Дни Мордовии в Московской области совпали с празднованием Дня семьи
19.05.2010 16:52
Коломна — значит рыбные места
Символично, что начало Дней Мордовии в Московской области совпало с празднованием всероссийского Дня семьи. Ведь, по сути, все мы, вне зависимости от национальной принадлежности и вероисповедания, — члены одной большой семьи — РОССИИ. И древняя Коломна, возникшая как средневековый оборонительный форпост в 1177 году, сегодня своей опрятностью и, отличной от промышленных мегополисов, несуетностью очень близка современному Саранску (к слову, она так же, как и столица нашей республики, заслужила звание «самого благоустроенного города»).
Между прочим, некоторые авторитетные ученые-историки, к примеру, Никонов, Савицкий, полагают, будто этимология названия поселения «Коломна», возникшего на трех реках (Оке, Москве, Коломенке) имеет финно-угорские «корни»: от мордовского «кал», то есть рыбные места.
Верно, поэтому члены нашей делегации сразу ощутили, будто приехали к близким — даже не друзьям, а родным! Тем более, среди нынешнего населения Коломенского района немало (более тысячи человек) уроженцев Мордовии, которые в 1970 — 1980 гг. мобилизовывались на местный тепловозостроительный завод и ехали трудиться в подмосковные животноводческие комплексы.
Торжества по случаю открытия Дней Мордовии стартовали на открытой площади возле прославленного российского конькобежного центра напротив средневекового кремля, служившего резиденцией Ивана Грозного, а затем — по одной из легенд — местом заточения Марины Мнишек. Впрочем, теперь туда, обычно приезжают молодожёны, отметить рождение новой семьи.
И на сей раз, коломенским женихам и невестам особенно повезло. Фольклорными мордовскими величальными из встречали колоритные краснослободские певуньи в расшитых национальным орнаментом нарядах. Такого свадебного подарка коломенские новобрачные ещё не видывали.
Урусовские валенки и краснослабодские разносолы
Да и остальные жители охотно шли на звуки сочного задорного многоголосья. Народ с интересом разглядывал деревянные игрушки, вырезанные юными подлеснотавлинскими умельцами, любовался искусной мордовской вышивкой. Завидным спросом у покупателей пользовалась литература по истории и культуре мордовского народа, аудиодиски мордовских фольклорных и эстрадных исполнителей, сувениры с национальной символикой и видами современных достопримечательностей Мордовии, берестяные изделия Николая Голубева. И, несмотря на уже совсем летнюю жару, коломчане охотно раскупали знаменитые урусовские валенки — мягкие, уютные на любой вкус и размер — кому — обычные однотонные, кому — инкрустированные узорами, кому — для носки, кому — миниатюрные — на сувенир.
А самая оживленная толпа собралась возле столов с национальными разносолами, приготовленными краснослободскими хозяюшками, радушно угощавшими публику пышными пшёнными блинами, ароматным сквашенным топлёным молоком, свежими малосольными огурчиками, хмельной позой.
— Похожа на бражку, — решили дегустаторы.
— Да, но если Вы за рулём, не стоит злоупотреблять, — предупреждали щедрые мордовочки, — лучше отведайте нашего чапам ловца!
Зачерпнув ложкой кисло-сладкое лакомство, коломенские дамочки тут же спешили узнать рецепт.
— Как готовить?
— Да просто, — не скрывали секретов сельские кулинарки. — Подоишь корову, процедишь парное молоко и сразу в теплую печку часа на2-3. После, как малость остынет, добавишь ложку сметаны, и оставишь при комнатной температуре, пока не загустеет.
Символично, что начало Дней Мордовии в Московской области совпало с празднованием всероссийского Дня семьи. Ведь, по сути, все мы, вне зависимости от национальной принадлежности и вероисповедания, — члены одной большой семьи — РОССИИ. И древняя Коломна, возникшая как средневековый оборонительный форпост в 1177 году, сегодня своей опрятностью и, отличной от промышленных мегополисов, несуетностью очень близка современному Саранску (к слову, она так же, как и столица нашей республики, заслужила звание «самого благоустроенного города»).
Между прочим, некоторые авторитетные ученые-историки, к примеру, Никонов, Савицкий, полагают, будто этимология названия поселения «Коломна», возникшего на трех реках (Оке, Москве, Коломенке) имеет финно-угорские «корни»: от мордовского «кал», то есть рыбные места.
