Сколько денег на ум пошло?
26.05.2010 10:54
В начале мая Счетная палата республики обнародовала свой очередной отчет о проделанной работе. Ее председатель Алексей АВЕРЯСОВ, выступая перед депутатами Госсобрания, сообщил о результатах проведенных контрольных мероприятий, соответствующих выводах, предложениях и рекомендациях.
Глаз да глаз
Первый и, пожалуй, главный вывод, сделанный аудиторами, — порядка при расходовании казенных ресурсов стало больше. Если выявленные в 2008 г. финансовые нарушения оценивались в 52 миллиона рублей, то теперь — в 41,3 миллиона. И это притом что общий объем проверенных средств вырос более чем на треть — с 1,3 миллиарда рублей почти до двух миллиардов. Плюс впервые была проведена внешняя проверка годовых отчетов 18 главных администраторов средств республиканского бюджета.
Впрочем, уж если не грубые просчеты, то мелкие ошибки всплывают практически постоянно, в ходе едва ли не каждого мероприятия. В общей сложности по результатам принятых мер устранено нарушений к возвращению обратно в казну средств на сумму 30,2 млн. рублей. 15 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, четверо — к административной. Жаль только, нельзя гарантировать, что впредь они будут предельно ответственно и добросовестно относиться к выполнению своих прямых обязанностей. Ведь не случайно обнаружилась даже любопытная закономерность — распорядители и получатели бюджетных средств, устраняя ранее выявленные нарушения, зачастую столь же активно выискивают новые лазейки.
Скажем, в 2007 году чаще всего совершались закупки в обход требований федерального законодательства. К 2009 году доля таких прегрешений сократилась с 64,9 до 8,5 процента. Зато вдруг напомнили о себе нарушения, ранее считавшиеся нетипичными. Среди них — завышение объемов строительно-монтажных работ или выполнение заданий, не предусмотренных проектно-сметной документацией. Ныне на их долю приходится свыше половины понапрасну потраченных средств.
Обращает на себя внимание и явное нежелание чиновников на местах отягощать себя различными обязательствами. Речь идет преимущественно об отсутствии нормативных актов, служащих основанием для совершения тех или иных действий. Порой работы велись вообще без всякой финансово-экономической документации!
— Между тем Глава Мордовии Николай Меркушкин в своем Послании Государственному собранию особо подчеркнул, что в нынешних условиях на первый план выходит экономия финансовых ресурсов, — говорит Алексей Аверясов. — Причем именно руководители учреждений несут персональную ответственность за обоснованное и эффективное их расходование. Следует помнить, что любое отклонение от целевого использования бюджетных средств автоматически влечет за собой приостановку финансирования и возврат полученных денег.
Чтоб жизнь медом не казалась
Все сказанное довольно хорошо прослеживается на примере Старошайговского района, бюджет которого подвергся проверке Счетной палаты. И хотя в целом местные органы власти достойно выдержали испытание, отдельные их недоработки прямо-таки бросались в глаза.
К примеру, выяснилось, что некоторые сотрудники комплексного центра социальной защиты населения необоснованно получали материальную помощь и доплаты к заработной плате (всего на 173,8 тысячи рублей). При этом республиканские субвенции на 7,4 тысячи рублей, положенные гражданам пожилого возраста, инвалидам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, ушли не по целевому назначению. Аналогичное нарушение на 5,4 млн. рублей было допущено при использовании целевой субсидии по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния (эти деньги потрачены на капитальный ремонт помещений, лишь формально закрепленных за ЗАГСом). Также части опекунов и попечителей район излишне выплатил 20 тыс. рублей в виде пособий. Тогда как другой их части было недоначислено 12,7 тыс. рублей…
Но что уж совсем удивительно — местные чиновники умудрились себе же осложнить жизнь! В
Унитаз по цене джакузи
Впервые за все время существования в Мордовии Счетной палаты комплексной проверке подверглись две важнейшие республиканские адресные программы, касающиеся капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья. Выявленные финансовые нарушения были оценены в 3,2 миллиона рублей, из которых свыше 2,3 миллиона составили излишние расходы на оплату работ подрядных организаций.
