«Саранская фотолетопись» Валентина Крайнова

16.11.2019 12:36

«Саранская фотолетопись» Валентина Крайнова

Валентин Крайнов: Я хотел назвать её «Как прекрасен этот мир! Посмотри!» Чтобы люди видели эту книгу и радовались мирной жизни. Но мои соавторы Виктор Махаев и Вячеслав Новиков решили, что книга будет называться «Саранская фотолетопись»».

Известный в Мордовии фотограф и краевед Валентин Крайнов буквально на днях получил из типографии свою новую книгу. Тираж «Саранской фотолетописи» составил 500 экземпляров. В книге фотографии столицы республики, сделанные мастером в разные годы, начиная с 1940-х, а также портреты местной интеллигенции.

«Это вот во время войны. Я электромонтёром работал», - отмечает Валентин Сергеевич, показывая первые фотографии в альбоме. «Тогда уже вовсю фотографировал. Мой первый фотоаппарат был на деревянной треноге с гармошкой. Это целая наука была, чтобы правильно установить ноги, потом привинтить к ним фотоаппарат, раскрывать гармошку эту. Сначала туда кассета с матовым стеклом ставилась, накрываешься черным полотном, наводишь резкость, причём изображение к верху ногами в матовом стекле. Потом, когда навел резкость и выдержку поставил, снимаешь эту и ставишь другую кассету с будущим негативом. Фотографируешь на неё, закрываешь, потом проявителем обрабатываешь. А дальше еще надо заморочиться, покупал бумагу, там только 10 номеров было, и ночью после работы, в темноте печатал снимки. Длительный процесс. А сейчас на обычную цифровую мыльницу можно столько снимков одного кадра сделать, чтобы потом просто распечатать самый чёткий, - улыбается Валентин Крайнов, - а тогда, если не получилось, всё, кадр потерян».

В свои 90 – он не расстается с фотоаппаратом. «Мыльница всегда в кармане. Идёшь, если зацепило состояние природы, достаешь и вот оно, фото на память». Валентин Крайнов много путешествовал по миру, посетил более 60 стран. На стенах его квартиры своя фотогалерея, где автор снимков в компании индийских йогов и бомбейских рикш. В дополнении к ним коллекция брелков – единственное, что можно хранить дома. С богатой коллекцией фотоаппаратов Валентину Сергеевичу пришлось расстаться. «Продал другому коллекционеру. Оставил вот несколько штук всего. И со всей коллекцией негативов своих – тоже расстался, в дар музею передал. Выставку мне организовывали уже. Много выставок было и тут в Саранске, и в Москве. Золотую медаль даже вручили за участие в выставках».

За свою долгую жизнь Валентин Крайнов освоил много профессий. Электрик, моряк, музыкант, летчик, краевед, учитель истории, экскурсовод. И с удовольствием делится воспоминаниями: «С рюкзаком за плечами походами руководил по Карельскому перешейку. Молодой был, и самому интересно было, и рассказывал об историческом значение, там же как раз бои шли во время ВОВ. Был в моей биографии и опыт директорской работы. На территории Левобережной Украины тогда новый музей открывали – дом-музей генерального судьи В.Кочубея, я туда и поехал. Из истории знаете, наверное, про судью, которого казнили за донос на гетмана И. Мазепу. Ну, гетман был влюблён в дочь Кочубея. Матроне тогда всего 16 было. Кочубей был против их брака и всячески пытался Мазепу извести, вместе со своим сподвижником Искрой сообщили русскому царю Петру I о тайных переговорах гетмана и шведского короля Карла XII. А царское правительство, в свою очередь, выдало доносчиков Мазепе. Матрона Кочубей после казни отца в монастырь ушла, я про неё даже книгу написал» .

Фотографии Крайнова опубликованы на страницах более сотни книг. Только о родном Саранске уже не первый фотоальбом. Валентин Сергеевич запомнил буквально каждое здание и каждое название городских улиц и может рассказать о том городе, который современная молодежь даже не может себе представить. Советская площадь в самом центре города не всегда называлась так. В этом месте школьник Валя гулял далеко не по асфальту, по Базарной площади тогда еще ездили на лошадях.

«Вот тот дом с часами, на том месте, помню, еще только ломали мужской монастырь, я еще на колокольню лазил, смотрел на город с высоты и фотографировал с высоты полёта. Сейчас многое изменилось. К административному корпусу пристроили крыло.

Здесь вместо собора Дом Советов построили (ныне здание Госсобрания РМ), по соседству, вместо этого большого здания, были небольшие каменные дома. Дом Республики построили. А гостиницу снесли, вот тут, где клумба и ели теперь – было здание, как раз на фото видно, сносят его. В этой гостинице когда-то сам Лев Толстой останавливался. А сейчас что – название улицы осталось, а самого исторического памятника больше нет. Очень жаль, что у нас вот так, - сетует Валентин Сергеевич, - всю старину снесли. Люди должны видеть, каким был город, и каким стал. А теперь только по альбому и равнять. Я уже два года пытаюсь добиться, чтобы возле моста, который был построен в честь 100-летия победы над Наполеоном, памятную табличку установили «Это исторический памятник, охраняется государством». «Мордовию Арену» построили, мост в белый цвет покрасили и всё. Жители и гости Саранска, когда гуляют, не заглядывают под мост, где там какая надпись есть, а по мосту идут. А меня услышать не хотят. Ссылаются на то, что архитектора уже нет, и средств нет. Или вот еще другой пример. Уже с человеком связанный. Совершенно забыли имя офтальмолога Филатова. У нас глазная больница не названа его именем, в то время как в Ленинграде и в Москве глазные больницы носят его имя. Он лауреат сталинской премии, герой социалистического труда, академик. А перед домом советов даже нет его бюста. Такая личность была и забыли».

Но сам Валентин Сергеевич не забыл. Художники, градоначальники, врачи…. В их числе Пётр Тултаев, когда был еще министром культуры, а Владимир Сушков – мэром – все – представлены в новой книге «Саранская фотолетопись».

Алена ЩЕМЕРОВА

РИА «Инфо-РМ»