Саранская мистерия любви, или Недетские страсти по «Каштанке»
07.06.2010 13:28
Новый спектакль Национального мордовского театра не вписывается ни в какие форматы. Сразу оговоримся, играется он на русском. Поставила его режиссёр Республиканского кукольного театра Лилия Шахова, взяв за основу пьесу современного московского драматурга Евгения Фридмана, написанную по мотивам Чеховского рассказа.
Кстати, в Питере эта пьеса, положенная на музыку Игоря Пономаренко, с успехом идет уже более десяти лет и даже номинировалась на национальную премию «Золотая маска».
Однако Шахова вместе с артистами Национальной драмы предложила собственное прочтение всем знакомой истории о потерявшейся собаке. Причём, следуя пристрастиям нынешней публики, тоже дерзнула сделать свой мюзикл.
Оригинальную музыку к новой «Каштанке» написал известный саранский джазмен Александр Курин. И драматические актеры запели, с поразительной ловкостью освоив звериную пластику и модерновую хореографию, сочинённую Алиной Семилетовой. Впрочем, артисты демонстрируют тут не только свои вокальные и танцевальные способности, но и почти безупречно исполняют настоящие цирковые трюки — жонглируют шариками и обручами, крутят сальто, показывают магические фокусы из «арсенала» Игоря Кио.
А характер персонажей подчеркивается деталями стильных костюмов, придуманных художником того же кукольного театра Натальей Кочневой. Её же сценография — в холодных мрачноватых тонах с раскиданными повсюду комками снега — в первом действии создаёт атмосферу промозглой зимней уличной темени, во втором — с ярко-бордовыми портьерами и мягкими ковриками — радостную феерию циркового праздника.
Наверное, нет надобности пересказывать сюжет. Правда, история, традиционно (верно, по сформированному школьной программой стереотипу) считавшаяся, «детской», теперь обрела глубину притчи, заставляя давно (или не очень) повзрослевшую публику размышлять о природе человеческих чувств и социальных взаимоотношений.
Не случайно здесь и присутствие нечеховских персонажей. Сценическую Каштанку, заблудившуюся в чужом переулке, атакует стая одичавших бездомных собратьев, чьи нравы ввергают прямо-таки в физический ужас.
Или вдруг появляется королевский пудель Фердинанд, из гордости сбежавший от барыни, которая «предпочла его ангорской кошке». Андрей Антипов играет эдакого, не лишенного внутреннего благородства, оскорбленного кавалера, испытывающего искреннюю симпатию к резвой, жизнерадостной Каштанке в поистине искромётном эмоциональном исполнении Екатерины Исайчевой. Однако соблазн сытой стабильности оказывается сильнее: стоит служанкам бывшей хозяйки поманить пуделя — и он послушно влезает в инкрустированный камнями ошейник, бросая милую подружку.
Карнавальная цирковая компания респектабельного месье Жоржа (Алексей Егранов) откровенно враждебно встречает потенциальную конкурентку. Но гарантированная дрессировщиком еда заставляет их смириться с присутствием Каштанки. Хотя все прикормленные Жоржем «господа творческие работники» — существа подневольные, в принципе — безвредные, вынужденные отрабатывать на арене свой хлеб и, понятно, опасающиеся лишних претендентов на их трудовой кусок. И вообще почему-то их жалко: и неуклюжего, стыдливого, самозабвенно преданного искусству гуся Иван Иваныча (Андрей Антипов), и старого, флегматичного, измученного суставными недугами кота Федора Тимофеича (Андрей Кипайкин), и прямодушную свинку Хавронью (Галина Самаркина) с её характерным украинским говором, которая осознаёт, что «людям нужна я тильки для выгoды, им трэба грошей, сала и забув». Но жальче остальных — месье Жоржа. Он — такой важный, вальяжный — обряжается в клоунский наряд, напяливает нелепый рыжий парик, бутафорский нос, малюет на лице улыбку до ушей, обещая зрителям — забавные развлечения, а своим подопечным — вознаграждение. Да вот только Каштанка неожиданно отказывается от «звёздной» карьеры и сломя голову несётся к своему прежнему хозяину — столяру Луке Александровичу, вечно пьяному, неприкаянному, грубоватому (Дмитрий Мишечкин) и его сыну Федюшке, в убогую мастерскую, густо пропахшую казеином, олифой и лаком, где высохшая колбасная шкурка — верх собачьей мечты. А месье остается один — брошенный, несчастный.
