В Саранске лицеисты учились искать выход из школьных конфликтов
23.10.2019 20:07
Мордовская республиканская детская библиотека и Верховный Суд Республики Мордовия организовали для учащихся лицея № 4 в Саранске семинар-дискуссию «Защита прав ребенка в процессе обучения. Пути разрешения школьных конфликтов». Мероприятие прошло в рамках республиканского проекта «Территория права» и библиотечной программы «Нет детей для криминала».
В экспертную группу вошли президент Ассоциации медиаторов в Республике Мордовия Н.П. Любишкина, помощник судьи Верховного Суда РМ И.А. Парамонова, консультант отдела по контролю за деятельностью комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Министерства юстиции РМ Т.М. Мыськова. Участники семинара разбирались в механизме возникновения конфликтов, анализировали правовые последствия подобных ситуаций и вырабатывали стратегию грамотного выхода из конфликта.
Вместе с экспертами школьники выясняли, какие правовые нормы предусматривают ответственность за агрессивное поведение, травлю сверстников, оскорбительные высказывания в адрес педагогов. Н.П. Любишкина разъяснила детям, какие психологические особенности в подростковом возрасте становятся «генератором» конфликта, подчеркнув, что агрессор, создавая острую ситуацию, признается в собственных слабостях, комплексах и пытается таким образом показать свою значимость. Она отметила, что, понимая и видя эту особенность, можно уже довольно успешно справиться с агрессором.
На семинаре школьникам рассказали и о сути процесса медиации, частью которого является собственно школьная медиация, реализуемая посредством школьных служб примирения. Механизм разрешения споров через третью, незаинтересованную, сторону – посредника, или медиатора, является перспективным методом, помогающим подросткам справиться с ситуацией и выйти из нее с наименьшими потерями.
Сопровождала семинар книжная выставка, где была представлена правовая литература из фондов МРДБ, художественные произведения, посвященные теме общения сверстников в школе, и методические разработки специалистов библиотеки, раскрывающие вопросы взаимоотношений между подростками. Обращаясь к юным слушателям, зам. директора МРДБ С.А. Грибова отметила: «В конце 90-х – начале 2000-х гг., к сожалению, никто не вел речь о каких-либо службах примирения в школах, и порой споры между ровесниками принимали уродливые формы. Сейчас же есть действенный механизм, позволяющий сохранить достоинство, если ситуация вышла из-под контроля, избежать риска нарушить закон. Психика подростков такова, что потребность в самоутверждении может перевесить социальные нормы, и ребенок может преступить закон, доказывая свою значимость. Но потом становится очень сложно доказать себе, что ты – достойная личность, и многие губят себя в юные годы, не сумев вовремя погасить эмоции, удержаться от грубости и попав в поле зрения правоохранительных органов. Надеемся, что наша совместная работа с Верховным судом республики поможет детям более осознанно строить отношения с окружающими, и они вырастут законопослушными и юридически грамотными людьми».