Как стать личностью за лето

07.06.2010 10:07

О неформальной педагогике, о психологическом воспитании детей в некоторых летних местных образовательных лагерях шла речь на прошедшем на днях семинаре в Бизнес-инкубаторе РМ. Мероприятие было приурочено к Дню защиты детей. Озвучивать название этих лагерей, как и их руководителей, мы не будем, не ставя целью делать им невольную рекламу. Это не входит в наши планы. Тем не менее, любопытно остановиться на иных аспектах организации детского отдыха, имеющей место на настоящем этапе.

Слушателями семинара были предприниматели, озабоченные задачей отдыха их детей на предстоящее лето. Им вначале объяснили: что это такое- неформальная педагогика. Под этим подразумевается все то, что остается за дверями детского сада, школы, и даже вуза. В общем, то воспитание, которое человек получает вне стен образовательного учреждения. Ее еще называют игровой педагогикой. Ранее она использовалась в ведущих лагерях страны: «Артек», «Орленок». Для того чтобы дети комфортнее себя чувствовали и с пользой провели время, их вовлекают в ролевые игры.

Суть последних — не просто игра, как шахматы или лото, а действо, в котором ребенок непосредственно участвует. Он примеряет на себя какую-то конкретную роль, оказываясь в некой придуманной ситуации (порой, конфликтной), из которой ему предстоит выбраться. При этом он проявляет такие качества, о наличии которых в себе не подозревал прежде ни он, ни его родители. Вожатые этого лагеря и воспитатели, присутствующие при этом, узнают ребенка лучше, чем его родители, потому что, находясь дома, он вряд ли окажется в подобных условиях способствующих его раскрытию. Следует учесть, что у ребенка существуют различные модели поведения: дома, в кругу близких ему людей, и в лагере, где 50-60 человек. И именно вожатые и воспитатели занимаются технологией открытия души у ребенка. И многое зависит от игр, которые также имеют воспитательное значение. Родителям следует быть в большем контакте с вожатыми, потому что именно вожатые могут рассказать им много нового об их ребенке.
Порой, чтобы определить способности ребенка, надо заставить их творить. В одном детском лагере отдыха для определения творческих начал у детей, покупали ведрами водоэмульсионную краску, валики и ставили картонный домик. Дети должны были его покрасить на свой вкус. И они делали это вдохновенно, с горящими глазами. В школах, если провести параллель с традиционной педагогикой, творчеству не учат, там преподают рисование. Пример еще одной игры — «Туманы Мане». Известный французский художник под конец жизни, будучи подслеповатым, стал рисовать пальцами. Дети следовали его примеру. В их распоряжении были краски 3-х цветов, а они должны были получить 14, путем их смешения. Желающие могли изменить дизайн своих штанов: покрасить, натереть песком или кирпичом, подрезать. То есть, был дан полный простор для творчества. Наблюдения показывают, что некоторые дети играбельны изначально. А некоторые — нет, они живут в своем узком поведенческом коридоре и их следует встряхнуть, заразить здоровым авантюризмом. Играбельность нужна, она пригодится в будущем, ведь, в сущности, и необходимые ритуалы, которые совершаются во взрослом возрасте: свадьба, похороны и т.д., не что иное, как игра.
Игра формирует традицию, традиция формирует культуру. Дети живут играючи. И совершенно естественно, каждый должен стремиться победить. И удача приходит к тому, кто играет лучше. Кстати, в Соединенных Штатах Америки в среде тинейджеров распространено выбирать удачников и неудачников. Причем, вторых не любят, потому что: они не играют в игры, а если и играют, то проигрывают, с ними неинтересно общаться, их стараются не замечать. И неудачник, или лузер, считается у янки одним из самых обидных оскорблений.
Ребенок в игре должен себя проявить. Причем, как заявляют специалисты, игра должна быть подвижной, заставляющей принимать решения.. Это не компьютерные игры, не домино, не «монополия». Для образца игры можно использовать фильм Н.Михалкова «12». Дети долго заинтересованно спорят, обсуждают проблему и оттого, какое решение они примут, зависит спасение мира. Или игра «Ноев ковчег». Дети ходят по комнатам, ищут, что им взять с собой. Причем они объясняют, почему выбрали именно эту вещь, а не иную. Такие игры воспитывают в подростках критическое мышление, ответственность за принятие решений. Если они решили, что способны изменить создавшуюся ситуацию, то должны сделать это. Так дети становятся личностью.
Некоторые родители опасаются хвалить своих детей, считая, что это им же во благо. А между тем хвалить необходимо, но только за какие-то действия. Нельзя говорить: как ты хорошо выглядишь или какое на тебе красиво платье. Следует сказать: как классно ты поешь или как здорово ты рисуешь. То есть похвала должна следовать за достижениями.

Я не даром так подробно останавливался на методах работы вожатых в детских лагерях республики. В них, вне всякого сомнения, хватает позитива. Если бы не одно но... Года полтора назад я писал о молодежном досуге и встречался с психологами, чтобы они с профессиональной точки зрения дали оценку иным методам работы с молодежью. Мне привели пример одной также ролевой игры, которой тешились на собраниях определенной молодежной организации в одном городе (не станем уточнять, в каком именно). Одна носила название «Последний герой». Десять подростков садились в кружок, выбирали объект для издевательств и унижали своего приятеля. Это проходило достаточно долго. В заключение выбирался палач и совершал казнь. Она вершилась с помощью травматического пистолета, стреляющего резиновыми пулями. Происходила имитация убийства (напоминает застенки гестапо, ни больше, ни меньше). Потом это происходило с другим участником и т.д. При этом наставник молодежи, под чьим руководством творилось это действо, был уверен, что он творит благое дело. По его мнению, подобная подготовка позволяет воспитать конкурентоспособную личность, адаптированную к жизни в реальных условиях. Возможно, определенная адаптация и происходит, но при этом, как говорят психологи, у подростка происходит ломка всех создавшихся ценностей, идет зомбирование личности, исчезают моральные установки, создается почва, на которой произрастают конфликт. Поэтому подобных ролевых игр нужно постараться избегать.

Кстати, выступавшие тогда на собрании родителей предупреждали, что у современных детских лагерей отдыха чаще всего нет экспертизы. Их никто не контролирует. Чаще всего, они зарегистрированы как спортивные базы (детскими лагерями отдыха становятся лишь в летнее время). И при желании работать в лагере может различный контингент, который может пропагандировать ваххабизм, практиковать неправомерное сексуальное воспитание (конечно, круто, но в принципе, возможно и это). Вспомните советское время, когда ребенку с малых лет внушали любовь к дедушке Ленину и Коммунистической партии. И ведь получалось.

Ведь не из неоткуда взялись схинхеды, готы, ЭМО и остальные. Конечно, здесь присутствует стайность, эффект толпы, возможно, мода. Но и у каждой моды есть свой указующий и направляющий перст. Клубы, секции, кружки для молодежи есть в каждом городе. И важно, чтобы достойные люди стояли во главе этих всевозможных движений. А родителям нелишне знать: в какой именно лагерь они отдают на лето своих детей, на попечение каких вожатых. И в какие ролевые игры им предстоит играть. Если в «Ноев ковчег», то — пожалуйста. Во избежание всемирного потопа. И важно не только самому стать личностью, но и оказать помощь ближнему, который личностью пока еще не стал.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

РИА «Инфо-РМ»