Верно, поэтому члены нашей делегации сразу ощутили, будто приехали к близким — даже не друзьям, а родным! Тем более, среди нынешнего населения Коломенского района немало (более тысячи человек) уроженцев Мордовии, которые в 1970 — 1980 гг. мобилизовывались на местный тепловозостроительный завод и ехали трудиться в подмосковные животноводческие комплексы.
Торжества по случаю открытия Дней Мордовии стартовали на открытой площади возле прославленного российского конькобежного центра напротив средневекового кремля, служившего резиденцией Ивана Грозного, а затем — по одной из легенд — местом заточения Марины Мнишек. Впрочем, теперь туда, обычно приезжают молодожёны, отметить рождение новой семьи.
И на сей раз, коломенским женихам и невестам особенно повезло. Фольклорными мордовскими величальными из встречали колоритные краснослободские певуньи в расшитых национальным орнаментом нарядах. Такого свадебного подарка коломенские новобрачные ещё не видывали.
Урусовские валенки и краснослабодские разносолы
Да и остальные жители охотно шли на звуки сочного задорного многоголосья. Народ с интересом разглядывал деревянные игрушки, вырезанные юными подлеснотавлинскими умельцами, любовался искусной мордовской вышивкой. Завидным спросом у покупателей пользовалась литература по истории и культуре мордовского народа, аудиодиски мордовских фольклорных и эстрадных исполнителей, сувениры с национальной символикой и видами современных достопримечательностей Мордовии, берестяные изделия Николая Голубева. И, несмотря на уже совсем летнюю жару, коломчане охотно раскупали знаменитые урусовские валенки — мягкие, уютные на любой вкус и размер — кому — обычные однотонные, кому — инкрустированные узорами, кому — для носки, кому — миниатюрные — на сувенир.
А самая оживленная толпа собралась возле столов с национальными разносолами, приготовленными краснослободскими хозяюшками, радушно угощавшими публику пышными пшёнными блинами, ароматным сквашенным топлёным молоком, свежими малосольными огурчиками, хмельной позой.
— Похожа на бражку, — решили дегустаторы.
— Да, но если Вы за рулём, не стоит злоупотреблять, — предупреждали щедрые мордовочки, — лучше отведайте нашего чапам ловца!
Зачерпнув ложкой кисло-сладкое лакомство, коломенские дамочки тут же спешили узнать рецепт.
— Как готовить?
— Да просто, — не скрывали секретов сельские кулинарки. — Подоишь корову, процедишь парное молоко и сразу в теплую печку часа на
Можно, конечно, взять и пакетное молоко, и томить в духовке или микроволновке. Да только такого настоящего смака не получится.
«Хотим к столу мордовские продукты»
Официальные лица Московской области и Коломны тоже с удовольствием продегустировали национальные угощения и вместе с другими жителями отправились на выставку продукции мордовских перерабатывающих предприятий.
Попробовав искусно нарезанные сыры и колбасы, оценив качество фирменных алкогольных и безалкогольных напитков, сладкой сгущенки конфет, булочек, печений, коломенцы откровенно досадовали: «Почему у нас в магазинах такого нет? Что ж вы на продажу так мало привезли? Мы хотели купить мордовкою колбасу, да и от водки к праздничному столу — не отказались бы».
Вице-премьер областного правительства Владимир Жидкин с глубоким знанием дела расспрашивал коллег из Мордовии об аргомромышленном комплексе республики, чем сильно поразил коломенских журналистов.
— Эх, зря я сегодня завтракал, — пошутил Владимир Жидкин, — тут столько всего такого вкусного.
И уже на полном серьезе заключил:
— Надо запретить ввоз в страну импортных искусственных продуктов. Наши потребители должны есть натуральные мясные колбасы, сыр из натурального молока, выпечку и кондитерские изделия — без всяких опасных красителей...
Его тут же поддержал глава Коломенской администрации Валерий Шувалов, распорядившийся, чтобы городские торговые сети обеспечили покупателей ассортиментом мордовских продуктов.
Про особенности национального характера
На пресс-конференции коломенские журналисты, признались, что готовились к строгому деловому общению с руководителями мордовской делегации, но в ходе ознакомительного круглого стола, где говорилось и о достижениях Мордовии в социальном и культурном развитии, и о предстоящем праздновании1000-летии единения мордовского народа с народами государства российского, ощутили непринужденную по-семейному теплую атмосферу. Поэтому демократично расспрашивали заместителя Председателя Правительства РМ — министр культуры Петра Тултаева, министра образования Наталью Юткину, министр национальной политики Александра Лузгина и главу Краснослободского района Юрия Медянкина об особенностях мордовского характера, о том как готовится республика к проведению в Саранске матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году.
