В бой идет одна молодежь

21.05.2010 10:41

Бойцы отряда Настя Грызлова и Аня Бойкова: «Чем больше грязи на раскопках, тем шире должна быть улыбка».В отрядах поисковиков ходит мистический рассказ, которому все бойцы полностью верят и принимают как реальность. Дело было под Калугой. Усталые поисковики, целый день проводившие безуспешные раскопки в поисках погибших бойцов, улеглись, и лишь «старики» — руководство — остались у костра, обсуждая планы на завтрашний день. Очевидно, надо сменить место поиска. В полночь беседу прервал молодой мужчина в грязных сапогах, шинели с петлицами лейтенанта и в каске военных времен. В этом месте работало несколько отрядов, и все подумали, что военный с «кубарями» лейтенанта кто-то из соседней группы. Ему предложили место у костра и сигарету.

— Странная у вас сигарета. Очевидно, трофейная, какая-то сладкая, — присаживаясь к костру, сказал незнакомец. А у нас, в лучшем случае, папиросы «Пушка», но в основном махорка.

Незнакомца угостили чаем. Прихлебывая, он внимательно прислушивался к разговору поисковиков. Допив кружку, лейтенант сказал:

— Вы не там ищете, ребята. Вон на той поляне с кривой березой погребены 58 бойцов моей роты. Ну, а я лежу в метре за той же березой.

На следующий день на указанной поляне поисковики действительно раскопали останки 58-ми наших солдат, а за березой — лейтенанта.

Первый командир мордовской организации «Поиск» Н.А. Кручинкин тоже верит необычному рассказу: он и сам не раз сталкивался в секулярном (светском) порядке с необъяснимыми явлениями. Однажды отряд нашел крупное захоронение на месте, где наши держали круговую оборону. Работали ребята в основном в устье оврага, а каждый день возвращались, точнее, пытались возвращаться в лагерь напрямую. Однако каким-то причудливым образом каждый раз оказывались на одной и той же тропе в виде дуги — напрямую не получалось. И тогда Николай Андреевич не понял, а почувствовал, что пропустил захоронение. И точно: на краю тропы нашли одиноко закопанного солдата. Все! После этого случая они больше не плутали и могли ходить напрямую.

Ребята в «Поиске» разных национальностей и вероисповеданий: христиане ходят в церковь, мусульмане — в мечеть, но к раскопкам захоронений бойцов ВОВ приступают по одному и тому же ритуалу. Захороненные бойцы — наши общие защитники. Перед раскопками выкапывают ямку, вливают глоток воды, кладут крошку хлеба, папиросу и закапывают. Минутное молчание. Это называется помином. Теперь можно приступить к раскопкам с пунктом из отрядных заповедей: «Чем грязней работа, тем шире улыбка».

Занятие это непростое: сложно найти точное место захоронения, может, поэтому ребята верят в метафизические чудеса. Однажды находились в патовом положении — могилы не давались. И тут помогла — ребята этому верят — та самая метафизическая подсказка. Боец отряда сидел в центре поляны, и вдруг за спиной кто-то попросил закурить. Он машинально подал сигарету, но ее никто не взял. Обернулся — никого. До первых деревьев, где мог спрятаться шутник, далековато, а голос за спиной был отчетливым.

Вывод сделали однозначный — здесь захоронение, и не ошиблись.

Сурский рубеж

В 1990-х годах молодежь любыми путями тянулась за красивым существованием, чтобы выглядеть не хуже своих глянцевых сверстников: прожигать жизнь в ночных клубах, казино, ресторанах, в собственных яхтах... Словом, выбраться из грязи в князи. Свобода! Самые умные захватили нефтяные вышки, уступавшие им по уму — торговлю, казино, более слабые интеллектом становились убийцами, бандитами, дабы с нижней социальной полки взобраться на ступеньку выше. В князи. Воевавшее поколение было разочаровано: свои жизни они отдавали не за этот разгул. И все-таки далеко не все орденоносцы поддались панике от вопиющей безнравственности молодого поколения россиян.

Участница строительства Сурского рубежа обороны в 1941 году А.И Косарева, долгие годы преподававшая историю философии в МГУ имени Н.П.Огарева, возражала, считая нашу молодежь не хуже предыдущих поколений. Просто нравственно неокрепший организм молодежи оказался под пропагандистским прессингом прозападных СМИ, навязавших дикий индивидуализм. А наш народ традиционно общинный, и таковым будет всегда. Далее Александра Ивановна цитировала Бердяева, Аристотеля и даже китайского полководца 5-6 вв. до н.э. Сунь-цзы. Однако убедила не она с древними философами, а встреча на Суре в 1999 году с поисковиками Н.А. Кручинкина. Это было 11 лет назад.

