надо признать, в зачаточном состоянии. Сельская сфера услуг недалеко ушла от старого, «доброго», ненавязчивого сервиса. А потребности в хорошей парикмахерской, в услугах швейной мастерской, сервисных центров по ремонту бытовой техники, автомастерских и многих других современных услугах у людей есть. Есть у селян и деньги, чтобы платить за качественные услуги.

Жаль, что многие представители малого бизнеса не улавливают современных тенденций. А сейчас как раз самое время чтобы трезво оценить конъюнктуру рынка, пошевелить мозгами и попробовать извлечь выгоду из неоспоримых преимуществ. А они в Мордовии есть. Открыть и вести свое, новое дело у нас можно не боясь ни рэкета, ни поджогов конкурентов, подмятых под себя криминалом. С этими пережитками дикого рынка, криминального прошлого в нашем регионе давно покончили. Благодаря системной, целенаправленной и весьма ощутимой поддержке руководства республики малый и средний бизнес имеет благоприятные условия для активного развития.

Сейчас, в условиях засилья импортного ширпотреба, особенно остро встает вопрос здорового питания. Именно местная переработка может занять эту перспективную нишу, наладив выпуск и поставку на прилавки, в общепит в небольших объемах продукции без добавок и консервантов. Люди, особенно семьи с маленькими детьми, с удовольствием будут ее покупать. К сожалению, такой переработки почти нет в районах республики.

А между тем, под хороший, перспективный бизнес-проект можно получить льготный кредит до 200 тысяч рублей через центры микрофинансирования. На этот стартовый капитал можно, например, закупить оборудование для мини-пекарни и выпекать мелкими партиями хлебобулочные изделия. Свежие, румяные булки, кренделя с пылу с жару всегда найдут своего покупателя. Это тоже очень перспективный сегмент рынка для малого бизнеса. Надо в этих вопросах более активную политику проводить муниципальным органам власти. Ведь сегодня, в условиях нестабильности большой экономики, целый ряд больших проблем должен решать малый бизнес. В том числе и проблему создания новых рабочих мест в малых городах и поселках.

На уровне республики для развития малого и среднего бизнеса созданы все необходимые условия, есть необходимая инфраструктура. Теперь дело за инициативными, предприимчивыми, современно мыслящими людьми.

«Известия Мордовии»