А вице-премьер Московской области Владимир Жидкин с гордостью подтвердил свою национальную принадлежность: «Я родился и 38 лет прожил в Саранске. Моя мама из кочкуровского села Симилей, папа — из большеберезиковского с. Гузынцы. Минимум раза два в год езжу на родину. И обязательно хочу приехать на празднование1000-летия. Кстати, и в Московском правительстве много наших земляков».
Под звон колоколов Троице-Сергиевой лавры
В воскресенье Дни Мордовии продолжились под величавый звон колоколов Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад, куда бесконечно стекаются сотни тысяч паломников со всего света. Так что, с декоративно-прикладными и музыкальными традициями мокшан и эрзян смогли познакомиться не только жители Сергиева Посада, среди которых очень много молодежи, но и многочисленные путешественники из разных стран-городов.
Случайные прохожие, любуясь самобытными национальными нарядами артистов, заворожено слушая сочное многоголосье, радостно сообщали: «...а у моего дяди жена — мордовка!», «...а у меня друг из Мордовии!», «мы были у вас в республики, дороги там — отличные и гаишники — не вредные!».
Замглавы Сергиево-Посадской администрации Сергей Тостановский, подчеркнул огромное значение проведения таких Дней: «Конечно, неплохо, что в России сейчас организуются фестивали Франции, Германии и др. Но нам не менее, вернее даже более важно знать о культуре и традициях народов родной страны. Надо возобновить забытую практику дружбы городов и регионов. И ваша республика уже подает отличный пример единения».
«Хотим к столу мордовские продукты»
Официальные лица Московской области и Коломны тоже с удовольствием продегустировали национальные угощения и вместе с другими жителями отправились на выставку продукции мордовских перерабатывающих предприятий.
Попробовав искусно нарезанные сыры и колбасы, оценив качество фирменных алкогольных и безалкогольных напитков, сладкой сгущенки конфет, булочек, печений, коломенцы откровенно досадовали: «Почему у нас в магазинах такого нет? Что ж вы на продажу так мало привезли? Мы хотели купить мордовкою колбасу, да и от водки к праздничному столу — не отказались бы».
Вице-премьер областного правительства Владимир Жидкин с глубоким знанием дела расспрашивал коллег из Мордовии об аргомромышленном комплексе республики, чем сильно поразил коломенских журналистов.
— Эх, зря я сегодня завтракал, — пошутил Владимир Жидкин, — тут столько всего такого вкусного.
И уже на полном серьезе заключил:
— Надо запретить ввоз в страну импортных искусственных продуктов. Наши потребители должны есть натуральные мясные колбасы, сыр из натурального молока, выпечку и кондитерские изделия — без всяких опасных красителей...
Его тут же поддержал глава Коломенской администрации Валерий Шувалов, распорядившийся, чтобы городские торговые сети обеспечили покупателей ассортиментом мордовских продуктов.
Про особенности национального характера
На пресс-конференции коломенские журналисты, признались, что готовились к строгому деловому общению с руководителями мордовской делегации, но в ходе ознакомительного круглого стола, где говорилось и о достижениях Мордовии в социальном и культурном развитии, и о предстоящем праздновании
А вице-премьер Московской области Владимир Жидкин с гордостью подтвердил свою национальную принадлежность: «Я родился и 38 лет прожил в Саранске. Моя мама из кочкуровского села Симилей, папа — из большеберезиковского с. Гузынцы. Минимум раза два в год езжу на родину. И обязательно хочу приехать на празднование
Под звон колоколов Троице-Сергиевой лавры
В воскресенье Дни Мордовии продолжились под величавый звон колоколов Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад, куда бесконечно стекаются сотни тысяч паломников со всего света. Так что, с декоративно-прикладными и музыкальными традициями мокшан и эрзян смогли познакомиться не только жители Сергиева Посада, среди которых очень много молодежи, но и многочисленные путешественники из разных стран-городов.
Случайные прохожие, любуясь самобытными национальными нарядами артистов, заворожено слушая сочное многоголосье, радостно сообщали: «...а у моего дяди жена — мордовка!», «...а у меня друг из Мордовии!», «мы были у вас в республики, дороги там — отличные и гаишники — не вредные!».