Отряд расположился в Большеберезниковском районе недалеко от моста через Суру. Ребята занимались допризывной подготовкой: метали саперные лопатки, обезвреживали «минное» поле, готовили над костром обед, пели под гитару хорошие песни. Все веселые, здоровые и патриотичные, что особенно было симпатично воевавшему поколению, а среди них были фронтовики — рядовые и офицеры.

— Ну, что я говорила? Наша молодежь замечательна! — торжествовала Александра Ивановна и азартно болела за соревнующихся ребят, временами цитируя великих полководцев: — Давайте, давайте! Сунь Цзы говорил: «Если будешь хорошо подготовлен, не будешь знать поражений». Пока ваш Сурский рубеж в подготовке к служению Отчизне, служению народу. У каждого человека должен быть свой Сурский рубеж. Рубеж этих ребят находится в их нравственной подготовке. Это золотая молодежь, на ней держится Россия.

И почему-то на берегу Суры высокопарные слова философа-ветерана звучали нормально, как при обычной беседе.

Спустя годы с «Сурским рубежом» совершенно неожиданно встретился в троллейбусе. Ехали две обычные старшеклассницы, которые увидели, как на автостанции молодежь атаковала транспорт, а старушка со своими тяжелыми сумками осталась. Девушки переглянулись, выбежали из троллейбуса, схватили сумки и помогли старушке сесть в транспорт. На этом их опека не кончилась: они подошли к сидевшему парню и строго попросили встать, когда стоит немолодая женщина. Тот не выдержал напора девушек и нехотя встал.

Увы, наша культура в транспорте не высока: здоровые парни уж так лелеют свои, простите, задницы, будто заправские содомиты. Хотя, надо заметить, в транспорте встречаются немолодые люди, стесняющиеся сидеть при стоящей женщине — джентльмены.

Мы познакомились с девушками: Аня Бойкова — учащаяся школы № 30, Настя Грызлова — из гимназии № 19. Они являются бойцами отряда «Поиск». Их Сурский рубеж — помогать старшим, и не только. По признанию Насти, бойцы всячески соблюдают одну из заповедей «Поиска»: первая мысль об отряде, вторая — о товарище, третья — о себе. В данном случае они думали о репутации отряда. Аня сказала, возможно, мысли первого командира Н.А. Кручинкина: «Даже когда мы не в мундирах „Поиска“, шевроны отряда должны оставаться в сердцах».

Командир

Хорошую организацию создал Николай Андреевич — педагог по профессии и по призванию. Поисковое движение существует с сентября 1966 года, Кручинкин к этому движению присоединился в 1975 году, но отряду новый патриотический импульс придал в те черные годы, когда результаты ВОВ отечественные и зарубежные СМИ пытались девальвировать. Он взял лучшее из методов воспитания молодежи советских времен и блестяще применил в поисковом движении. Эта организация сейчас напоминает симбиоз пионеров, комсомольцев и тимуровцев.

Родился Николай Андреевич в 1952 году в селе Гузынцы Б. Березниковского района Мордовии. Окончил Ичалковское педучилище, исторический факультет МГУ имени Н.П. Огарева. Работал в родном селе учителем, директором школы. «Отличник народного просвещения», суперфиналист конкурса «Учитель года Мордовии в 1994 году».

С 1988 года отряд под его руководством совершил 9 поисковых экспедиций, в которых приняли участие более 1100 ребят. Отряды нашли и захоронили с соблюдением гражданских, военных и духовных почестей 3452 солдата Красной Армии. Что очень важно, ими найдено 375 солдатских медальонов и 113 из них прочитано. Имена 127-ми солдат установили поименно по найденным вещам. По архивным документам установили имена более 3000 без вести пропавших бойцов.

Николай Андреевич является членом президиума Международной ассоциации поисковых отрядов. Имеет правительственные награды.

В настоящее время поисковиков возглавляет его сын Андрей, тоже учитель по профессии. Сам Николай Андреевич — директор Мемориального музея боевого и трудового подвига 1941-45 годов«. Однако по сей день он носит почетное прозвище Командир, и его авторитет непререкаем. «Сегодня с нами сам Командир едет!» — говорят бойцы. Это означает, что поездку в район возглавит родоначальник «Поиска» — Николай Андреевич.

«Известия Мордовии»