Когда будет решен вопрос о добровольном переселении соотечественников?

25.05.2010 16:09

В Управлении Федеральной миграционной службы по РМ прошло очередное заседание Общественно-консультационного Совета, организованного при этой структуре. Разбираемый на этом мероприятии вопрос «О ходе доработки проекта республиканской программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающим за рубежом» уже долгое время волнует различных чиновников республиканского значения. Федеральная программа под тем же названием была утверждена Указом Президента РФ еще в 2006 году. Далее по плану следовала разработка региональных программ в каждом субъекте России. Проект республиканской программы, разработанный НИИ Регионологии МГУ имени Н.П.Огарева, был рассмотрен федеральными органами исполнительной власти. Большинство российских министерств и ведомств согласовали проект без замечаний. Единственное, что отмечалось отдельными структурами, это пожелание привести проект Республиканской программы по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, оказавшихся за рубежом на 2009-2012 годы в соответствие с типовой программой субъекта Российской Федерации.

Стоит отметить, что разрабатываемая программа необходима Мордовии как дополнительная мера сокращения дефицита трудовых ресурсов, улучшения демографической ситуации, увеличения миграционного потока населения. Совсем немного времени прошло с той поры, как началась ее разработка но ситуация на рынке труда между тем значительно изменилась. Не последнюю роль в этом сыграл и финансово-экономический кризис, пик которого пришелcя на 2009 год. На настоящий момент требовалась не только доработка, а местами и полная переработка проекта. Следовало пересмотреть территории предполагаемого вселения наших соотечественников. При этом нужно учитывать экономический потенциал тех образований, куда предполагается переселение. Требовалось помнить и то, что с момента начала кризиса число рабочих мест в республике резко снизилось (эта ситуация актуальна и по сей день). В целях защиты интересов российских граждан на рынке труда в республике была снижена квота на привлечение рабочей силы на 42,2% в 2010 году по сравнению с годом предыдущим. Относительно участия в Программе был сделан запрос в администрации Ардатовского, Инсарского и Чамзинского районов и Саранска. Ардатовский район отказался от участия. Вместо предполагаемых четырех мест переселения осталось только лишь три. В новый список рабочих мест для переселенцев предложены новые инвестиционные проекты: в Инсарском районе — «Создание коммунальной и энергетической инфраструктуры в целях создания сыроваренного завода „Сармич“ по производству твердых сыров мощностью 2350 тонн молока в сутки», в Чамзинском районе — «Строительство технологической линии сухого способа производства цемента производительностью 6000 тонн клинкера в сутки», в Саранске — «Реконструкция нежилого здания по улице Осипенко под Информационно-вычислительный центр технопарка со строительством вспомогательных зданий и сооружений», «Развитие НИИИС им.А.Н.Лодыгина», «Организация производства силовых кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена напряжением до 5000 кВ на ОАО «Сарансккабель», «Создание производства крупного вагонного литья на базе мощностей ООО «ВКМ — СТАЛЬ». Были проведены рабочие встречи со всеми потенциальными работодателями, в том числе и с руководством технопарка. Банки вакансий по каждому проекту переселения были обновлены.

Разработчиками проекта программы проводился анализ современной демографической ситуации, ситуации на рынке труда, социально-экономического положения и перспектив развития республики с отражением основных показателей прогноза социально-экономического развития РМ на 2010-2012 годы и Стратегии развития региона до 2025 года.

Государственный комитет по труду и занятости населения РМ сделал расчеты по годам по приему на работу приезжей рабочей силы. Согласно им, мордовские работодатели могли бы привлечь на работу в 2010 году — 150 человек (с учетом членов их семей эта цифра увеличится до 450), в 2011 году — 100 человек ( с учетом членов их семей — 300) и в 2012 году — 100 человек (с учетом членов их семей — 300). Эти расчеты основывались на данных министерства ЖКХ РМ, министерства сельского хозяйства РМ, Мордовиястата, других служб. Конечно, при этом никто не застрахован от нештатных ситуаций. Примером служит случай, когда министерство строительства и архитектуры РМ попросило исключить из предлагаемого списка ОАО «Мордовцемент», мотивируя тем, что предприятию не требуются кадры из переселенцев, так как на освободившиеся места там устраиваются люди, которые находились под угрозой увольнения на своих предприятиях.