Замглавы Сергиево-Посадской администрации Сергей Тостановский, подчеркнул огромное значение проведения таких Дней: «Конечно, неплохо, что в России сейчас организуются фестивали Франции, Германии и др. Но нам не менее, вернее даже более важно знать о культуре и традициях народов родной страны. Надо возобновить забытую практику дружбы городов и регионов. И ваша республика уже подает отличный пример единения».
А министр образования РМ Наталья Юткина сообщила, что накануне было решено подписать соглашение между министествами образования Мордовии и Подмосковья о более тесном сотрудничестве. Подмосковных школьников она пригласила принять участие в, организуемом в Мордовии, летнем лингвистическом лагере.
«Здесь есть МОРДВА!»
Завершились Дни Мордовии в подмосковных Люберцах, где около года назад была учреждена мордовская национально-культурная автономия.
Причем её инициаторами оказались не только уроженцы нашей республики, но и обосновавшиеся в Подмосковье мокшане и эрзяне из Саратовской Самарской и других регионов страны. Один из них — Илья Радов, точно заметил: «Мордва не входила в России, мордва России образовывала».
Сам Илья Александрович давно старался сплотить мордовскую диаспору, чтобы и подрастающее поколение не забывало родного языка, знало историю своего народа, помнило традиции дедов и прадедов. Для этого, разумеется, необходимы учебные пособия. В ближайших планах их мордовской национально-культурной автономии — открыть воскресную школу, где дети и взрослые могли бы изучать мордовские языки и культуру. Со своей стороны министерство национальной политики РМ пообещало организовать для подмосковных педагогов и школьников ознакомительные экскурсии к нам в республику.
Любирецкий министр культуры Александр Щукин, вспомнив о недавно отмечавшемся юбилее Победы, заметил, что мордовские солдаты также участвовали в обороне Москвы. А дабы запечатлеть визит мордовской делегации на люберецкой земле, он предложил оставить нам свои автографы ...на «Рейхстаге». (Специально к65-летию Победы фасад Люберецкого ДК превратили в стену Берлинского здания, где в 1940-е размешалось правительство Германии). На майской колонне 2010-го тут же появилась надпись «здесь были мордва». Но прошедшее «били» быстренько зачеркнули и вывели «есть!».
Заглянув в местный Краеведческий музей, там за стеклянной витриной среди прочих раритетов, найденных археологами на территории Любирецкого района при раскопках курганных могильниковXII-XIII вв, мы вдруг обнаружили височные подвески, какие издавна носили мордовские женщины, и старинную застежку для плаща «сюльгама» — так же называлось мордовское нагрудное женское украшение.
Любирецкая диаспора азартно аплодировала саранским артистам. Некоторые не удержавшись, даже бросались в пляс под задорные танцевальные мелодии и дружно подпевали: «Лу-га-ня-са ке-лу-ня».
«Здесь есть МОРДВА!»
Завершились Дни Мордовии в подмосковных Люберцах, где около года назад была учреждена мордовская национально-культурная автономия.
Причем её инициаторами оказались не только уроженцы нашей республики, но и обосновавшиеся в Подмосковье мокшане и эрзяне из Саратовской Самарской и других регионов страны. Один из них — Илья Радов, точно заметил: «Мордва не входила в России, мордва России образовывала».
Сам Илья Александрович давно старался сплотить мордовскую диаспору, чтобы и подрастающее поколение не забывало родного языка, знало историю своего народа, помнило традиции дедов и прадедов. Для этого, разумеется, необходимы учебные пособия. В ближайших планах их мордовской национально-культурной автономии — открыть воскресную школу, где дети и взрослые могли бы изучать мордовские языки и культуру. Со своей стороны министерство национальной политики РМ пообещало организовать для подмосковных педагогов и школьников ознакомительные экскурсии к нам в республику.
Любирецкий министр культуры Александр Щукин, вспомнив о недавно отмечавшемся юбилее Победы, заметил, что мордовские солдаты также участвовали в обороне Москвы. А дабы запечатлеть визит мордовской делегации на люберецкой земле, он предложил оставить нам свои автографы ...на «Рейхстаге». (Специально к
Заглянув в местный Краеведческий музей, там за стеклянной витриной среди прочих раритетов, найденных археологами на территории Любирецкого района при раскопках курганных могильников
Любирецкая диаспора азартно аплодировала саранским артистам. Некоторые не удержавшись, даже бросались в пляс под задорные танцевальные мелодии и дружно подпевали: «Лу-га-ня-са ке-лу-ня».
«Известия Мордовии»