Например, ардатовцы необоснованно отдали им почти 109 тысяч рублей, из которых 61,5 тысячи ушло на возмещение затрат подрядчиков по перевозке рабочих и оплате командировок, а 25 тысяч переплачено за изготовление щитов настила и стальных деталей, применяемых при установке инвентарных лесов. Кочкуровцы отличились на ниве завышения цен на унитазы и профнастил (49 тысяч рублей), оплаты за уборку и вывоз мусора (еще почти 20 тысяч руб.), установку строительных лесов (93 тысячи), перерасчета стоимости перевозки материалов (около 57 тыс. руб.). Всего же в данном районе подрядчики необоснованно обогатились почти на 263 тысячи рублей.
Однако всех обошли краснослободцы, ими исполнителям работ необоснованно было перечислено без малого 2 миллиона рублей. Оцинкованный профнастил обошелся бюджету на 1 миллион 266 тысяч дороже, нежели предполагала фактическая цена, теплоизоляционные плиты — на 162 тысячи дороже. Еще 520 тысяч район заложил на компенсацию непредвиденных затрат. Каких именно — в бумагах не расшифровывалось.
Кстати, глубоко ошибается тот, кто думает, что на этом список финансовых нарушений исчерпан. В том же Краснослободском районе размеры нецелевого использования бюджетных средств аудиторы оценили еще в 202 тысячи рублей, в Ардатовском — в 57 тысяч, в Кочкуровском — почти в 96 тысяч рублей.
Победителем назначается…
Особое внимание Счетная палата уделила проверке целевого и эффективного расходования средств, выделенных в рамках приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», а также денег, направляемых на приобретение основных средств.
Серьезных претензий к деятельности учреждений, подведомственных Минздраву, аудиторы не предъявили. Другое дело, что в большинстве случаев аукционы на поставки товаров, конкурсы на выполнение работ как таковые не проводились. Государственные контракты Минздрав заключал с единственным участником, подавшим заявку. По оценке Счетной палаты их общая сумма составляет около 11,4 млн. рублей.
По линии Министерства образования подобные недочеты также имели место в Ардатовском, Большеберезниковском, Инсарском, Кадошкинском и Темниковском районах. И хотя вся необходимая информация размещалась в печатных изданиях и сети Интернет, работы по ремонту общеобразовательных учреждений из года в год проводились одними и теми же подрядчиками, которые подчас не слишком-то утруждали себя соблюдением условий договоров. Нарушения сроков исполнения работ отмечались в Баевской средней школе Ардатовского района, Большеберезниковской и Паракинской школах Большеберезниковского района, Инсарской средней общеобразовательной школе.
Золотая жила
Вообще, при проведении капитального и текущего ремонта объектов проблема неэффективного расходования бюджетных ассигнований обычно заявляет о себе в полный голос. Достаточно сказать, что в 2008 году только вследствие завышения объемов, расценок и лимитированных затрат при реконструкции школ подрядным организациям было перечислено дополнительно 76,4 тыс. руб.
Еще дальше пошел подведомственный Министерству социальной защиты Дом ночного пребывания. Во-первых, в годовом отчете за 2008 г. там была отражена несуществующая кредиторская задолженность перед ООО «Строительная компания» в размере 18 тысяч рублей за так и не осуществленный капитальный ремонт водопровода. Во-вторых, в материалах годовой инвентаризации значилось отсутствовавшее в реальности декоративное ограждение стоимостью почти в 87 тысяч рублей. Ну и наконец, учреждение необоснованно перечислило 412,6 тыс. рублей бюджетных средств некоему ООО «Родос-строй» за фактически невыполненные работы по капитальному ремонту здания. Выявленные нарушения были устранены после вмешательства Счетной палаты.
Копейка рубль бережет
Состоявшийся переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы, увы, не оказался столь уж безболезненным, как представлялось изначально. Не в последнюю очередь виной тому промахи, допущенные профильными ведомствами. В ряде проверенных учреждений отсутствовали положения о порядке, условиях и размерах должностных окладов персонала, премий по итогам работы, иных выплат стимулирующего характера.
Для иллюстрации уместно сослаться хотя бы на Саранский медицинский колледж, где установленные нарушения в расходовании средств, выделенных в 2009 году на оплату труда, измерялись почти 133 тысячами рублей. В частности, около 49 тысяч там ушло на выплату различных надбавок, не предусмотренных Положением, в результате неправильного исчисления учебной нагрузки отдельных преподавателей. Еще в 75 тысяч дополнительно обошлись услуги председателей двух профкомов и специалиста по гражданской обороне. Мало того, директор и его заместитель по учебной работе необоснованно получали ежемесячные выплаты за почетные звания. С учетом замечаний Счетной палаты нарушения были устранены.
«Вечерний Саранск»