«Блатной шансон» уходит в прошлое
26.05.2010 10:39
Веселиться любят все. Вопрос только в том, во сколько может обойтись это самое веселье. Главное в данном случае найти подходящую площадку или ресторан, а там уже — любой каприз за ваши деньги. В увеселительных заведениях нашего города публику развлекают в основном малоизвестные «шансонье». Правда, большинству из них известность и эстрадная слава в общем-то и не нужны, поскольку у многих помимо ресторанной профессии есть еще и основной заработок на постоянном месте работы. Сегодня проводником корр. «ВС» по миру ресторанных «запевал» будет Вадим Щанкин, которому довелось поработать в увеселительных заведениях многих крупных городов России. На ниве ресторанной деятельности наш земляк — настоящий профессионал, сегодня его приглашают многие развлекательные заведения нашего города. Как говорится, талант всегда востребован. А талант развлекать — это тоже талант.
Вадим Щанкин — вокалист и гитарист — работает в кафе и ресторанах Саранска и сопредельных городов вот уже несколько лет. А в своей «дневной» жизни он — торговый представитель компании «Саб Миллер». Вместе с ним на ресторанном и развлекательном поприще в команде трудятся шесть человек.
— Сначала была музыкальная школа (классическая гитара), затем — активное участие в студенческих мероприятиях. Потом пришла пора отдать воинский долг Родине. Правда, и в армии мне удалось проявить себя. Я написал вариант гимна ПВО, за что и получил особую благодарность от главнокомандующего ВС РФ. После армии мне удалось поработать на ресторанных площадках в крупных городах России. И, скажу вам, попасть в штат приличного увеселительного заведения не так-то просто. Обязательно нужно представить свое портфолио, видео, нарезку песен эдак из 20 (все стили, которые ты исполняешь). И только после этого твою кандидатуру начнут рассматривать. Претендентов на хлебное местечко всегда предостаточно".
А музыкантам есть за что побороться. За один вечер на ресторанной ниве в крупном городе можно заработать до 8 тысяч рублей. В Саранске, конечно, поменьше, но на хлеб с маслом точно хватит.
Несмотря на востребованность, Щанкина звездным музыкантом назвать нельзя, слишком мало он заявлял о себе, да и возможности такой, по его словам, в нашем городе нет. — «Нужен хороший покровитель, иначе ничего не добьешься. Знаю. Пробовал. Да и не особо нужны мне эти лавры «признанного артиста».
А что? Может быть. Не всякий «признанный» может собрать за месяц такие гонорары, как команда Щанкина. Но считать чужие деньги — признак дурного тона (хотя и так популярно сегодня). А посему вернемся к музыкальной тематике.
Срез музыкальных пристрастий ресторанной публики столицы Мордовии Вадим Щанкин выдает на раз-два.
— Саранск, конечно, отличается от мегаполисов. В больших городах народ западает в основном на романтику, любит танцевать под красивые медленные композиции (чаще всего под иностранные), обожает блюз. У меня же складывается впечатление, что у нас в рестораны ходят в основном ярые поклонники шансона. Причем и шансон слушают разный: сотрудникам правительства, например, нравится «добрый» (мелодичные песни о реальной жизни без прекрас). Другие чиновники еще и мордовские народные хиты обожают, с воодушевлением слушают произведения наших композиторов. Ну а «блатной» шансон теперь у нас в ресторанах вообще редкость. Его заказывают в основном чересчур подвыпившие клиенты. Что касается молодежи, то местное поколение next предпочитает ритмичные попсовые вещи. Ну а представительницам прекрасного пола подавай хиты Михайлова, Баскова и Руссо.
Кстати, стриптизеров (а их тоже использует в своей развлекательной программе команда Щанкина. Никуда не денешься: желание клиента — закон) приходится вызывать аж из других городов. По словам Вадима, в Саранске стриптизеры имеют постоянную работу в определенных заведениях и нигде больше не «гастролируют». В других городах все обстоит иначе. Хочешь работать, можешь пытаться это делать где угодно, лишь бы ты был профессионалом в своем деле.
Саранский репертуар Вадима обычно исключает «заезженные» вещи. Ребята исполняют песни разных направлений, кроме того, представляют на суд публики свои авторские произведения, песни из студенческих времен. Но клиентура время от времени все равно требует набивших оскомину композиций.