В общем, спектакль получился отнюдь не детским. А ещё не по-детски зрелищным, ярким. Вот только премьеру по объективным причинам выпустили после официального завершения сезона. Так что большая публика сможет увидеть саранскую музыкальную мистерию «Каштанка» лишь осенью.
Кстати, в Питере эта пьеса, положенная на музыку Игоря Пономаренко, с успехом идет уже более десяти лет и даже номинировалась на национальную премию «Золотая маска».
Однако Шахова вместе с артистами Национальной драмы предложила собственное прочтение всем знакомой истории о потерявшейся собаке. Причём, следуя пристрастиям нынешней публики, тоже дерзнула сделать свой мюзикл.
Оригинальную музыку к новой «Каштанке» написал известный саранский джазмен Александр Курин. И драматические актеры запели, с поразительной ловкостью освоив звериную пластику и модерновую хореографию, сочинённую Алиной Семилетовой. Впрочем, артисты демонстрируют тут не только свои вокальные и танцевальные способности, но и почти безупречно исполняют настоящие цирковые трюки — жонглируют шариками и обручами, крутят сальто, показывают магические фокусы из «арсенала» Игоря Кио.
А характер персонажей подчеркивается деталями стильных костюмов, придуманных художником того же кукольного театра Натальей Кочневой. Её же сценография — в холодных мрачноватых тонах с раскиданными повсюду комками снега — в первом действии создаёт атмосферу промозглой зимней уличной темени, во втором — с ярко-бордовыми портьерами и мягкими ковриками — радостную феерию циркового праздника.
Наверное, нет надобности пересказывать сюжет. Правда, история, традиционно (верно, по сформированному школьной программой стереотипу) считавшаяся, «детской», теперь обрела глубину притчи, заставляя давно (или не очень) повзрослевшую публику размышлять о природе человеческих чувств и социальных взаимоотношений.
Не случайно здесь и присутствие нечеховских персонажей. Сценическую Каштанку, заблудившуюся в чужом переулке, атакует стая одичавших бездомных собратьев, чьи нравы ввергают прямо-таки в физический ужас.
Или вдруг появляется королевский пудель Фердинанд, из гордости сбежавший от барыни, которая «предпочла его ангорской кошке». Андрей Антипов играет эдакого, не лишенного внутреннего благородства, оскорбленного кавалера, испытывающего искреннюю симпатию к резвой, жизнерадостной Каштанке в поистине искромётном эмоциональном исполнении Екатерины Исайчевой. Однако соблазн сытой стабильности оказывается сильнее: стоит служанкам бывшей хозяйки поманить пуделя — и он послушно влезает в инкрустированный камнями ошейник, бросая милую подружку.
Карнавальная цирковая компания респектабельного месье Жоржа (Алексей Егранов) откровенно враждебно встречает потенциальную конкурентку. Но гарантированная дрессировщиком еда заставляет их смириться с присутствием Каштанки. Хотя все прикормленные Жоржем «господа творческие работники» — существа подневольные, в принципе — безвредные, вынужденные отрабатывать на арене свой хлеб и, понятно, опасающиеся лишних претендентов на их трудовой кусок. И вообще почему-то их жалко: и неуклюжего, стыдливого, самозабвенно преданного искусству гуся Иван Иваныча (Андрей Антипов), и старого, флегматичного, измученного суставными недугами кота Федора Тимофеича (Андрей Кипайкин), и прямодушную свинку Хавронью (Галина Самаркина) с её характерным украинским говором, которая осознаёт, что «людям нужна я тильки для выгoды, им трэба грошей, сала и забув». Но жальче остальных — месье Жоржа. Он — такой важный, вальяжный — обряжается в клоунский наряд, напяливает нелепый рыжий парик, бутафорский нос, малюет на лице улыбку до ушей, обещая зрителям — забавные развлечения, а своим подопечным — вознаграждение. Да вот только Каштанка неожиданно отказывается от «звёздной» карьеры и сломя голову несётся к своему прежнему хозяину — столяру Луке Александровичу, вечно пьяному, неприкаянному, грубоватому (Дмитрий Мишечкин) и его сыну Федюшке, в убогую мастерскую, густо пропахшую казеином, олифой и лаком, где высохшая колбасная шкурка — верх собачьей мечты. А месье остается один — брошенный, несчастный.
В общем, спектакль получился отнюдь не детским. А ещё не по-детски зрелищным, ярким. Вот только премьеру по объективным причинам выпустили после официального завершения сезона. Так что большая публика сможет увидеть саранскую музыкальную мистерию «Каштанка» лишь осенью.
«Известия Мордовии»