Из Китая с любовью
03.06.2010 16:06
Рисует Ван Сюлин, всегда склонившись над столом. И пока рисунок не будет готов, она не прерывается. Минутная задумчивость — в голове у художницы зреет очередная картинка, — и вот уже ее руки тянутся к нужной кисти. Появляются линии, которые постепенно становятся законченным произведением. На каждом из этих рисунков, выполненных на глазах посетителей, появляется оттиск с именем и фамилией художницы. Любая вышедшая из-под ее кисти работа заверяется личной печатью Ван Сюлин.
Однако непринужденное общение китайской художницы с саранской публикой вряд ли было возможно без советника Центра китайско-русской культуры и искусства Владимира Ульянова. Китаевед Ульянов — «язык и уши» Ван Сюлин. Свою судьбу он навсегда связал с Китаем еще в середине прошлого века. Когда «случайно» стал студентом Института востоковедения. Отлично владея немецким и прилично зная английский, молодой Ульянов попросил для себя что-нибудь «посложнее» у приемной комиссии. Сложнее и нужнее китайского языка не оказалось. С тех пор вся жизнь Владимира Георгиевича так или иначе связана с Китаем. Больше 20 лет он жил и работал в этой стране. 10 лет трудился в газете «Правда», в ее дальневосточном отделе. С 1998 года в Пекине живет и работает и его дочь Влада. Вообще с именами в этой семье все просто.
В
С Ван Сюлин Владимир Ульянов знаком с 2005 года. Был и остается, по признанию художницы, ее поводырем и переводчиком в России. А в августе прошлого года, когда Ван Сюлин стала директором Центра китайско-русской культуры и искусства, Владимир Ульянов стал советником.
«Я с малых лет горела одной страстью — рисовать, — говорит Ван Сюлин. — Но жизнь есть жизнь, и я должна была работать. Сочетать страсть с необходимостью заниматься другим видом деятельности очень сложно, но даже тогда в самых неподходящих условиях я непроизвольно тянулась к кисти. Рисовала по ночам, забывала про сон и пищу. В то время судьба была немилостива ко мне. Но во время Азиатской олимпиады в 1990 году, когда многие художники преподносили свои произведения в дар оргкомитету олимпиады, моя работа была признана достойной. Более того, мне была предоставлена возможность учиться мастерству рисования в Центре искусств.
Я потратила около трех лет своей жизни на исследование и снятие копии с древнего многометрового свитка «87 небожителей». В экспозиции выставки она занимает отдельное место, как и в моем творчестве. История этого свитка очень интересная и драматическая.
Он появился в Китае в 8 веке и принадлежит кисти У Даоцзы, мастера живописи того времени. Это одно из немногих его произведений, сохранившихся до наших дней. Остальные его картины поглотила неумолимая река времени. Во время нашествия на Китай армий восьми империалистических держав в 1900 году свиток был похищен из музея европейцами. Наш корифей искусства Сюй Бэйхун после долгих поисков за большие деньги выкупил свиток у одного иностранца. Однако в смутное время гражданской войны и японской агрессии свиток снова был украден и попал в руки перекупщиков. Неутомимый патриот Сюй Бэйхун разыскал перекупщика и, продав бесценные картины из своей коллекции и все свое имущество, выкупил свиток, копию с которого вы сейчас видите.
Для того чтобы создавать хорошие картины, нужно как следует овладеть основными навыками. Есть много приемов владения кистью, наложения линии. К примеру, штрих «твердая кость и мягкий шелк», мазок «листик вербы», штрих «железная линия» и т.д. Различные способы нанесения штрихов позволяют отобразить характерные черты портрета. Например, улыбку человека, выразительность глаз. Все эти приемы позволяют достичь «единства формы и содержания».
Но это не все! Для того чтобы добиться успеха в живописи, необходимо еще выработать в себе способность быть терпеливым. Надо уметь быть усидчивым, надо учиться сносить в этой жизни нужду и чувство одиночества. Но это не значит, что в моей жизни все так мрачно. Были не только бессонные ночи. Были и светлые дни — первая любовь, рождение сына, вступление в партию, общение с корифеями-наставниками, друзьями, выставки моих картин на родине и за рубежом — в Японии, США, России… Признание моих картин… Всего не перечесть.
Для меня большая честь проводить персональную выставку в Музее имени С.Д. Эрьзи. Я потрясена силой таланта великого сына мордовского народа. Все его произведения потрясают экспрессией. Ему удалось передать внутреннее состояние человека.
В последние годы я теснее общаюсь с российскими художниками. У меня разгорелся интерес к русскому искусству, культуре, истории. Больше всего мою душу согревают картины русских художников-реалистов Репина, Сурикова, Айвазовского. Годы советско-китайской дружбы воспитали в нашем народе глубокие чувства ко всему советскому, русскому. Я с детства жила образами русских художников. Мне очень повезло, что я смогла войти в мир друзей Владимира Ульянова и близко познакомиться с художниками России. Каждый раз я увожу из вашей страны незабываемые впечатления от общения с людьми, очень сердечными, от общения с русской природой. В моем альбоме накопилось множество зарисовок, небольших картинок с русскими березками и цветами. Мне очень хочется написать портрет русской красавицы.
В России меня всегда удивлял и поражал особый интерес к искусству. Самый большой шок я испытала в метро. Московское метро — это не только средство передвижения, это еще и предмет созерцания. Станции — настоящие дворцы искусства. Но больше всего меня поразили люди, читающие в метро. В Китае очень редко такое увидишь«.
Совмещать административную работу и творчество очень не просто, но тем не менее Ван Сюлин не бросает ни живописи, ни службу в Центре китайско-русской культуры и искусства. Рисует в основном по ночам. Вот и в Саранске после всех встреч и мастер-классов, оставшись вдвоем со своей единственной российской ученицей Натальей Хрусталевой из Саратова, они рисовали всю ночь. Ван Сюлин охотно делится с ней своими профессиональными секретами и всегда очень радуется ее приездам.
В Китае Ван Сюлин знают не только как художницу, но и как человека, который продвигает отечественное искусство за рубежом. Она помогает художникам устраивать зарубежные выставки, продавать картины. Ван Сюлин уверена: «В условиях рыночной экономики любая продукция должна быть апробирована рынком, ведь лишь выйдя на рынок, она способна принести пользу обществу и ее создателю. Духовная продукция в виде произведений искусства сталкивается с теми же проблемами, что и материальная продукция. Так что мое изучение рынка фактически сводится к проблеме изучения возможности существования в новых условиях жизни».
«Вечерний Саранск»