Никто не списывает со счетов и помощь переселенцам (или участникам Программы, как они именуются документально) в обустройстве и адаптации на территории вселения. Помимо трудоустройства главы семейства, переселенцы нуждаются в предоставлении им социальных услуг, медицинских, дети должны посещать детсады и школы. И тут же следует отметить, что финансовую составляющую часть при оказании содействия переселению соотечественников, берет на себя федеральный центр. Следует отметить, что финансовые затраты на реализацию Программы также подсчитаны.

Все пункты технического задания выполнены и окончательный вариант проекта Программы направлен на согласование во все заинтересованные министерства и ведомства.

Второй вопрос, который был поднят на заседании Общественно-консультационного Совета, касался легализации граждан бывшего СССР, длительное время пребывающих на территории РФ, правовой статус которых до настоящего времени не урегулирован. Их проблема возникла не сегодня. Следует констатировать, что в настоящий момент на территории России находится значительное количество лиц стран бывшего СССР, которые прибыли сюда еще в начале 90-х годов прошлого века, по паспортам СССР образца 1974 года, свидетельствам о рождении или другим документам, и по каким-либо причинам не смогли получить российского гражданства либо права на пребывание на территории РФ. Эта категория людей, связь с исторической родиной у которых уже утеряна, а с новой еще не определилась. В отношении их следует проводить процедуры по установлению личности, определять их связи с нашей республикой. Нужно выдать хоть какие-то временные документы, удостоверяющие их личность. Но тут встает вопрос платы. Консультации, которые предоставляет УФМС, бесплатны. Но пошлины, чтобы встать на учет, не говоря уже об оплате получаемых документов, тем более об услугах адвокатов, порой влетают в сумму, которая не всегда в наличии у лиц данной категории. В настоящее время таких по республике насчитывается 97 человек, из них 9 имеют иностранные паспорта, 48 — паспорта СССР образца 1974 года, 29 — не имеют документов удостоверяющих личность, 11 — прибыли в Россию детьми (и, естественно, на тот момент у них имелось только свидетельство о рождении, и отметка в паспорте у родителей). Надо отметить, что это количество учтенных людей. Гораздо больше тех, которые нигде не учтены. Некоторые из них ведут асоциальный образ жизни, бомжуют. Женщины рожают и не получают пособий, потому что не определен правовой статус ни роженицы, ни ее ребенка. Не в лучшем положении и люди, которые отбывали наказание в уголовно-исправительных учреждениях на территории России. Как правило, они утратили связи с государством своего прежнего пребывания и не приобрели его гражданства. И российские соответствующие органы также считают, что для того, чтобы ему выдать какой-либо документ нет оснований. В результате он не может выехать за пределы страны и остается в ней на нелегальном положении.

В УФМС по РМ свидетельствуют, что списки лиц с неурегулированным статусом постоянно корректируется по мере принятия решения, также вносятся сведения о новых гражданах. Работа с ними находится здесь на особом контроле. В территориальные подразделения службы направлено разъяснение по работе с этой категорией граждан, оказания им максимального содействия в оформлении документов. Федеральной миграционной службой России подготовлен пакет документов по внесению изменений в существующее законодательство о правовом положении иностранных граждан. Теперь возможно будет проще обрести гражданство нашим соотечественникам, оказавшимся волею судьбы на чужбине. Тогда и молодая мама сможет на вполне законных основаниях получать пособие на малыша. А люди пенсионного возраста будут получать социальное обеспечение, тогда они будут уверены, что не умрут с голода. А если умрут, то их похоронят по — человечески, как граждан России. На вполне законных основаниях.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

РИА «Инфо-РМ»