— У нас в городе все очень жестко подчинено запросам публики — что закажет клиент, то и надо исполнить. Хоть расшибись. И берем за это просто символическую стоимость. В других городах ставка, конечно, больше. Но там в этом плане существуют определенные рамки. Как-то я работал в одном кафе в Нижнем Новгороде. Исполнял репертуар в формате этого заведения — там так принято. Ко мне тогда подошел один из посетителей и попросил сыграть его любимую песню. Две тысячи за это обещал. Но арт-директор кафе, когда я ему об этом сказал, наотрез отказался — у нас такие вещи не исполняются — и точка.
Вообще, по словам Щанкина, посетители ресторанов — народ совершенно непредсказуемый, на него трудно угодить.
— Ресторанным исполнителям приходится гораздо сложнее, чем сценическим. На последних специально приходят посмотреть, с воодушевлением слушая их концерты… А в ресторан люди идут, чтобы выпить, поесть, потанцевать и, помимо всего этого, нас послушать. Вот и старайся, как можешь, чтобы клиентам было хорошо, и порой бывает сложно определить, кому что конкретно нужно. Подходит как-то к нам солидный такой мужчина интеллигентного вида… Ну, мы сразу настроились на серьезный лад, думали, он что-нибудь классическое закажет. А он — на тебе — «Владимирский централ»!
Как говорит Вадим, работать для ресторанной публики порой приходится и с риском для здоровья, а может, и для жизни. После принятия спиртного, особенно лошадиных доз, с людьми нередко случаются непредсказуемые метаморфозы.
— Бывает, дерутся в зале, а посуда мимо нас пролетает, только успевай уворачиваться от тарелок и бутылок. До серьезных травм совсем недалеко. А в Нижнем Новгороде постоянные клиенты кафе и ресторанов — представители мафии. Вот уж если они разбушуются, то держись! В зале начинается самая настоящая бойня. И охрана ресторанов и кафе предпочитает не вмешиваться в их разборки… Поэтому, где бы мы ни работали, перед выступлением всегда ставим руководству условия: обеспечить достойную охрану и, если что, оплатить стоимость аппаратуры. И нам самим необходимо что-то вроде страховки. Мало ли что может случиться.
Очень многое зависит и от статуса заведения. Чем оно солиднее, тем серьезнее договор, заключаемый с музыкантами. В забегаловках Вадим и его группа предпочитают не выступать — там требуют много, а платят мало: «Лучше уж на улице работать, правда, тоже не сахар». По словам Вадима, в Саранске уличные концерты мало практикуются, в основном на рынках исполняются афганские песни: «Как-то мы с ребятами были на мели и решились на этот шаг, но потом сразу одумались, уж если и выступать на улицах, то не в нашем городе с менталитетом большой деревни. Ну а в других горах это в порядке вещей, и даже можно заработать хорошие деньги. Например, один из нашей команды, выступая в питерском подземном переходе, заработал за день несколько тысяч рублей. Правда, и там отстегивать деньги „крышующим“ приходится, но и самому остается достаточно. Вот в Петергофе за один вечер можно и 10 тысяч заработать — публика довольна, и ты не в накладе. Главное работать на совесть».
По мнению Вадима Щанкина, честно трудиться на протяжении длительного времени у многих ресторанных исполнителей не получается — они просто зарываются из-за денег. Играют целый вечер нудный однообразный репертуар, который всем быстро надоедает, а когда клиенты начинают возмущаться и просить исполнить свои любимые песни, отвечают: «Платите, и тогда все будет». И люди платят. А что делать?
— Это тоже свой вариант бизнеса, но мы на такое никогда не идем, — говорит Вадим. Как он рассказывает, среди его коллег — музыкантов увеселительных заведений — встречаются люди разных профессий.
— Кто-то, как я, хочет иметь дополнительный заработок, а для кого-то это что-то вроде хобби. Так, один мой знакомый бизнесмен (у него в Мордовии своя сеть магазинов) уже давно выступает в ресторанах. Денег ему по жизни хватает, а музыка — отдых для его души. Другой мой знакомый — врач — по вечерам играет в ресторанах на саксофоне. Это для него своеобразный способ забыть о сложных перипетиях его работы. В общем, хочешь жить — умей вертеться. И это относится не только к финансовой стороне нашей жизни.
«Вечерний Саранск»